Власть бывает платная и бесплатная
Главы 34-х районов области и трёх ЗАТО отныне работают бесплатно. Подобное волонтёрство позволит сэкономить местным бюджетам 15 млн рублей в этом году. И это только начало. В следующем году власти прогнозируют ещё более внушительную цифру – миллионов эдак 35. Об этом и других достижениях в оптимизации местного самоуправления доложил журналистам в минувшую пятницу министр по делам территориальных образований региона Сергей Нестеров.
Обычная ротация кадров
Отказаться от денег глав районов подвигнул губернатор. Идея о работе на неоплачиваемой основе пришла в голову Валерию Радаеву сразу же, как только он перебрался из думы в правительство.
Инициатива нашла в политических кругах как сторонников, так и противников. Первые напоминали, что глава района – не более чем громкая должность. По сути, глава – обычный спикер местного собрания депутатов, потому денег за свою работу получать не должен. Вторые предрекали активное развитие в селе коррупции и вспоминали советский анекдот, в котором устраивавшийся на должность завсклада человек к своему удивлению узнал, что ему ещё и зарплата положена.
Первым идею волонтёрства поддержал глава Саратовского района Анатолий Зотов. Он заявил, что отныне будет работать на общественных началах. Было это в апреле. В июне Зотов бесплатную работу оставил. Из главы района он превратился в главу администрации. И стал опять получать деньги. Такая же ситуация со сменой статуса произошла в Балтайском, Екатериновском, Краснокутском, Питерском, Ершовском районах – главы отныне неоплачиваемой представительной власти быстренько стали главами власти платной – исполнительной. А вот руководители ещё двух районов, Ивантеевского и Воскресенского, никуда перебегать не стали, а добровольно оставили свои посты. Подобный переход одних людей и уход других совершенно не связан с волонтёрской инициативой Радаева, уверен Нестеров. «Это обычная ротация», – считает чиновник.
Идея о работе за спасибо имеет одну оговорку. Затрагивает она только малочисленные районы – те, где проживает менее 50 тысяч жителей. В Саратовской области таких 31. Откуда же взялись 34 «бесплатных», о которых говорил министр? Оказывается, некоторые районы, где главы совершенно спокойно могли получать за свою работу деньги, решили последовать за большинством. В числе таких «передовиков» Ртищевский, Пугачёвский, Марксовский, где проживают соответственно 58, 61 и 65 тысяч граждан.
Главы ещё более крупных территорий, население которых превышает отметку в 100 тысяч, остались работать на платной основе. Это районы Вольский, Балаковский, Балашовский, Энгельсский. «Мы пока думаем, что там это необходимо», – резюмировал Нестеров.
Домовитость министерства на этом не закончилась. Из-за «раздутого штата и избыточных функций» решено было сократить и число рядовых работников аппаратов районных собраний депутатов. В итоге из 252 штатных единиц осталось 53. «Мы изучили опыт соседних регионов, особенно Пензы и Мордовии, процесс прошёл безболезненно и никак не повлиял на эффективность работы», – сообщил министр. И отметил, что в денежном эквиваленте такая масштабная «чистка» позволит сэкономить также около 35 млн рублей. Деньги эти, по заверениям чиновника, пойдут на нужды районов: освещение, дороги, благоустройство, водоснабжение.
Обогнав губернатора по числу заместителей
Реформировав представительную власть, министерство взялось за исполнительную. В его планах – объединение администраций районных центров с администрациями районов. Причины тому таковы: дублирование функций – раз, экономия бюджета – два, люди во власти путаются – три. Стоят, к примеру, на одной улице две администрации. Первая район обслуживает, вторая – районный центр. А местные жители, в такие нюансы не вникающие, нервничают, ходят от одного здания к другому, не зная, куда обратиться. «Согласно проведённому нами социологическому опросу, – заметил Нестеров, – 90 процентов жителей выступили за то, чтобы администрация была одна».
