Дело о 14 рублях
С момента повышения тарифов на проезд в городских автобусах прошло больше месяца. Однако до сих пор продолжается неразбериха. Вместо положенных в некоторых случаях 12 рублей с граждан взимают 14. Казалось бы, что такое два рубля? Мелочь. Это с одной стороны. С другой стороны – есть постановление, чётко определяющее тарифы. И постановление это должно исполняться. Мы же хотим жить в цивилизованном обществе. Как известно, любое большое дело начинается с малого. А значит, два рубля не мелочь, а целый камень в фундаменте нашего с вами «светлого будущего».
В поисках правды
25 июня вступило в силу Постановление 22/7 от 9.06.2012 комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. В нём общественный транспорт разделён на категории М2 и М3. Различаются они между собой тем, что масса первых – до пяти тонн, масса вторых – свыше пяти.
В категорию М2 попадают такие марки, как «Газель», Ford Transit, Peugeot Boxer, Mercedes-Benz Sprinter и прочие. В М3 – транспортные средства, которые принято называть автобусами средней и большой вместимости: «Богдан Isuzu», ПАЗ, Hyundai County, Mercedes-Benz, Man, Scania и другие. Максимальная стоимость проезда для автобусов класса М2 должна составлять, согласно постановлению, 14 рублей, для класса М3 – 12 рублей.
Перевозчики в нововведения вникать не стали и просто подняли тарифы на два рубля. В итоге получилось так, что во всех автобусах средней вместимости с пассажиров стали незаконно взимать лишнего. Когда информация о разделении общественного транспорта на категории М2 и М3 получила огласку в народе – об этом позаботились блогеры и СМИ, – граждане начали о ситуации задумываться.
Одни пытались узнать о неправомерных тарифах у водителей. Ни к чему хорошему это не привело. Были споры, стычки, обещания разбить голову (со стороны водителей). Последние, кстати, ссылались на организации – владельцев маршрута, руководство которых и выдало им новые наклейки «Цена проезда – 14 рублей».
Другие решили выяснить, что к чему, обратившись на горячие линии областного комитета транспорта и муниципального «Транспортного управления». Здесь гражданам тоже ничем не помогли. Сидящие на том конце провода показали свою полную некомпетентность в этом вопросе. Кто-то удивлялся, услышав про деление транспорта на классы, и вежливо обещал узнать подробности у начальства. А кто-то, не церемонясь и обрывая звонивших на полуслове, призывал их платить и не возмущаться.
Ещё одна группа граждан решила искать правды с помощью прокуратуры. В начале июля областному прокурору было направлено обращение с просьбой разобраться в ситуации.
До перевозчиков доходит медленно
Оставим ненадолго граждан, пытающихся добиться правды и справедливости, и вернёмся к перевозчикам. Одним из первых привёл свои тарифы в соответствие постановлению, выпущенному органом государственной власти, «Саратовгорэлектротранс». Через несколько дней после повышения проезд в автобусах средней вместимости, курсирующих по маршруту № 23, принадлежащему СГЭТ, был снижен с неправомерных 14 рублей до законных 12.
Примерно через две недели так же поступил «Автокомбинат-2» на закреплённом за ним маршруте № 41. Причём ситуация получилась комичной. Граждане, ехавшие с утра за 14 рублей, вечером изумлялись, видя в салоне наклейку с ценой 12. При этом все протягивали водителю ровно на два рубля больше. Тот исправно возвращал лишнее. На вопросы любопытствующих водитель отвечал кратко: «Теперь так».
Снизив цену в автобусах № 41, «Автокомбинат-2» почему-то не сделал этого на других своих маршрутах. Например, на 73-м пассажиров обирать продолжили. Как обстоят дела на этом маршруте сейчас, неясно. Вот уже неделю граждане, им пользующиеся, не видят на линии автобусов средней вместимости – тех, где и были установлены неправомерные тарифы. Зато очереди на конечных пунктах автобуса № 73, по словам постоянных пассажиров, увеличились. О таком исходе событий граждан, жалующихся в «Автокомбинат-2» на завышенные тарифы, предупреждали. «Если будем по 12 рублей взимать, не будет вам никаких «хендаев», водители откажутся работать, и добирайтесь как хотите», – предупреждало звонящих на предприятие граждан его руководство.
Напомним, что в прошлом году «Автокомбинат-2» уже попадал в поле зрения надзорного органа. Прокуратура Ленинского района выяснила: предприятие, обслуживавшее транспортные маршруты № 49 и № 230, взимало с пассажиров, имеющих социальные проездные билеты, деньги за проезд. Стоит отметить, что вместо полной стоимости билета сердобольные работники автокомбината брали с льготников только половину. В то же время предприятие не постеснялось получить из областного бюджета средства, предназначенные за перевозку этих самых льготников. В результате прокуратура обратилась в суд. «Автокомбинату-2» предписали устранить нарушения действующего законодательства и возместить в региональную казну необоснованно полученные средства.
Что касается завышенных тарифов, то нам известно, что постановление комитета государственного регулирования тарифов на автобусном маршруте № 33 не исполняет также «Саратовское автотранспортное предприятие».
Контрольные функции, ау!
Вернёмся к инстанциям, в которые за правдой обращались граждане. Единственной, кто хоть как-то отреагировал на жалобу, стала прокуратура. Однако сам надзорный орган разбираться в ситуации не стал. 10 июля он направил обращение в комитет государственного регулирования тарифов, тот самый, который «злополучное» положение и выпустил.
