А бабушки всё падали и падали...

Оценить
Прокуратура проводит проверку по обращению спикера облдумы Марины Алешиной, посчитавшей публикацию в «Газете недели в Саратове» клеветой

«Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.
Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.

Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль», – писал свою прекрасную «чушь» «Падающие старушки» Даниил Хармс о том, как одинаково падают одинаковые старухи, различающиеся только порядковыми номерами.

Современные старушки вслед за другими современными старушками вполне могут – тоже исключительно из любопытства – замышлять «глупости». Как, например, пенсионерка Валентина Ключникова: «Продолжу список людей, идущих на крайние меры. Той женщины из Новосибирска, что облила себя бензином и подожгла в приёмной Медведева». А современные авторы, если бы таковым была спикер Саратовской областной думы Марины Алёшина, рассуждать в рассказах (например, под названием «Самовоспламеняющиеся старушки») так: «А потом мне надоело смотреть, как одинаково самовоспламеняются одинаковые старухи, и я пошла в областную думу, где, говорят, одному депутату один слепой отписал семь соток земли. И ни одно ведомство не выявило каких-либо нарушений…»

Обанкротили, а до кучи и оклеветали

31 июля в «Газете недели в Саратове» вышла публикация «Радуйтесь, вы победили!». О той самой пенсионерке Валентине Ключниковой, не иначе как из любопытства оказавшейся дачной соседкой спикера Саратовской областной думы Марины Алёшиной. Пенсионерка рассказывала, что весной этого года участок, прилегающий к ее собственному, был огорожен забором. За забором вырыли котлован под пруд. А Ключникову отрезали от доступа к центральной трубе водовода, проложенной через огороженный теперь участок. Воду, по словам пенсионерки, отключили сторожа (или управляющие) Марины Алёшиной. В связи с ремонтными работами трубы, как потом объяснили эти самые сторожа сотрудникам полиции. Объяснения сторожей полицейские официально запротоколировали.

Ремонт трубы затянулся на несколько месяцев. Обычное дело, со всякой трубой всякой любопытной старушки такое случиться может. Но Ключникова отсутствие воды посчитала местью за то, что отказалась продать свой участок соседке по даче Марине Алёшиной. Весну и половину лета пенсионерка писала бесконечные жалобы и обращения во властные и правоохранительные органы. Однако вода на ее участке появилась только в июле. После того, как она сообщила в приемные президента и губернатора о своем намерении повторить судьбу новосибирской женщины, поджёгшей себя в офисе «Единой России».

Марина Алешина, несмотря на предложение Ключниковой («Радуйтесь, вы победили!»), радоваться не стала, а посчитала публикацию клеветой. 8 августа в редакцию поступило требование прокурора Кировского района в тот же день явиться в прокуратуру директору ООО «ИД «Энергия» (издатель газеты) Андрею Фисенко, главному редактору Дмитрию Козенко и автору статьи Елене Ивановой для дачи объяснений по вопросу публикации клеветнических материалов в отношении Марины Алёшиной.

Обещалось также вручение «копии постановления о возбуждении производства об административном правонарушении». Тоже почти по Хармсу. Проверка проводилась в рамках статьи 14. 13 Кодекса административных правонарушений РФ (часть 5): «неправомерные действия при банкротстве». Получалось, что мы спикера не только оклеветали, но и обанкротили. Коллеги и друзья даже начали списки составлять с просьбами обанкротить еще нескольких великих людей.

Впрочем, старший помощник прокурора Кировского района Илья Сергеев сразу назвал статью, указанную в прокурорском требовании, технической ошибкой. «Я не вижу в ваших действиях состава преступления по статье 14.13, часть 5», – сообщил он. И объяснил, что проверка публикации и содержащихся в ней сведений проводится по поручению прокуратуры Саратовской области. Поручение было выписано этим же числом. Копию обещанного постановления вручить отказались: «Для того чтобы вручить копию постановления, необходимо провести проверку».

