Развитие местного самоуправления. Попытка №3

Оценить
Цель новой пятилетней областной программы от прежних двух не отличается

МСУ. Многие граждане слышали эту аббревиатуру не раз, но далеко не все знают, что эти три буквы означают. Между тем аббревиатура эта активно используется властью и СМИ с 2006 года. Недавно у МСУ даже появился свой праздник. Каждый год 21 апреля в России будет отмечаться День местного самоуправления (именно так расшифровывается МСУ) – об этом позаботился президент Владимир Путин. Апрельская дата выбрана не случайно – в этот день в 1785 году была издана Жалованная грамота городам, которая и положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Автор: Ульяна Грецкая

Цифры и буквы

С 2013 года в губернии начнёт действовать третья по счёту областная целевая программа «Развитие местного самоуправления в Саратовской области». Рассчитана программа на пятилетку, то есть до 2017 года. Финансироваться она будет из средств региональной казны и местных бюджетов. Общий объем финансового обеспечения программных мероприятий должен составить 760,8 млн рублей (из региональной казны – 400,8 млн, из местных бюджетов (прогнозно) – 360 млн).

Разбивка финансирования по годам будет выглядеть так: на развитие МСУ в 2013 году планируется потратить 47,9 млн рублей, в 2014-м – 133 млн, 2015-м – 137,3 млн, 2016-м – 205,2 млн, 2017-м – 237,4 млн.

Первая программа была рассчитана на три года – с 2006-го по 2008-й. Финансировалась она за счёт средств областного бюджета. Вложить в развитие предполагалось 199,9 млн рублей. На эти средства нужно было создать «систему нормативного правового, организационного, технического и кадрового обеспечения для эффективного осуществления органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных законодательством». В результате общие расходы областного бюджета на реализацию программных мероприятий превысили запланированные, составив 234 млн рублей.

Власть, как она сама считает, с возложенной на неё задачей справилась. В итоговом отчёте значилось, что за три программных года условия для организации деятельности муниципальных образований в целом были созданы. Все городские и сельские поселения области получили новые автомобили, оргтехнику, комплексы программного обеспечения. Руководители и специалисты из муниципалитетов прошли дополнительное обучение. При этом программно-методические материалы, которые для обучения использовались, не раз отмечались на всероссийских конкурсах. Несмотря на хорошую программную базу, одной из главных проблем развития МСУ как несколько лет назад, так и сейчас называют кадровую. Ну не хватает в муниципалитетах квалифицированных работников!

Конечные результаты, ожидаемые от реализации второй программы (действие её началось в 2009 году, заканчивается в этом), были аналогичными. Зато вот финансирование выросло в разы, причём капитально потратиться на программные мероприятия должны были именно муниципалитеты. Из запланированной на четыре года суммы в 904,5 млн рублей вклад местных бюджетов прогнозировался в размере 571,1 млн.

О том, как власти справились с реализацией второй программы, пока неизвестно – действие её ещё не закончено. Из заметных достижений можно отметить то, что за это время муниципалитеты получили приличное количество автотранспорта и коммунальной техники – всего 328 единиц (в том числе 84 экскаватора-бульдозера, 75 погрузчиков, 64 мусоровоза). Другое дело – как местная власть с полученным транспортом поступила. Смогла ли поставить на баланс, иногда муниципалитетам на это элементарно не хватает денег, использует ли транспорт по назначению. Кстати, на покупку техники были потрачены не только областные деньги, но и субсидии из федерального бюджета.

С надеждой глядя вверх

До того как вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», мест-

ное самоуправление в губернии осуществлялось на уровне районов (объединённые муниципальные образования), областного центра – города Саратова и трёх закрытых административно-территориальных образований. Всего на территории области насчитывалось 42 муниципальных образования. На поселенческом уровне местное самоуправлением отсутствовало. Потому реформа МСУ в Саратовской области начиналась в сложных условиях – все 40 городских поселений и 357 сельских поселений являлись вновь образованными. Цифры эти, как оказалось недавно, не окончательные. Минувшей весной губернатор Валерий Радаев пообещал число муниципальных районов и образований сократить.

