Фольксваген на колёсах от БТРа
Очередные специализированные выставки «Нефть. Газ. Хим. 2012»,«Тэхноэкспо. 2012» и «Промышленные предприятия для ОАО «РЖД»» прошли на минувшей неделе в рамках 4-го специализированного индустриального форума. Организаторы – выставочный центр «Софит-Экспо» и Министерство промышленности и энергетики Саратовской области.
«Проведённые за последние годы выставки доказали свою востребованность и эффективность, – сказал открывавший форум губернатор Валерий Радаев. – Сегодня здесь представлено более 100 ведущих предприятий из 17 регионов России и дальнего зарубежья. Выпускаемая ими продукция широко востребована на рынке».
По словам Радаева, в промышленном секторе области занято 6 тысяч организаций и пятая часть работающих в областной экономике. На его долю приходится свыше 30% валового регионального продукта. Количество поданных заявок на патенты в Саратовской области в 1,5 раза выше, чем в среднем по регионам России, а по количеству созданных передовых производственных технологий мы занимаем третье место в ПФО.
«В профессиональной среде форум зарекомендовал себя как успешный выставочный проект и активная коммуникационная площадка. Это актуально для промышленного комплекса Саратовской области», –– похвалил губернатор. После открытия Радаев в сопровождении министра промышленности Сергея Лисовского прошёлся по выставке. Чуть поодаль хмуро шёл министр торговли и экономразвития Владимир Пожаров.
«Я просто озабочен… – пояснил мне Владимир Александрович. – Большая работа идёт по бюджету 13-го года. Мы рассматриваем социально-экономические программы всех муниципальных районов. Перегруз идёт информационный».
Во время своего променада по манежу губернатор останавливался у стендов и общался с представителями компаний-участников. Представителей завода автономных источников тока глава региона попросил сделать систему автономного энергообеспечения. В коротком комментарии корреспонденту «Газеты недели» Радаев из участников выставки отметил ООО «НПФ «Моссар»» (производящее в Марксе счётчики электроэнергии, кассовое оборудование, светодиодные светильники и планирующее начать производство светодиодных лампочек) и хвалынское ЗАО «Строительные технологии и машины» (выпускающее оборудование технологий для линий безопалубочного формования железобетонных изделий).
После осмотра экспонатов чиновники поднялись на второй этаж для участия в индустриальном форуме, на котором пятёрка местных предприятий была принята в клуб миллиардеров (по объёму производимой продукции и оказываемым услугам).
Прожорливый «Волкодав»
Экспонаты выставки были представлены не только в павильоне, но у входа во Дворец спорта.
Недалеко от дороги стоял внушительных размеров джип. Машина называлась «Волкодав» – этого богатыря представляла одна из саратовских компаний, специализирующаяся в том числе на производстве лебёдок и спецсигналов. Сделана машина на базе автомобиля «Фольксваген Амарок» (кузов, двигатель), к которому фирма добавила ряд своих решений (например, сварила оригинальную раму). Огромные колеса достались Волкодаву от бронетранспортера. Полная масса машины – 3,5 тонны. Питается Волкодав дизельным топливом, сжирая на трассе 13 литров на 100 км. Как сказали мне представители компании, машина является самой высокопроходимой из легковых и разрабатывалась для нужд МЧС, а кроме чрезвычайных ситуаций может использоваться на охоте и рыбалке. Удовольствие пересесть на БТРовские колёса будет стоить покупателю 2 миллиона 250 тысяч рублей.
Расположившаяся чуть дальше жёлтая, похожая на трансформаторную, будка, внутри которой пахло краской, оказалась групповой замерной установкой. Установка определяет количество и качество нефти в скважинах. Производится установка в Саратове.
Тайваньские, южнокорейские и итальянские металлообрабатывающие станки были защищены от капризов августовской погоды большой палаткой. На одном из станков, немного напоминавшем сервант, был наклеен стикер с изображением сапог и стриженого мужчины в хипстерских очках. Неужели так надо выглядеть, чтобы работать с этим оборудованием? Ох, уж до чего дошли эти зарубежные модники! Просто так уже и к станку не подойти. Но на самом деле стикер лишь предписывал использовать спецодежду и спецсредства во время работы.
Как пояснил представитель московской фирмы, поставляющей это оборудование, также они занимаются и лазерными, и даже плазменными установками. Но на выставку это оборудование не попало – слишком громоздкое. В манеже Дворца спорта металлообрабатывающие станки представляла и конкурирующая с москвичами фирма из Пензы. Один из агрегатов стоил 540 тысяч рублей. Как пояснил их представитель, похожее оборудование, изготовленное в России, стоит дороже.
Известно, что используемый на кухнях природный газ на самом деле не пахнет. Специфический запах ему придаётся искусственно, чтобы человек мог сразу почувствовать утечку. Представленный на выставке саратовский одоризатор газа может добавлять одорант в газ, метиловый спирт (смертельный для человека и опасный тем, что выглядит и пахнет, как спирт обычный), пропан, метан. Одоризаторы фирмы работают в Казахстане и в районах Сочи. А на Сахалине, в тайге, без участия человека работают автоматизированные одоризаторы.