Пока у нас, как говорят в прокуратуре, «отбирали» объяснения о том, что мы отказываемся от объяснений, согласно 51-й статье Конституции РФ (что объясняться-то, раз ничего пока не предъявлено), мы попытались поинтересоваться, как сотрудники прокуратуры относятся к описанному в статье дачному конфликту между пенсионеркой и спикером (ну, например, не жалко ли им бабушку?), Илья Сергеев сообщил, что на официальные вопросы готов ответить с согласия пресс-службы прокуратуры области, а на личные – во внеслужебное время. И после завершения проверки.

Через день, 10 августа, Сергеев сообщил, что решение о возбуждении или невозбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.60 («клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». – Прим. ред.), будет принимать прокуратура области. В общем, ждем решения.

Нет старушки – нет проблемы

Тем временем Марина Алешина, половину лета уверявшая журналистов, что у нее нет соседки по фамилии Ключникова, дала большой комментарий, который сначала разместил сайт Saratovnews, а затем еще три симпатизирующих «Единой России» СМИ – газеты «Провинциальный телеграф», «Глобус 64» и сайт Saroblnews. Дачный скандал Марина Владимировна назвала «политическим заказом», «началом предвыборной борьбы, в которой каждый ее участник показывает свое истинное лицо». Наши лица, когда она в них вгляделась, видимо, так Марину Владимировну ужаснули, что она даже путаться начала. «Я уже обратилась в Общественную палату Саратовской области, на телеканалы, к уполномоченному по правам человека в Саратовской области, к депутатам облдумы и Госдумы с просьбой еще раз, уже на месте, проверить, кто притесняет старушку», – говорила Марина Владимировна.

Так и представлялось, как депутаты Госдумы принимают решение досрочно открыть очередную сессию, покинуть курорты и спешно двинуть в сторону села Пристанное Саратовской области. Для проведения экстренного заседания думы, чтобы помочь наконец многострадальной пенсионерке. Прямо там, на месте, на семи сотках, ей принадлежащих.

Иногда Марина Владимировна вдруг утверждала: «Повторяю, на этом участке имеется водоснабжение, и вся истерия, развернутая авторами публикаций и самой пенсионеркой, – не более чем политический заказ». И депутаты Госдумы, по всей видимости, с облегчением вздыхали: ах, политический заказ, дело житейское, можно чемоданы заново распаковывать, главное, что старушку никто не притесняет.

По версии Марины Алёшиной получалось, что заказали ее главный редактор «Газеты недели» Дмитрий Козенко, его сын Андрей Козенко, работающий спецкором в Москве на Lenta.ru, а также жена Дмитрия Козенко, по совместительству автор клеветнической статьи Елена Иванова. Заказ сами и исполнили. «Из сообщений разных СМИ знаю также, что то ли сам Дмитрий Козенко, то ли его сын Андрей планируют в октябре избираться в облдуму, – разъясняла Марина Владимировна. – И, похоже, вся эта газетная истерия затеяна лишь с одной целью – заработать политические очки. А уж существует ли на самом деле пенсионерка с ее огородом – до этого семейству Козенко, по-видимому, дела нет!»

И депутаты Госдумы, видимо, совсем падали от счастья: нет старушки – нет и проблемы. А с клеветниками, как и положено, соответствующие органы разберутся.

«Не стоит тем, кто желает вот так, фактически обманом въехать в областную думу, заниматься семейным политическим подрядом», – объясняла спикер. И мы даже как-то представили всех членов «семейства Козенко», почему-то не перечисленных Мариной Владимировной поимённо (для понимания масштабов подскажу лишь, что только одна моя бабушка воспитала девять детей, у которых тоже есть многочисленные дети и внуки), въезжающих в областную думу за «семейным подрядом». На личной собаке (тоже, между прочим, членом семьи). А чем, собственно, наша собака хуже иных дрессированных депутатов?

В общем, есть ли у Марины Владимировны соседка или нет, есть ли у той вода или нет, так из спича спикера и осталось неясным. Она, по всей видимости, еще и сама не разобралась. Потому выразила надежду: «Я уверена, что истина будет установлена».

