«Похоже на чудесный дворец»

Оценить
Так оценивали саратовцы новое здание городского театра, построенного по проекту архитектора Тидена

Поздним летним вечером 1862 года в Саратове сгорело недавно построенное деревянное здание городского театра на Театральной площади. Выдающийся русский актер и режиссер П. М. Медведев писал в воспоминаниях: «В конце июля, во время спектакля [в загородном театре Шехтеля] мы увидели в городе огромное зарево пожара. Сказали, что горит зимний театр». Но Саратов был театральным городом. Получить сюда ангажемент считалось почетным. Новое здание зимнего городского театра решили строить каменным. Проектирование было поручено Карлу Васильевичу Тидену (1830-1885).
Автор: Евгений Константинович Максимов, заслуженный работник культуры РФ, доцент

По окончании строительного училища Тиден был направлен в Прибалтику, в Курляндскую губернию в строительную и дорожную комиссию. В 1857 году Карла Васильевича переводят в Саратовскую губернию архитектором строительных работ, а с 1862 года назначают губернским архитектором. Карл Тиден уже имел опыт строительства театрального здания, которое он соорудил в городе Митаве в Латвии. Составленный архитектором проект саратовского театра был отправлен в Петербург. Там вид театра показался несколько суховатым. Эксперт Министерства путей сообщения Д. И. Гримм подправил виды фасада здания, и проект был утвержден. Началось строительство каменного здания городского театра.

Осенью 1865 года здание было готово. Местная газета сообщала, что «наружным видом наш театр походит на один из театров Вены, а внутреннее его устройство уподоблено Малому театру в Москве». Внутренняя отделка интерьеров была проста и изящна. В зрительном зале – «…золотые, с безукоризненным рисунком по белому фону барьеры, голубая обивка кресел. Золоченые бра для свечей, приличная мебель составляют гармоничное целое, похожее на чудесный дворец. Все это приятно поражало зрителей».

После смерти Карла Тидена прошел слух, что театр проектировал не он, а городской архитектор Алексей Маркович Салько. Эта версия бытует и поныне. Однако Салько не мог быть проектантом, ибо он только в 1862 году окончил строительное училище, был назначен архитекторским помощником в Саратов. Никакого проектировочного и строительного опыта у него не имелось, и вряд ли местные власти могли доверить ему такое строительство. Сохранившиеся в Государственном архиве Саратовской области документы сообщают, что Салько поручили пересчет сметы сооружения театра, возможно, связанный с повышением цен на строительные материалы. В ведомостях на оплату работ фамилии Салько нет.

Из других общественных зданий, построенных Карлом Тиденом по своим проектам, следует назвать лютеранскую церковь на Никольской (ныне Радищева) улице. В июле 1877 года состоялась закладка церкви, и через два года она была выстроена и освящена. Газета «Саратовский листок» отмечала: «Лютеранская церковь воздвигнута на одной из лучших улиц города – Никольской – и по архитектуре своей относится к типам стиля готического. Здание это <…> имеет оригинальный и до некоторой степени красивый вид».

Но в одном обзоре за 1879 год есть упоминание о сходстве саратовской лютеранской церкви с кирхой в колонии Цюрих, с которой и был, дескать, снят план для постройки храма в Саратове. Поиски ответа на этот вопрос привели в архив и дали прелюбопытнейший результат. Оказалось, что чертежи такой церкви, как в Саратове, колониях Цюрих (сейчас село Зоркино Марксовского района), были разработаны в Берлине и с него снимались планы для построек. Так что саратовскую лютеранскую церковь Карл Васильевич не проектировал, а только строил.