Люди, осознавшие свою власть

Оценить
Автопробег «Белый поток», пройдя через Саратов, сплотил местных оппозиционеров

Через Саратов 15 августа прошел «Белый поток» – автопробег, организованный общественными протестными движениями и гражданскими активистами. В Саратовскую область колонна «Белого потока» въехала из Самарской вечером 14-го и с час простояла под Пугачевом, пока проверяли машины на угон, детей на принадлежность родителям и нервы на крепость. Еще раз доблестные правоохранители задержали колонну перед въездом в Саратов. Перекрыли трассу полицейской машиной чуть дальше того места, где активисты «РПР-ПАРНАС» плакатом «Добро пожаловать в Саратов» в три часа ночи встретили «Белый поток».

Автор:Антон Наумлюк

«Радикализировать любой протест»

Задерживать надолго участников потока правоохранители не стали, проверили документы у водителей, немного поругались с очень боевым Семеном Транковским, одним из организаторов из столицы, и отпустили. К этому времени уже несколько часов в лагере у Монахова пруда журналисты общались с Дмитрием Черновым, который приехал раньше, «на разведку».

Чернов, один из «захватчиков» администрации Лермонтово Ставропольского края зимой прошлого года, рассказывал о том, что происходит сейчас на Юге.

Он говорит, что национальная политика в Предкавказье не просто зашла в тупик, а подогревает всеобщее недовольство до крайности. Что бояться, в общем-то, нечего, а нужно уже принимать какие-то решения и, главное, действовать: «Надо радикализировать любой протест, тогда власть поддастся. Нельзя ни разу идти у них на поводу. А ведь для эффекта нужно всего-то двадцать условных сумасшедших, ну и конечно, массовая поддержка и информационная открытость».

Чернов рассказывает, как два десятка человек, протестующих против незаконного роспуска горсовета и назначения выборов, залезли в администрацию через окно и объявили голодовку. Полиция и ОМОН отказались «освобождать» администрацию, и несколько десятков человек, поддерживаемые гражданами, добились признания незаконным роспуска совета за день до объявленных выборов. Потом в Лермонтове депутаты ночью избрали мэром начальника цеха с одного из заводов.

Руководитель саратовского «Яблока» Дмитрий Коннычев спрашивает: «А кто стоит за новым мэром? Он из какой партии?» И выясняется, что наш политик и гражданский активист говорят на разных языках. Чернов: «Ни из какой, беспартийный. Просто хозяйственный мужик. Сейчас будем с его помощью бороться за честные тарифы. Нам все равно, из какой партии будет человек, если он свое дело знает и выполняет как следует».

Про выборы, конечно, тоже поговорили. Как выразился тот же Чернов: «Самая большая сложность во время выборов – договориться оппозиции. А здесь работает основной принцип: «не любишь гипотетического Васю – будешь один». Не сможешь противостоять ни власти, ни общей апатии».

На следующее утро «Белый поток» почти в полном составе стоял на площадке у аэровокзала и любовался городом в утренней дождливой серости. Разговоры постоянно переходят на гадания – будут ли аресты, как пройдет пикет, пресс-конференция. Вспоминают Чебоксары, где после отъезда «Белого потока» задержали двух активистов. Под разговоры мимо проехал автозак – освистали и немного расслабились.

На площади Кирова участников потока уже ждал наряд полиции во главе с подполковником и человек семь в штатском и с камерами в руках. Так и пошли по проспекту: в центре активисты, вокруг – то ли не очень удачливые филеры, то ли сотрудники, а замыкала полиция. И вот тут стало очевидно отличие этих людей, нашедших время и силы, чтобы отправиться в свой «Белый поход» на Юг, ночевать в палатках, зависеть от поступлений на «Яндекс-кошелек» и постоянно рисковать, от большинства оппозиционеров, неторопливо прогуливающихся с белой ленточкой по улицам города, когда это было модно.

Активисты останавливали прохожих, говорили с ними, объясняли, что для них такое «белая ленточка», как важно не быть равнодушным и терпеливым, просили поддержать, объединиться. Люди останавливались, слушали. Сначала со страхом, потом охотно брали ленточки, фотографировались. Кто-то вел репортаж в твиттере и снимал на камеру. Игорь Бакиров, федеральный координатор общественного движения «Белая лента», раздавал интервью и комментарии. Елена Гребенюк, активистка «Справедливой России» из Астрахани, журналистка «Кавказ-центра», твит-репортаж которой о голодовке Олега Шеина когда-то прогремел на всю страну, звонила в местное отделение ее партии: «Как всегда, сегодня на пикете я буду стоять с нашим общим флагом, и мне не хотелось бы стоять одной. Надеюсь на вас».

Сотрудница в штатском, записывающая происходящее на камеру, отбивалась от Чернова: «Ну что вы меня спрашиваете, мне приказали – я и снимаю. Ну при чем здесь совесть, это же моя работа». Бывший вице-губернатор области Александр Бабичев от ленточки отказался. А вот полицейские в основном брали, но что делать с ней, не знали, потому объяснения выслушивали с любопытством.

«Власти останется пять минут на сборы»

В 16 часов в региональном отделении «Гражданской платформы» Михаила Прохорова началась пресс-конференция «Белого потока». Удивительно: за одним столом в унисон говорят представители совершенно различных политических и общественных сил. Бакиров, возглавляющий «Белую ленту», Транковский из Москвы, Елена Гребенюк из Астрахани и «Справедливой России», националист Дмитрий Чернов и саратовские сопредседатели «РПР-ПАРНАС» Алексей Лукьянов и Василий Бициоха.