Тут как-то сразу появился смелый человек по имени Сергей Елисеев, который и дал понять: вот вам, мол, истина на блюдечке (комментарий смелого человека разместили всё те же четыре СМИ): «Я владелец того самого участка, который приписывают Алешиной, я на нем хозяйничаю, делаю то, что мне надо, никаких законов не нарушаю. (…) Знаю, что моя соседка Ключникова имеет возможность пользоваться водой, у нее на участке действует кран от кооператива. Но она, говорят, не платит за воду, на ней висит долг. И только поэтому, чтобы не платить деньги, она врезалась в трубу другого кооператива. Разводка проходит по моему участку, мешает мне, вот я и убрал эти трубы. Хотя, по просьбе участкового, потом восстановил, так что на участке теперь два крана, залить весь участок можно».

И вроде получалось, что пенсионерка Ключникова существует и даже успела проштрафиться в одном из кооперативов. А потому – ради объективности – мы попросили коллег из изданий, разместивших комментарий, дать телефон Сергея Елисеева, чтобы он рассказал нам всю правду о ситуации. «Нет его телефона, – объяснили коллеги, – комментарий прислали по электронке из «едросштаба». Елисеев – человек-призрак». В тот день, когда штаб «Единой России» разбирался с призраками и рассылал комментарии в СМИ, сама госпожа Алёшина, к слову, находилась в Москве, где вроде как решалась её дальнейшая политическая судьба.

«Стыдно, доктор!»

В тот же день дружественные «ЕР» СМИ написали: «Скандал вокруг дачного участка пенсионерки Валентины Ключниковой прокомментировали известные саратовцы». На столь сомнительную «известность» решились главный врач Областного перинатального центра Сергей Архангельский и художественный руководитель тюза Юрий Ошеров. Архангельский назвал «откровения» Валентины Михайловны Ключниковой (ну то есть ее просьбы о помощи) «оскорбительными». Хотя именно Валентину Михайловну оскорбляли в газете областной думы, называя «оголтелой дачницей». Дальше доктор очень посочувствовал Марине Владимировне по поводу несознательности журналистов, из-за которой она «вынуждена отвлекаться от своих непосредственных обязанностей, чтобы дать пояснения по ситуации, к которой никакого отношения не имеет».

Подумалось сразу: а трудовые коллективы будут присоединяться к линчеванию несознательных журналистов? Как выяснилось, будут. Творческие. От имени актеров выступил Юрий Ошеров: «Конечно, ни я, ни кто-либо из моих коллег не верит в байку о «несчастной дачнице». Всё-таки я режиссер, и в состоянии отличить правду ото лжи, реальность от вымысла. Поэтому позволю себе повторить легендарную фразу великого К. Станиславского, основателя Московского Художественного театра: «Не верю!» Мне, как профессионалу, очевидно, что всё этой действо – не более чем дурно поставленный спектакль, у которого, естественно, есть свой режиссер. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к заказчикам данного «представления»: «плохой у вас режиссер, да и артисты совсем никудышные. Прекратите свою «художественную самодеятельность» и не втягивайте в нее достойных и уважаемых людей!»

Даже стало интересно, вот если бы Юрий Петрович встретился с Валентиной Михайловной Ключниковой, он бы попытался объяснить той, что она не человек, а всего лишь миф, так… реквизит театра кукол? А потому Юрию Петровичу хочется напомнить тоже легендарную фразу легендарного Папы Карло из сказки про Буратино (был, кажется, такой спектакль и в репертуаре тюза): «Эх, ты! С кем на старости лет связался – с известными всему свету жуликами. (…) Маленьких обижаете! Стыдно, доктор!»

***

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей Ерёмин, адвокат коллегии адвокатов Саратовской области «Вердикт»:

Считаю, что проверка прокуратурой Кировского района города Саратова проводится незаконно, и вот почему.

Во-первых, на момент публикации статьи «Радуйтесь, вы победили!» уголовная ответственность за клевету (новая статья – 128.1 УК РФ), установленная федеральным законом № 141-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельный законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 10 августа 2012 года, ЕЩЁ не была предусмотрена, а административная ответственность к настоящему времени тем же нормативно-правовым актом УЖЕ исключена, поскольку ст.5.60 КоАП РФ признана утратившей силу.

Во-вторых, объективную сторону и преступления, и административного правонарушения образует распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Сведения считаются ложными в том случае, если они являются вымышленными, надуманными и не соответствуют действительности. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Признак заведомости при распространении сведений требует достоверного знания о ложности сообщаемой информации.