Бычки из Петровска
Бычки из областного Петровска разбредаются по стране. Парочка забрела и на выставку. На существующем в составе ОАО «ЗиЛ» петровском заводе запчастей теперь собирают ЗиЛ-5301 («бычок»). Два представленных чистокровно петровских экземпляра стоили 993 и 1400 тысяч. Однако в связи со вступлением нашей страны в ВТО и утилизационным сбором с 1 сентября цены на них повысятся.
«Куда едем?» – спросил я у пассажиров припаркованного на обочине автобуса. Автобус ехать никуда не собирался – он был частью выставки. Чуть далее расположились «Газель», легковая машина и грузовик. Экспозиция одного из многочисленных филиалов «Газпрома» представляла транспорт, использующий в качестве топлива метан. У автобуса газовые баллоны были расположены на крыше, у «Газели» – под днищем, у грузовика – между кабиной и кузовом, а легковушка прятала баллон в багажнике. Метан хорош тем, что он экологичнее и дешевле традиционного топлива. А газпромовская компания как раз и занимается переоборудованием транспорта, переориентацией на использование метанового топлива вместо обычного. Переделать легковую машину стоит от 35 до 70 тысяч, грузовую – 80-90 тысяч, «Газель» – около 100 тысяч рублей. Цена включает в себя и стоимость газовых баллонов. Владельцу переоборудованной машины надо не забывать раз в три года проверять баллоны в соответствующих организациях. По оценке представителя компании, в нашей области на газе ездят порядка 600-700 машин.
На выставке были представлены и промышленные резинотехнические изделия (производство – Уфа), системы вытяжной вентиляции (Санкт-Петербург), сварочное оборудование (Екатеринбург), насосное оборудование (совместное производство Уфа-Таллин), манометры (расположенное в тёплой Индии производство принадлежит россиянам), контрольно-измерительные приборы для нефтяной промышленности (Рязань) и приборы неразрушающего контроля (Москва, СПб), оборудование лазерной резки и гравировки (изготавливается в Питере на базе немецких компонентов) и прочая продукция.
Уйти с выставки можно было не только с впечатлениями и контактами потенциальных партнёров, но и набив карманы бесплатными конфетами, шоколадками, ручками и прочей полезной всячиной, в рекламных целях раздаваемой участниками. Чем посетители (включая автора этих строк) пользовались бессовестно и с удовольствием.
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев:
МЫ ДОЛЖНЫ ПОДСТАВЛЯТЬ ПЛЕЧО
– Всё нравится, это же выставка. Всё интересно. И «Моссар» – новая линейка. Это с нуля созданное предприятие, которое изначально было филиалом Москвы, сегодня выпускает такую широкую линейку. Поэтому мы как власть должны просто подставлять плечо. Предприятие, которое вновь создаётся в Хвалынске, – вообще новейшие технологии. С учётом выпуска этой линейки и этой технологии, 23 тысячи – стоимость за квадратный метр. Конечно, для нас сегодня очень важно создать условия и возможность выпуска на нашей территории таких машин, которые обеспечили бы стройиндустрию стройматериалами по более приемлемой ценовой политике. Надо сказать, что наши предприятия не стоят на месте, есть движение вперёд и поиск. Самое главное – конкуренция. Мы видели начало нашей выставки – счётчики из Арзамаса Нижегородской области и наши. Вот это хорошая, здоровая конкуренция. Линейка практически повторяется, есть рынок у тех, есть рынок у этих. Поэтому они заставляют друг друга усиливаться и двигаться вперёд. Это очень хорошо.
Министр экономического развития и торговли Саратовской области Владимир Пожаров:
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО АГРАРНОЙ ОБЛАСТЬЮ
– Самое важное – то, что промышленность в Саратове не умерла, что бы ни говорили разные люди. Она есть. За июль индекс промышленного производства составил 6%. В России – 3,5%. Нам, конечно, нужно изыскивать различные рычаги, чтобы поддержать нашу промышленность, которая даёт половину доходов в бюджет. Мы же должны быть не только аграрной областью, но и промышленной, а самое главное – инновационной. И вот как раз здесь выставка показывает, что прогрессивные предприятия только тогда добиваются успеха, когда внедряют самые последние инновации. Мне понравился, во-первых, кластерный подход – вы, наверное, заметили, сколько у нас уже предприятий транспортного машиностроения. То есть у нас здесь получается кластер, деньги из области выходить не будут, будет выходить конечный продукт, прибыль будет оставаться вся здесь. Это хорошо. Они все внедряют последние достижения – это тоже хорошо. Они увеличивают валовой региональный продукт – это прекрасно. Соответственно, и налоги… Я считаю, для области крайне важно, чтобы у нас был хороший, постоянно действующий выставочный центр, чтобы не раз в год проводить такие мероприятия, а чаще.
***
Директор компании «Корпорация «Софит»» Ирина Курышева:
ВНЕС ЕВРО – ПОЛУЧИЛ СЕМЬ
– В России проходит 1060 выставок в год, принимающих 7,5 млн. посетителей. Годовой оборот выставочной деятельности в России – 350 млн. долларов, что в мировом объеме составляет всего 0,3%.
– В Саратове проходит 14 выставок в год, принимающих 56 тысяч посетителей. Годовой оборот – 2 млн. долларов.
– Вложение в выставочную деятельность 1 евро приносит до 7 евро в региональные и муниципальные бюджеты.
– В мире до 40% продаж происходит в результате участия в выставках.