«Пенс», знай своё место
Российское правительство в очередной раз берётся за реформирование пенсионной системы. Правда, к заботе государства о комфортной старости своих граждан эта реформа отношения не имеет. Просто, что называется, «припёрло». Дефицит Пенсионного фонда в этом году перевалит за триллион, а затыкать финансовую брешь такого размера из средств российского бюджета у власти больше нет никакого желания. Расплатиться с чужими долгами снова предлагают населению.
Бодро – на те же грабли
Проблема растущего дефицита Пенсионного фонда России возникла уже давно. Но только в мае, сразу после инаугурации в президенты, Владимир Путин поручил Министерству труда и Пенсионному фонду в срочном порядке подготовить варианты решения зависшей проблемы и не позднее 15 сентября представить их правительству. Ведомства разродились проектом «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года» и на минувшей неделе отправили его на согласование с другими министерствами и экспертным сообществом.
Эксперты, уже успевшие ознакомиться с документом, назвали его основательным, но весьма спорным. Много, мол, в нём любопытных и дискуссионных моментов. Но хотя проект реформы в целом кажется ещё сырым, ряд предусмотренных в нём изменений должен вступить в силу уже с января 2013 года. Ведомства пришли к соглашению по целому ряду вопросов. При этом известно, что ни одно новшество не коснётся, например, госслужащих и силовиков, а вот на других группах населения скажется весьма болезненно.В частности, с 2013 года вводится дополнительный тариф для работодателей за вредные и опасные условия труда (на 2-4% с дальнейшим повышением до 6-9% к 2015 году). Эти средства планируется направить на выплату досрочных пенсий людям, работающим на вредных производствах. Кроме того, по замыслу авторов реформы, дополнительный тариф послужит неплохим стимулом для работодателей улучшать условия труда.
Отчисления для самозанятого населения (нотариусов, адвокатов, предпринимателей) с 2013 года удвоятся. Если на сегодня сумма отчислений составляет 14 тысяч в год, то со следующего года предприниматели будут отправлять в ПФР по 28 тысяч рублей ежегодно. При этом о рисках ухода самозанятых в ещё более глубокую тень после удвоения взносов в Пенсионный фонд авторы реформы предпочитают молчать. Независимые эксперты напоминают о непродуманном повышении тарифов в 2011 году, которое уже привело к провалам в собираемости социальных отчислений, и подозревают, что «государство бодро идет на те же грабли».
Увеличится с нового года и величина стажа, которая даёт право на пенсию льготным категориям пенсионеров, например, учителям и врачам. Так называемый «период дожития» с нынешних 19 лет доведут до 21 года к 2015 году.
Единственный вопрос, по которому у ведомств нет согласия – это накопительная часть пенсии. Определиться, что с ней делать, авторам проекта стратегии и экспертам необходимо в ближайшие две недели. А выбор предстоит нелёгкий. Известно, что сейчас активно обсуждается не меньше четырёх сценариев развития пенсионной системы с накопительной частью и без неё.
Хорошо забытое старое
До 2001 года пенсионная система в России была распределительной и полностью основанной на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии выплачивали за счёт перечисленных взносов работающих граждан. При такой системе идеальной считается ситуация, когда на одного пенсионера приходится не менее трех работающих граждан. Заметно хуже пенсионеры начинают себя чувствовать (в финансовом плане) уже при соотношении один к двум. Такая пропорция, на языке специалистов, делает распределительную систему финансово неустойчивой.
К 2000 году в России соотношение пенсионеров и работающего населения, по данным Бюро Экономического анализа, выглядело как один к 1,37. А сейчас и вовсе, по официальным данным, в России на 100 пенсионеров приходится 128 работающих.Пенсионная реформа, начавшаяся в 2002 году, дополнила распределительную систему начисления пенсий накопительной частью и страховыми обязательствами государства перед каждым гражданином.