Если администрации объединяются, то число руководителей, их заместителей и иных муниципальных служащих сокращается. Вместо двух глав, как правило, с машинами, секретарями, помощниками, останется один, заметил Нестеров и привёл несколько примеров.
Пример №1: губернатор Радаев, придя к власти, уменьшил штатную численность своих заместителей с восьми до пяти, а ещё сократил несколько министерств. Пример №2: до недавнего времени у главы Балтайской районной администрации было пять заместителей, Лысогорской – шесть. Это никуда не годится, решили в министерстве, и перекос устранили, оставив первому одного зама, второму – двух. «Мы решили, что в небольших районах у глав администраций должны работать один-два заместителя. Всего было сокращено 56 единиц», – рассказал министр.
Первопроходцем в объединительном деле станет Аркадакский район. В октябре там начнёт действовать новая единая структура, исполняющая полномочия двух администраций. К концу 2013 года подобную реформу планируется провести в 23-х районах, закончить же объединение власть готова к 2016-му. Кстати, таким образом планируется сэкономить ещё около 200 млн рублей.
Налаживая диалог
На селе какие вопросы не подними, все проблемными оказываются. А самое главное, что на решение всех – денег не хватает. Полномочий-то у муниципалитетов полно, а вот с финансовым обеспечением туго. «До конца года у муниципальных образований появятся схемы территориального планирования, генпланы, правила землепользования и застройки. Всё это позволит повысить собираемость земельного налога, который является одним из основных источников дохода поселений. Если земля будет оформлена, это увеличит наполняемость бюджетов примерно на 20 процентов. Цифра эта серьёзная», – порадовал Нестеров. И радужные перспективы рисовать продолжил.
Сообщив, что областная власть не делит территории на любимые и нелюбимые, стараясь вести единую политику для всех, министр рассказал о планах на будущую пятилетку. Так, чтобы облегчить муниципалитетам развитие социальной и инженерной инфраструктуры, планируется приобрести 260 единиц коммунальной техники, в первую очередь снегоуборочной. Для хорошей жизни не хватает ещё где-то 500 единиц, но и 260 – для начала тоже неплохо, заметил Нестеров.
Чтобы местные чиновники хорошо ориентировались в быстро меняющемся законодательстве, министерство отправит шесть тысяч из них на обучение и переподготовку. Чтобы стимулировать муниципалитеты хорошо работать, задуман конкурс на лучшее муниципальное образование. Развитие районов и городских округов будут оценивать по 27-ми критериям, городских и сельских поселений – по 22-м. Победителей ожидают денежные награды. Среди критериев: качество здравоохранения, образования, обеспеченность детскими садами, состояние дорог, развитие спорта, привлечение инвестиций, работа с обращениями граждан.
Нестеров всё неустанно повторял, что муниципальная власть должна наладить диалог с народом. Если обратная связь есть, то и жалоб на жизнь меньше, если связи нет, то возникает социальная напряжённость, вывел чиновник формулу и сообщил: «Мы объехали около 900 населённых пунктов, провели 54 схода граждан. На некоторых сходах жители впервые увидели в лицо глав своих администраций, тех, кто по пять-шесть лет уже работает».
Подытожил свой рассказ Нестеров таким обещанием – прежде чем что-то оптимизировать, менять, власти будут опираться на мнение местных жителей. «Мы проводим социологические опросы, встречи с жителями. Спрашиваем, удовлетворены ли они работой администраций».
*** За полгода в министерство по делам территориальных образований поступило 253 обращения от граждан. На телефон «горячей линии» позвонили 16 жителей. Ещё 147 человек обратились за помощью лично. Из всех обращений положительно решены были 66.
*** Саратовская область разделена на 38 районов, из которых 20 находятся в Правобережье, а 18 – в Левобережье. В области насчитывается 18 городов, 26 рабочих посёлков и 1804 населённых пункта сельского типа.
Административно-территориальное устройство губернии включает административный центр области – город Саратов, три закрытых административно-территориальных образования, 357 сельских и 40 городских.
В регионе преобладает городское население (73,7%).