«Подчалки» и история любви
Саратов нередко становился местом ссылки неугодных правительству людей. Профессора Киевского университета, историка и писателя Николая Ивановича Костомарова (1817-1885) сослали в наш город за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве*.
Николай Иванович появился в Саратове в знойном июне 1848 года, в разгар эпидемии холеры. Ему было разрешено устроиться на службу, но «никак не по ученой части». Губернатор М. Л. Кожевников, благоволивший ссыльному историку, предложил ему место редактора газеты «Саратовские губернские ведомости». Хлопоча за него, губернатор, вероятно, рисковал, ведь над опальным ученым тяготел запрет на печатание своих произведений. А это назначение автоматически снимало с Костомарова ограничение на свободу слова (официально табу снимут только в 1856 году). Однако журналистская карьера оказалась недолгой: Николая Ивановича отставили от должности «за неспособность».
Всему виной был курьезный случай. Костомаров не знал значения слова «подчалки». На диалекте поволжских губерний это слово обозначало судно, которое привязывалось на буксир к другому судну. За долги продавались подчалки какого-то купца. Редактор Костомаров, не подозревая о последствиях, дал объявление о том, что «торг будет проводиться в губернском правлении, и там можно видеть подчалки во всякое время»…
Поработал Костомаров и заведующим казначейской частью в канцелярии саратовского губернатора. Увы, и к канцелярской рутине профессор оказался совсем неспособным.
«Сидит, бывало, над разными требовательными ведомостями, считает, считает, всё у него выходит не так, – снисходительно свидетельствовал современник. – Вскочит со стула, выбежит, размахивая руками и качая головой, из комнаты на двор; потом, как помешанный, ударится вдоль по улице, только волоса развеваются. А мальчишки за ним. Остановится он и начнет шутить и играть с ними, иногда одаривая их деньгами и конфетами. Странный был человек! Говорят, это происходило с ним потому, что он сильно тосковал по своей невесте, которую сильно любил».
История любви Костомарова могла бы лечь в основу романа (она даже слегка перекликается с сюжетом «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма). В Киеве Николай Иванович преподавал не только в университете, но и в мужской гимназии и двух женских пансионах. В одном из пансионов ему приглянулась прилежная, очень способная воспитанница. Чувство оказалось взаимным. Девушка была добра и сентиментальна. Её звали Алина Крагельская. Всё складывалось хорошо и просто. Свадьбу собирались сыграть весной 1847 года, сразу после Пасхи. Влюбленные были счастливы, но накануне свадьбы жениха арестовали.
Год он провел в Петропавловской крепости, а затем был отправлен в Саратов. Из ссылки Костомаров писал Алине письма и даже выслал денег на дорогу до Саратова, но мать девушки перехватывала письма. Алина ходатайствовала о женихе перед царем, но безуспешно. Костомаров, ссылаясь на болезнь, просил позволить ему съездить на юг, в водолечебное заведение (надеясь встретиться со своей невестой). Разрешение III отделения на трехмесячную поездку в Киев было получено слишком поздно: отчаявшаяся Алина, заявив, что теперь ей остается либо утопиться, либо выйти замуж за первого встречного, благоразумно выбрала второй вариант. Николай Иванович тоже пытался устроить свою жизнь. В Саратове он чуть было не женился, но разочаровался в своей избраннице, узнав, что та ведет двойную игру, и предложения делать не стал.
Костомаров прожил в Саратове около девяти лет, но так и не смог полюбить этот город с его пыльным жарким летом, город, который, вероятно, у него навсегда был связан с неволей и провинциальной скукой. Спасала работа – здесь он продолжил труд «Богдан Хмельницкий», написал монографию «Бунт Стеньки Разина», собирал материалы о пугачевском восстании, народные песни и сказки. Ещё скрашивало саратовское «затворничество» инакомыслящего ученого общение с образованными людьми, составившими кружок, в который входили Н. Г. Чернышевский, А. Н. Пыпин, Д. Л. Мордовцев, А. Н. Пасхалова, Е. А. Белов.
По окончании ссылки Костомаров преподавал в Петербургском университете. Его яркие эмоциональные лекции были откровением для студентов. По свидетельству очевидца, «…его не раз выносили на руках из аудитории приведенные в восторг слушатели». Труды Костомарова по истории народных движений, социально-политической истории России и Украины принесли ему широкую известность. Однако «обожаемого профессора» впереди ждали не только успех, но и непонимание, отчуждение коллег.
А на Алине Костомаров всё-таки женился. Это произошло в 1875 году, почти через тридцать лет после первой попытки влюбленных связать свои судьбы!
Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области
*Братство основывалось на христианских и славянофильских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни на Украине в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального освобождения Украины – ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная – президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения». Вместе с тем подразумевалось, что разрушение империй (Российской и Австрийской) является условием для достижения целей общества.