Взносы в ПФР, которые работодатель делает за каждого своего работника, – 22% от фонда оплаты труда для зарплат до 42,6 тысячи рублей в месяц – распределяются следующим образом: 6% – на накопительную часть, 14% – на страховую (именно эти деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам). С зарплат, превышающих пороговый уровень в 42,6 тысяч рублей, работодатели платят еще 10%, которые также направляются на выплату текущих пенсий. Это касается отчислений за работников 1967 года рождения и моложе. Взносы за работников старшего возраста на накопления уже не идут, а целиком перечисляются на страховую часть.
Таким образом, те, кто имел возможность копить часть своих пенсионных взносов, получали реальный шанс заработать на безбедную старость. К тому же мы получили право распоряжаться накопительной частью своих будущих пенсий по своему усмотрению, то есть, например, отдать её в распоряжение другим, негосударственным пенсионным фондам, чтобы как-то свои накопления приумножить. Особо предусмотрительные так и поступили.
Бесславно почившая
Но за 10 лет пенсионная реформа так и не показала желаемых результатов. По данным некоторых экспертов, отмечающих провал накопительной системы, в 2012 году первые получатели пенсии с накопительным компонентом смогли рассчитывать на прибавку к общей распределительной пенсии всего 26,74 рубля в месяц. В 2023 году прибавка, по их словам, составит 344 рубля в месяц. Стоит ли будущим пенсионерам отчислять 6% от своего дохода (для среднестатистического россиянина это сейчас около 1500 рублей в месяц) в обязательную накопительную систему, чтобы в старости получать 344 рубля?
Однако сторонники пенсионных накоплений отмечают, что в этой цифре есть некоторое лукавство. Эти расчеты учитывают накопления тех, кто копили на пенсию с 2002 по 2004 год по тарифу 2%, а потом были исключены из системы. На их счетах находится по 7-8 тысяч рублей. Если из выборки исключить этих людей, результат будет несколько иной: в среднем на счёте гражданина России в 2025 году будет находиться около 584 тысяч руб., то есть прибавка к пенсии среднестатистического россиянина составит примерно 2500 рублей в месяц.Как бы то ни было, сегодня принято считать, что пенсионная реформа образца 2002 года не сработала. Подробно о причинах этого провала «Газета недели» писала несколько месяцев назад (№15 (194) от 24 апреля 2012 года). Если коротко, то дело в неблагоприятной демографической и экономической ситуации в стране, что делает неэффективными как распределительную, так и накопительную пенсионные системы. Государство же, затевая новую пенсионную реформу, как бы заявляет, что денег на содержание нынешних пенсионеров у него нет. По подсчетам Минтруда, триллионный дефицит бюджета Пенсионного фонда, который покрывается трансфертами из бюджета страны, удвоится уже к 2050 году – если сейчас ничего не сделать.
«Страховой манёвр» с отказом
Пока единого рецепта спасения у правительства нет. Но есть два противоборствующих лагеря. Первый – это Минфин, придерживающийся позиции, что нужно развивать государственную накопительную систему и при этом аккуратно, там, где возможно, снижать нагрузку текущих выплат. Ведомство, в частности, предлагает провести ревизию досрочных пенсий, увеличить с 19 до 21 года так называемый «коэффициент дожития» и немного снизить скорость индексации пенсий. В качестве не сиюминутной, но неизбежной меры в Минфине рассматривают и повышение пенсионного возраста. Но президент пока сказал: «Не надо».
В оппонентах у Минфина сразу два ведомства – Пенсионный фонд России и Министерство труда. Их главная идея состоит в том, что накопительная система себя не оправдала, а отвлечение в неё части страховых взносов является одной из причин роста дефицита Пенсионного фонда. В качестве выхода из ситуации они предлагают ликвидировать накопительную часть, а все поступления в ПФР пустить на текущие выплаты.Минтруда и ПФР, являясь авторами проекта «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», предлагают снизить на ближайшие три года размер взносов в накопительную часть с 6% до 2%. Они назвали этот переходный период «страховым манёвром». По истечении срока накопительный тариф по умолчанию будет передан в распределительную часть полностью.