Дело в том, что сотрудники прокуратуры, изучив положение о комитете, обнаружили, что в числе возложенных на него областным правительством задач значится такая: «осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых им цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)».
Сославшись на закон о прокуратуре, согласно которому «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы», начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере облпрокуратуры Виктор Чернов попросил разобраться в ситуации председателя комитета государственного регулирования тарифов Ларису Новикову.
«Прошу внимательно проверить доводы заявителя и при наличии оснований принять исчерпывающие меры реагирования», – просил Чернов.
В комитете по государственному регулированию тарифов подтвердили, что обращение из прокуратуры к ним приходило. Но надзорному органу был отправлен ответ, что контрольных полномочий, определённых федеральным законодательством в сфере общественного транспорта, у комитета нет. Нам пояснили, что контролировать применение цен и тарифов на лекарственные препараты, водоотведение, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение в комитете могут. Всё это в федеральном законодательстве прописано. А вот с транспортом вышла промашка.
«После обращения прокуратуры мы занимались этим вопросом. И не нашли обязанности по контролю ни у кого. Единственное в положении комитета транспорта нашли право организовывать в установленном порядке и в пределах своей компетенции контроль за регулярными перевозками. Но что конкретно включает это право, не прописано», – сообщили нам в комитете государственного регулирования тарифов.
Мы решили проследить дальнейшую судьбу прокурорского обращения. Но в надзорном органе узнать ничего не вышло. Застать на месте ответственное лицо не получилось ни разу. Тогда мы, предположив, что следующей инстанцией, куда обратится прокуратура, может стать областной комитет транспорта, связались с его председателем Василием Разделкиным. Он сообщил, что в адрес комитета прокуратура жалобу граждан не направляла. Помочь же саратовцам с «делом о 14 рублях» структура Разделкина не может, так как сфера её деятельности ограничивается работой межмуниципального и пригородного транспорта. «За исполнением постановления должны следить сами организаторы перевозок», – пояснил принципиальный момент председатель комитета.
Вопросы и ответы
Ждать, пока перевозчики сами наведут порядок с ценами, глядя на их отношение к ситуации, видимо, не стоит. Лучше обратиться в МКУ «Транспортное управление», на которое возложены функции, связанные с контролем и управлением муниципальных перевозчиков.
Всё время, пока пассажиры пытались выяснить причину, по которой их обирают, «Транспортное управление» хранило молчание. Звонки на горячую линию этой организации результатов не давали. Никаких разъяснительных выступлений, пресс-релизов и банальных извинений жители от представителей казённого предприятия так и не получили.
Еженедельно на сайте горадминистрации появлялись отчёты о проверках, проводимых организацией на маршрутах. В отчётах из недели в неделю сообщалось о «необилечивании» пассажиров водителями и кондукторами, об обнаруженных на линиях автобусах, выпущенных с нарушением правил предрейсовых осмотров. Все отчёты заканчивались примерно такими словами: в адрес руководителей предприятий-перевозчиков, ответственных за обслуживание данных маршрутов, направлены соответствующие обращения для оперативного принятия соответствующих мер. О неправомерно установленных тарифах в отчётах не было ни слова.
Мы направили директору «Транспортного управления» Евгению Жмуркину редакционный запрос. В нём было пять вопросов:
«1. По какой причине уже более месяца с момента повышения тарифов на автобусах класса М3 маршрутов № 73 и № 33 взимается тариф, установленный для автобусов класса М2?
2. Проводили ли вы проверки, чтобы выяснить, на каких ещё автобусных маршрутах Саратова не соблюдаются предельные тарифы на перевозки пассажиров в транспортных средствах категории М2 и М3, установленные постановлением № 22/7?
3. МКУ «Транспортное управление» выполняет функции, связанные с контролем и управлением автотранспортных организаций, в частности «СГЭТ» и «Автокомбинат-2». Можете ли вы дать оценку неправомерным действиям этих перевозчиков?
4. Какое наказание должны понести перевозчики, нарушившие и до сих пор нарушающие постановления?
5. Каким образом будут компенсированы пассажирам неправомерно собранные деньги за проезд?»
Вот что ответил нам Жмуркин:
«Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 22/7 от 9 июня 2012 года были установлены максимальные тарифы на перевозки пассажиров в общественном транспорте 12 и 14 рублей. Указанное постановление в текущем формате (с учётом транспортных средств категории М2 и М3) утверждено впервые. Предшествующий вариант был ориентирован на режим перевозок (экпресс, полуэкспресс, маршрутное такси, общегородской режим). МКУ «Транспортное управление» направило в региональный комитет запрос с просьбой разъяснить, какой тариф необходимо применять при организации вышеуказанных режимов перевозок. В настоящий момент разъяснения получены. Проводятся проверки с целью устранения несоответствий. Вопрос наказания лиц, допускавших нарушения по тарифам, находится в компетенции перевозчиков. Последним даны соответствующие указания разобраться и принять меры по каждому конкретному случаю».
Своим ответом Жмуркин разъяснил нам и без того давно известную информацию о новом делении транспорта по категориям, «перевёл стрелки» с перевозчиков на водителей и не ответил конкретно ни на один вопрос.
Зацепившись за предложение о том, что все необходимые разъяснения «Транспортным управлением» в итоге получены, будем надеться, что предприятие в скором времени наведёт порядок в сфере, за которую отвечает. Вот только интересно, куда пойдут незаконно заработанные деньги? Неужели на обновление транспортного состава предприятий-перевозчиков?