ВТО: надеяться на лучшее, готовиться ко всему!

Оценить
Саратовский бизнес в ожидании новых ощущений и «отрицательных последствий на региональном уровне»

Совещание на тему «Об основных последствиях вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики» состоялось в правительстве Саратовской области на минувшей неделе. Участвовали заместитель председателя областного правительства Павел Большеданов, министр экономического развития области Владимир Пожаров, президент областной торгово-промышленной палаты Максим Фатеев, представители бизнеса и науки. Также за круглым столом белого зала был замечен бывший губернатор Саратовской области, ректор Поволжского института им. Столыпина РАНХГС при президенте РФ Дмитрий Аяцков, однако никакого выступления на совещании им сделано не было.

Закон о вступлении России во Всемирную торговую организацию президент подписал в июле этого года, после ратификации Госдумой и Советом Федерации. Формально Россия станет членом ВТО 22 августа 2012 года. Говорилось об этом событии давно и много – в том числе высказывались опасения, что российские компании не готовы к вторжению на рынок зарубежных конкурентов.

На рынок наконец-то придут предсказуемость и адекватность

По словам Владимира Пожарова, вступление России в ВТО можно считать происходящим де-юре – де-факто к правилам организации мы перешли уже давно, соответствующие изменения были внесены в законодательство ещё в 2003-2007 годах.

Основные изменения на новом этапе коснутся ввозных пошлин. Они будут снижаться, но не резко, а постепенно в течение переходных периодов – как правило, в 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам и услугам 5-7 лет. Будут заметно снижены или отменены пошлины на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства производства и элементную базу. На новые легковые автомобили в течение 7 лет пошлины снизят с 25 до 15 %. На старые автомобили – до 20 %, после чего останутся на этом уровне.

В сфере сельского хозяйства Россия оговорила право направлять на субсидии до 9 миллиардов долларов в год – это более чем в два раза выше по сравнению с другими претендующими на членство странами. Причём речь идёт только о прямых субсидиях и не касается средств, которые могут быть направлены по программе социального развития села (на улучшение жизни, инфраструктуры и проч.).

«Одним из важнейших положительных последствий вступления станет распространение предсказуемых правил игры для бизнеса, формирование адекватного современным реалиям экономического правового климата для субъектов российской экономики, что в итоге должно повысить инвестиционную привлекательность страны и её регионов», – сказал министр.

Пожаров отметил также неизбежный рост конкуренции, ведущий к расширению ассортимента товаров и услуг и снижению цен. Важным последствием станет снижение цен на товары инвестиционного спроса – оборудование, машины, технологии и так далее. Также могут несколько снизиться ставки по кредитам, что станет дополнительным фактором роста потребления инвестиций. По оценке экспертов, одним из положительных эффектов станет рост уровня потребления в стране. Однако этот рост проявится в основном в крупных городах и развитых регионах.

В зоне особого риска окажутся моногорода. Для них должны быть предусмотрены дополнительные меры социальной политики и субсидии малому бизнесу. Постепенно будут улучшаться условия доступа на зарубежные рынки российских товаров. Причём, по словам министра, это не столько энергоресурсы, сколько продукция металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства, что очень важно для Саратовской области.

Несмотря на такие открывающиеся возможности, сельскому хозяйству всё-таки угрожает сокращение объёмов производства. Среди проигравших в нашем регионе с большой вероятностью могут оказаться и многие сектора машиностроения, лёгкая и пищевая промышленность, производство ряда стройматериалов. Серьезной экспансии зарубежных компаний следует ждать в сфере розничной и оптовой торговли – это заставляет многих отечественных бизнесменов крайне негативно относиться к членству в ВТО.

«В краткосрочном периоде население и большинство предприятий вряд ли заметят какие-либо изменения, но это не повод пребывать в спокойствии, ожидая, что угрозы исчезнут сами собой», – предостерёг министр.

Область с неопределёнными последствиями

По словам заместителя министра промышленности и энергетики Владимира Белогородцева, вступление в ВТО – шаг, безусловно, имиджевый и несущий стране ряд плюсов. Хотя и без минусов тут не обойтись: «Так как область не имеет чёткой специализации, она относится к регионам с неопределёнными последствиями в ВТО».

По заявлению Белогородцева, на местную энергетику (занимающую четверть от общего объёма производства) вступление в ВТО может повлиять положительно через расширение научно-технических контактов и более свободный обмен кадрами и опытом. Для второго по объёму химического производства специалисты также прогнозируют положительный эффект. Для него, помимо улучшенного доступа на международные рынки, откроется доступ к механизмам разрешения торговых споров. Это достаточно актуальный вопрос, поскольку на ряд химической и нефтехимической продукции (в том числе производимой в нашей области) действует ряд заградительных мер, не запрещённых правилами ВТО (таких как антидемпинговые пошлины, существующие, например, в Китае, Европе и США).

В своем докладе заместитель министра предложил инициировать на федеральном уровне законодательный запрет на приобретение в рамках госзакупок зарубежных комплектующих и материалов при наличии равноценных российских аналогов.