По сути, авторы стратегии предлагают вернуться к классической солидарной системе и сохранить ее вплоть до 2030 года. Реформой такой сценарий развития назвать трудно. Это скорее очевидный отказ от нее.
Четыре сценария и общий финал
В ходе обсуждения проекта стратегии развития пенсионной системы на всевозможных рабочих группах родилось ещё три сценария реформирования пенсионной системы в целом и её накопительного компонента в частности.Один из них предполагает предоставление работникам права выбора, куда направлять 6% – на накопительную пенсию в рамках НПФ или на солидарно-страховую, гарантируемую государством. То есть те, кто пожелает копить себе на безбедную старость самостоятельно, такую возможность получат – на добровольных началах. Каждый желающий участвовать в системе добровольного пенсионного страхования сможет, например, написать заявление в ПФР, после чего 6% из 22% уплачиваемых работодателем взносов будут направляться на добровольное пенсионное страхование. Правда, с одним условием: такой человек должен добавить в накопительную составляющую к 6% от фонда оплаты труда еще 2% с зарплаты. Мол, копишь на пенсию – плати больше.
Правда, многие эксперты предрекают неминуемую гибель накопительной системы даже при таком раскладе. Учитывая невысокий уровень финансовой грамотности населения, аналитики уверены, что число желающих участвовать в добровольной системе будет очень невелико: вряд ли превысит статистическую погрешность. А потому через несколько лет накопительная система в ее нынешнем виде отомрет сама собой.
Третий вариант – оставить накопительный компонент не для всех, а только для тех граждан, которые имеют зарплату выше средней по стране. Сейчас это 26 тысяч рублей в месяц. Так как сокращение накопительной части до 2% от ФОТ все равно не даст ощутимой прибавки к пенсии для малообеспеченных.
Четвертый сценарий реформирования российской пенсионной системы строится на понятии корпоративной пенсии. Корпоративную пенсию предлагается ввести, в частности, для компаний, имеющих работников с правом досрочного выхода на пенсию.
Такие компании будут обязаны платить повышенный тариф по накопительной части (до 9%). Но этот повышенный взнос можно будет не перечислять в ПФР, а развивать собственную корпоративную пенсионную систему. При устройстве на работу на каждого работника должен быть заведен пенсионный счёт, работник будет подписывать с работодателем договор, описывающий способы инвестирования пенсионных накоплений. Компании смогут соинвестировать пенсионные накопления своих работников. Управлять этими средствами может НПФ, выбранный работодателем. Или можно будет открыть долгосрочные пенсионные счета в банке. В общем, варианты пока обсуждаются.
Принудительный переход на самообеспечение
Независимо от того, какой из сценариев развития пенсионной системы в конечном итоге выберет правительство, исход будет один – ликвидация накопительного компонента и возвращение к распределительной системе. Только так правительство сможет пополнить бюджет Пенсионного фонда, не делая дополнительных трат из государственной казны. В качестве «донора» Пенсионного фонда фактически выбраны будущие пенсионеры. Они должны будут не только оплатить пособие для пенсионеров нынешних, но и обеспечить собственную старость.
Независимые эксперты сходятся во мнении, что планы по сокращению, а тем более отмене обязательного накопительного компонента пенсии – очень плохая идея из-за ухудшающихся демографических показателей. Люди среднего возраста, которые будут выходить на пенсию с 2030 года, сильно пострадают, если не смогут копить себе на пенсию сами. Накопительная система, при всех её недостатках, риски остаться вовсе без пенсионного довольствия минимизирует, поясняют аналитики.Другими словами, если существующий проект реформы всё же будет принят, то с каждым годом пенсии будут уменьшаться. Во всяком случае, до тех пор, пока государство не найдёт новый способ обеспечения пенсионных прав будущих пенсионеров.