131-й федеральный закон – сложный и неоднозначный. Его хвалят и ругают, в него периодически вносят изменения и дополнения. Так, например, перечень вопросов местного значения поселений, предусмотренный изначально (в 2003 году в него входило 22 вопроса), был значительно расширен – в настоящее время он содержит 38 вопросов. Однако «верхи», после передачи полномочий вниз, денег для их реализации на места давать не спешат. Оттого нищие муниципалитеты с надеждой смотрят на вышестоящих коллег и ждут очередную подачку как манну небесную.

«Верхи» же говорят про итоги выборов, от которых и зависит размер подачки.

Так как Владимир Путин уделял и уделяет большое внимание развитию местного самоуправления, регионы стараются его радовать – для успешного развития и поддержки МСУ они разрабатывают свои региональные программы. По данным министерства регионального развития, в настоящее время реализуется примерно 250 подобных программ, причём в каждом субъекте РФ они различаются по продолжительности действия и формам реализации, есть среди них и такие, которые направлены на решение отдельных вопросов на уровне муниципальных образований.

Например, в Орловской области реализована программа дорожных работ по приведению в приличное состояние автомобильных дорог в муниципальных образованиях и сельских поселениях. В Самарском регионе действуют программы по установлению границ муниципальных образований и развитию муниципальной службы. Ещё, учитывая сложности материально-технического оснащения муниципальных образований, в частности, непосредственного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, разрабатываются программы по информатизации органов местного самоуправления.

Цель новой пятилетней областной программы от прежних двух не отличается. Звучит она так: «…содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населённых пунктах».

Если программа будет реализовываться без сбоев, то с её помощью доля муниципальных образований, имеющих утверждённые границы, а также показатель укомплектованности органов МСУ материально-техническими средствами (транспортом и коммунальной техникой), увеличится до 50 процентов. Однако совсем не факт, что люди, живущие в муниципальных образованиях, станут жить от этого лучше. 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» реализуется в нашей стране с 2006 года. Однако для воплощения возложенной на него благой задачи – сделать местное самоуправление властью народа и для народа – ещё ой как далеко.

Ольга Баталина, депутат Государственной думы, «ЕР»:

САМЫЕ ОЩУТИМЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

«Каждый день МСУ решают самые чувствительные вопросы, напрямую влияющие на качество жизни людей. Это власть шаговой доступности. Год назад Счётная палата провела проверку и выявила, что до 90 процентов доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, и они уже определяют финансовое пополнение МСУ. Такая «трансфертная политика» лишает муниципальные образования стимулов к развитию собственной налоговой базы. Однако в последнее время, благодаря ряду законодательных инициатив, ситуация стала меняться. Так, в начале июня Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые существенно расширяют налогооблагаемую базу по земельному налогу (доходы от его уплаты направляются в местные бюджеты). С 2013 года держатели тех федеральных земель, которые используются для нужд обороны, безопасности, таможенных нужд, и не платившие раньше налог на землю, вынуждены будут это делать по ставке, не превышающей 0,3 процента их кадастровой стоимости. Ожидается, что благодаря этим поправкам местные бюджеты получат более 3 млрд рублей. Ещё одна поправка в 131-й ФЗ не позволит региональным властям перекладывать исполнение своих финансовых обязательств на «местные плечи».

Развитие МСУ невозможно без прямого и активного участия в процессах жителей. Участие должно носить широкий характер: от народного обсуждения местных инициатив до активного привлечения во власть новых лиц. Неслучайно в статье «Демократия и качество государства» Владимир Путин назвал местное самоуправление «школой демократии». Самые ощутимые повседневные вопросы решаются именно на муниципальном уровне».