Были среди выступающих и противники вступления в ВТО. По словам заместителя министра сельского хозяйства Александра Дащенко, на региональном уровне вступление в ВТО приведёт к отрицательным последствиям. В их числе сокращение налоговых поступлений в бюджет от предприятий АПК, замедление темпов развития за счёт сокращения отдельных сегментов рынка, усиление технологической зависимости от импортных поставок техники, увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию. Серьёзные отрицательные последствия ожидаются на рынке свинины.

Но есть и положительные моменты, уверен Дащенко. Производители конкурентной продукции масличных культур от вступления выиграют. Кроме того, им был отмечен также доступ на мировой рынок и возможный приток иностранного капитала. Самое главное, по его словам, что даст нам ВТО, – это формирование культуры и эффективности сельскохозяйственного производства.

Готовьтесь к новым стандартам!

Заместитель министра ЖКХ и строительства Владимир Григорьев считает, что вступление в ВТО не окажет отрицательного влияния на строительную отрасль. Наш рынок уже привык к присутствию иностранцев. К тому же, по словам Григорьева, защитной меры по ограничению в реализации инвестиционных строительных объектов (при участии более 100 человек предусматривается не менее 50 % российских строителей) вполне достаточно.

Что касается производства стройматериалов, то ставки импортных пошлин либо не изменятся, либо будут немного снижены. Льготный период по товарам стройиндустрии составит от одного года до четырёх лет. К тому же высокая зависимость нашей стройиндустрии от западных стройматериалов (хотя ситуация и меняется) при снижении цен на них может дать логичное снижение цен на жильё. По словам чиновника, расчёты показывают, что если либерализация и приведёт к сокращению внутреннего производства, то незначительно.

По словам министра труда Натальи Соколовой, вступление в ВТО, безусловно, окажет влияние на состояние рынка труда, и в проблемных отраслях возможно сокращение. Ещё более уязвимыми станут такие категории безработных, как инвалиды, одинокие многодетные родители, выпускники, безработные моногородов. Они будут нуждаться в дополнительных гарантиях со стороны государства, что, возможно, повлечёт за собой изменения в законодательстве. Однако новые экономические условия могут спровоцировать и приток иностранной рабочей силы, и потому надо активизировать работу по замещению вакантных рабочих мест местными трудовыми ресурсами. Рост занятости возможен в отраслях приборостроения, нефте- и газодобычи, инновационного производства. Также возможно перераспределение рабочей силы из малоэффективных отраслей в высокотехнологическое производство. Интенсификация внешнеэкономических связей может привести к увеличению спроса на рабочую силу более высокой квалификации.

По словам Соколовой, наш малый и средний бизнес неконкурентоспособен с иностранными компаниями в сфере менеджмента и управленческих технологий. Местным товаропроизводителям придётся серьёзно заняться применением более эффективных методов управления, реструктуризацией производства и внедрению новых технологических схем. Бухгалтерский учёт и аудит необходимо будет осуществлять в соответствии с требованиями стандартов международной отчётности. Ряду предприятий нужно будет готовиться к работе с учётом других стандартов безопасности труда (готовность к этому уже подтвердили ряд фирм).

В общем и целом, по прогнозам Соколовой, изменения на рынке не окажут тотального негативного влияния на рост уровня безработицы в области в целом, хотя повлияют на ситуацию в отдельных муниципальных образованиях, секторах экономики и группах населения. «Надеяться надо на лучшее, а готовиться ко всему», – посоветовала в конце выступления осторожный министр.

Мнение науки и бизнеса

Конечно, протекционизм сельскому хозяйству необходим. Но, как показывает мировой опыт, если производитель неэффективен, никаких средств на него не хватит. Такую мысль высказал на совещании президент торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. Хозяйственнику, естественно, выгодно, когда потребляют только его продукцию, да ещё и поддерживают субсидиями. Необходима адаптация сельхозпроизводителей к меняющимся условиям. Также считается, что новые условия будут способствовать модернизации экономики – но где предприятие возьмёт деньги на модернизацию основных фондов, особенно в условиях конкуренции?

Кроме этого, Фатеев считает, что надо расширять льготный режим для наших производителей, усиливать меры по противодействию поступления контрафакта на территорию страны и региона. Была отмечена недостаточная информированность регионального бизнеса о методах и формах госпомощи, которую можно получить после вступления в ВТО, и следующую из этого потребность в специалистах.

Несколько другой взгляд на уже известные варианты развития событий предложил проректор по научной работе экономического университета Виктор Русановский. По его мнению, собираемость налогов может не только не снизиться, а даже наоборот – возрасти. Объёмы господдержки увеличивать надо, но по целевому принципу: вкладывать средства в повышение качества продукции и НИОКР, иначе от старых болезней неконкурентоспособности и низкого качества мы не уйдём. Также надо быть готовым к тому, что все страны понятие протекционизма рассматривают по-разному, и если отказываются от него на словах, то необязательно – на деле.