Самый важный вопрос – какая цель, миссия «Белого потока», движения, зародившегося в Астрахани на волне поднятого справедливороссом Олегом Шеиным протеста против фальсификаций на выборах. По сути цель в самом движении. В показательном объединении разных политических сил, которые смогли забыть личные амбиции, договориться и организовать автопробег через всю страну.

Говорит Транковский, один из идеологов движения:

«Главное, чтобы человек осознал свою власть в своей стране и в своей жизни. Если он ее осознает, он поймет, что может свободно работать, путешествовать. Многие люди считают, что у них никакой власти нет. Они боятся. Но ведь это рабовладельческое общество, которое долго не протянет. Есть Интернет, многие его читают, ездят за границу и видят, как там обстоят дела, и понимают, что здесь скоро всё рухнет. Наша миссия – добиться осознания человеком своей власти в стране. Тогда для него не будет разницы, из какой партии власть – большой или маленькой. Главное, чтобы она выполняла свои обязанности перед человеком».

Транковскому вторит Гребенюк: «Мы хотим, чтобы граждане России осознали себя таковыми не только по паспорту, чтобы у людей появилось чувство собственного достоинства. Ведь мы не просто жители отдельных областей, мы граждане одной страны».

Алексей Лукьянов напомнил, что «одна из целей «Белого потока» – поддержка самых сильных оппозиционных кандидатов на предстоящих выборах. Штаб объединенной оппозиции будет включать активистов не только из Саратова и Москвы, но и из других регионов, где уже есть выборный опыт объединения».

Для Чернова «Белый поток» еще и «разведка боем», попытка определить, где оппозиция действительно сформировалась и готова действовать, а где она не выходит за рамки твиттера и соцсетей:

«Как только оппозиция объединится на этих выборах, власти останется пять минут на сборы. Вот говорят, что административный ресурс не переломить. Но административный ресурс – это страх людей. А ведь они нас сами боятся. Они создали репрессивный аппарат, который не действует, и они этого очень боятся. Поэтому необходимо объединяться. Нам не нужно на выборы кого-то тащить, это невозможно, но если люди увидят новые лица, они сами проголосуют так, как посчитают нужным. Власти не нужны молодые, способные победить партии. А партии, которые представлены в парламенте, – это не оппозиция. У них есть что отнять, как это видно на примере Гудкова. Они лишь спарринг-партнеры, мальчики для битья».

Лидеры возникают в процессе

Потом долго говорили о национализме, о том, что осеннее повышение тарифов в центре страны разогреет обстановку так же, как кавказский вопрос на Юге. Вспомнили трагедию Крымска. Я спрашивал его о том, что должно произойти с человеком, чтобы он стал совершать действия, ломающие устоявшуюся систему, – захватывать администрацию, не бояться ответственности, добиваться реальной, а не институциональной власти.

«Когда это не касается человека лично, это его не тронет, – отвечал Чернов. – А вот когда он сталкивается с властью, с судебной системой, когда видит, что закон не работает, тогда он понимает, что нужно это менять. Ну и нужны лидеры, так называемые сумасшедшие, «настоящие буйные», чтобы процесс пошел. Основной массе нужно всего несколько лидеров, причем они сами возникают в процессе. Но самое смешное, что на семьдесят процентов процесс изменений порождает сама власть. Всё, что она делает, вызывает обратный эффект».

С этим эффектом мы столкнулись уже на пикете, который прошел на набережной у памятника Гагарину. Девять автопатрулей, 250 сотрудников полиции охраняли небольшую площадь, где собрались практически все оппозиционные флаги – «РПР-ПАРНАС», «Яблоко», «Справедливая Россия», антифашисты и социалисты, анархисты-синдикалисты и общественники с белыми ленточками и значками. Согласованный пикет, который мог стать рядовым событием, трудами власти и правоохранительных органов превратился в лучшее политическое мероприятие в Саратове после 10 декабря.

Неподалеку кришнаиты провоцировали своими мантрами и танцами саратовских националистов, а «Патриоты России», с символикой, до степени смешения похожей на ЛГБТ (движение лесбиянок, геев, бисексуалов, и трансгендеров), призывали прогнать «московских бузотеров» и «западную чуму». Апогеем абсурда стала выходка молодого парня, бросившего в пикетчиков отпечатанные «доллары» с изображением Удальцова и Пономарева. Вместе с «долларами» неудачливый провокатор выбросил и пропуск в общежитие академии права на имя Александра Горчакова. На призывы вернуться и забрать документы никто не откликнулся.

На следующий день «Белый поток» в сопровождении красноречиво-молчаливого автозака отправился на Камышин, а дальше на Волгоград и так до Астрахани. От Саратова к колонне присоединились еще две машины. Это люди, которые посчитали для себя и для всех важным проехать за свой счет через полстраны и рассказать, что оппозиции можно и нужно объединиться, что не стоит бояться, ведь ты не один, а власть боится гораздо сильнее. Боится чувства достоинства людей, которые осознают, что это они власть в этой стране.

***

Основную идею «Белого потока» организаторы выразили в ответе на простой вопрос: «Зачем я еду в этот автопробег?»: «Чтобы осознание человеком своей власти стало нормой. Чтобы каждый почувствовал – он не один».

Мероприятие поддержали и отчасти поучаствовали: один из лидеров протестного движения в стране Алексей Навальный, правозащитник Лев Пономарев, музыкант Алексей Кортнев, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, астраханский «голодающий» «Справедливой России» Олег Шеин и другие общественники и политики.

***

***

Это первый автопробег, который завершится 21 августа в Астрахани. Если не трудно, поддержите участников: «Яндекс-кошелек» 41001717095366. 4-го сентября «Белый поток» вновь прибудет в Саратов. Это будет уже «вторая волна», которая пройдет с 27 августа по 15 сентября и захватит почти полсотни регионов.

***