С ухаба на ухаб
«Дороги у вас – дерьмо», – сказал мне мой старинный друг. Я яростно начала доказывать, что это совершенная неправда и что дороги у нас в городе – почти сплошь асфальт, и вообще, говорила я приятелю, вспомни, какие дороги были в Саратове 20 лет назад. Срок я этот обозначила потому, что приятель мой аккурат 20 лет назад покинул Саратов. И страну тоже.
С асфальтом приятель спорить не стал. Но привел свой аргумент, против которого возражать было невозможно. «Да, асфальт, причем хороший. Только скорость разовьешь, и вдруг дыра. Или люк. Короче, плохие дороги».
Я не стала припоминать приятелю, что как раз около места его работы есть (или была – два года назад – точно) изрядная колдобина. Потом вспомнила, что это единственная колдобина, которая встретилась нам с подругой, которая выгуливала меня по югу Франции и с которой мы намотали по их рафинированной загранице более тысячи километров. Но я, собственно, о дорогах Саратова. И о его же дорожном движении.
Несмотря на критику уже иностранного друга, я глубоко уверена, что дороги стали лучше. И уверенность моя стала непоколебимой после того, как улицу Киселева на участке между Вольской и Чапаева привели в порядок. Кто помнит этот отрезок? Там с одной стороны шикарное офисное здание, где размещается пара серьезных банков и новый ТЮЗ. С другой – элитный недострой и почтамт. И этот крохотный участок вполне себе центральной улицы до минувшего вторника был испещрен ямами. Причем не мелкими выбоинами, а серьезными такими прорехами в асфальте, для преодоления которых надо было практически останавливать машину и медленно-аккуратно спускаться сначала одним колесиком, потом другим…
Пока ТЮЗ был вечной стройкой, эти выбоины-колдобины смотрелись даже органично – символ разгильдяйства многих поколений больших и прочих начальников. Но когда ТЮЗ заблистал во всей красе? ТЮЗ, значит, блещет, а дорога рядом – полный отстой? Видимо, наблюдала за этой дорогой не я одна. Или, и это тоже вариант, на Киселева каким-то чудом попал пешим ходом или сам за рулем, или еще каким-то чудесным образом большой начальник. Помните, в начале лета глава города Олег Грищенко прокатился на мотоцикле за мороженым сыну в гипермаркет «Лента»? И исчезнувший было за зиму участок дороги от трассы до парковки появился практически за одну ночь.
Но я опять отвлеклась. На самом деле, таких улочек, проездов, переулков в Саратове, где вроде бы и есть асфальт, но проехать там невозможно, – масса. Например, выезд с улицы Соборной на улицу Соколовую. Но это маленькая улочка и очень локальная проблема. А есть еще улица Вольская. Я все время хочу посчитать люки, расположенные на дороге. Но находясь за рулем, сделать это без риска создать аварийную ситуацию невозможно. Та же ерунда и на Горького. Только из горьковской ерунды регулярно текут потоки воды. Иногда горячей. Зимой это особенно весело. Потому что в пару не видно ни машин, ни людей.
Ладно, а теперь о хорошем. Как патологически трусливый автолюбитель, принципиально соблюдающий ПДД, в том числе и указывающие снизить скорость до 40 км в час, я обнаружила хорошую тенденцию. Наши водители стали ездить аккуратнее и вежливее. Что удивительно: чем круче машина, тем вежливее ведет себя водитель, за редкими исключениями, конечно. Самые беспардонные и хамоватые водители мечутся по городу на отечественном автопроме: шестерки, восьмерки, девятки. Единственное, что категорически не хотят делать все – включать поворотники. Пусть это не самое опасное и не самое чреватое аварией нарушение, но мы же говорим о вежливости. Я когда-то пыталась изучать правила дорожного движения в солнечной Калифорнии. Там каждая глава, каждый раздел этих самых правил начинались со слов «водители, будьте вежливы друг с другом и по отношению к пешеходам».
У нас до такого не додумались. Но у них, на диком Западе и в буржуазной Европе, очень корректный трафик. И, видимо, часто бывающие за границей владельцы хороших авто поняли наконец, что взаимная вежливость на дорогах – это хорошо и удобно.