В нашем же случае никакого умысла на распространение заведомо ложных сведений о гражданке Алешиной Марине Владимировне со стороны кого-либо из сотрудников редакции издания «Газета недели в Саратове» нет, журналистом Еленой Ивановой в основу публикации положены достоверные сведения, полученные из объяснений гражданки Ключниковой. Также, насколько мне известно, при написании статьи использовались копии ответов и писем, полученных Ключниковой на свои обращения из различных органов исполнительной власти, а также правоохранительных органов, которые Ключникова сама добровольно предоставила редакции.

Таким образом, раз нет объективной и субъективной сторон, являющихся обязательными элементами состава преступления или правонарушения, значит, нет и самого состава преступления или правонарушения, а значит, нет и ответственности.

Любопытно, что чуть раньше, в мае 2012 года, аналогичная проверка проводилась ОМВД России по Марксовскому району по заявлению заместителя председателя правительства Саратовской области Юрия Моисеева в отношении Курмангали Мухамбетова, якобы распространившего в отношении него клеветнические сведения в сети Интернет. Межрайонной марксовской прокуратурой данная проверка была признана незаконной.

Кстати, при проведении проверки со стороны прокуратуры Кировского района города Саратова была допущена масса нарушений. В частности, помощники прокурора Илья Сергеев и Иван Андреев так и не сообщили, что же послужило поводом для проверки, отказались показать обращение Марины Алешиной, о котором упоминалось в требовании прокурора, сославшись на то, что они «сами его не видели, скорее всего, оно находится в облпрокуратуре, по поручению которой и проводится проверка». В требовании прокурора от 08.08.2012 года содержалось требование (извините за тавтологию) о необходимости явки сотрудников издания, в том числе для вручения копии постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по ч.5 ст.14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве?!), которая, однако, так и не была вручена.

На мой вопрос, выяснено ли прокуратурой, кому все-таки принадлежит земельный участок по соседству с Ключниковой и какое отношение к данному участку имеет Марина Владимировна Алешина (ведь не случайно же вдруг ни с того ни с сего возникла её фамилия), Илья Сергеев и Иван Андреев ответили, что они этот вопрос ещё не выясняли. На мой вопрос, получено ли объяснение от самой Алешиной, сотрудники прокуратуры ответили, что нет. На заявление с требованием немедленно прекратить проверку и выдать копию процессуального решения об этом прокурорские работники пояснили, что рассмотрят заявление в течение месяца и сообщат письменно. Вообще, по стилю общения сложилось впечатление, что сотрудники прокуратуры ведут себя не так уж объективно и беспристрастно, как того требует закон и приказы генерального прокурора, а всё больше склоняются на сторону Алешиной М. В. Это и понятно, ведь «старший приказал», как говорил Ручечник из фильма «Место встречи изменить нельзя».

И наконец, последнее, лично от себя – не как адвоката, а как человека. Вся эта ситуация выеденного яйца не стоит. Удивительно, что нынешняя власть ведет себя цинично по отношению к обычным людям, и никто из представителей власти не встает на защиту прав граждан. Почему губернатор не разберется со своей подчиненной, ведь вся эта ситуация наносит вред имиджу власти, в том числе и его собственному имиджу? Почему «Единая Россия» не проведет проверку по партийной линии в отношении своего члена партии? Почему, наконец, Марине Алешиной просто не встретиться и не поговорить с бабушкой, не вникнуть в нужды простого человека? Почему вместо того, чтобы мирно разрешить конфликт, наша власть предпочитает давить, бороться с человеком и редакцией СМИ через прокуратуру?

Я не удивлюсь, если в редакцию или издательский дом в ближайшее время нагрянут сотрудники УЭБ и ПК, в последнее время прокуратура довольно часто практикует проверки экономической деятельности предприятий, причем не «своими руками», а силами ГУ МВД России по Саратовской области. Мотивация тут простая: не получается наказать по закону, так хоть создать экономические трудности, так сказать, для острастки, чтобы впредь не повадно было журналюгам статейки свои стряпать!