Постой, теплоход
На минувшей неделе прекратилось движение теплоходов, перевозивших саратовских дачников по направлениям на Шумейку, Кошели и Сосновку. Это были последние пассажирские маршруты на Волге в пределах Саратовской области. По выражению представителей областного комитета транспорта, причиной стали «разногласия» между фирмой-перевозчиком и специализированной организацией, обслуживающей речные пути.
Пригородные маршруты обслуживала саратовская фирма «Фарватер», которая осенью 2010 года выиграла на тендере контракт на три года. В прошлом году было продано более 30 тысяч билетов. Пассажиров перевозили два теплохода «Ом» и «Москвич», рейсы совершали по средам, субботам и воскресениям.
По условиям контракта «Фарватер» обязан проводить работы по «содержанию судовых ходов» – тралить акваторию (то есть обследовать дно), выставлять судоходную обстановку (бакены, буи и другие «дорожные знаки», необходимые для движения по воде), отслеживать габариты судовых ходов (изменение уровня воды, появление мелей и т. д.). Для этого фирма заключила договор со специализированной организацией – Саратовским районом водных путей и судоходства. Путейцы выполнили работы и должны были получить оплату до 30 июля, но этого не произошло. Организация прекратила обслуживание судовых ходов и сняла «дорожные знаки» до погашения долгов.
Как заключили чиновники транспортного комитета, в таких условиях водные перевозки стали бы небезопасными, поэтому теперь дачников пересадят на автобусы. Нечто подобное уже было летом 2010 года, когда навигация была ограничена из-за обмеления Волги. Автобусы будут соблюдать теплоходное расписание, им даже разрешат проезжать на набережную прямо к причалам, чтобы пассажирам не пришлось искать новую остановку. Сохранятся все льготы на проезд. По подсчетам комитета, автомобильные перевозки в 14,5 раза выгоднее для бюджета, чем водные: на дотации речникам требуется 29 миллионов рублей в год, автопредприятию хватит 2 миллионов. Как сообщает ведомство, себестоимость перевозки по Волге составляет 31 рубль за километр, по суше –1,9 рубля.
Дачники считают замену неравноценной. «Ом» вмещает до 240 человек, «Москвич» – до 150. В автобус столько пассажиров, нагруженных сумками с урожаем, не поместится. Комитет транспорта сообщает, что на каждый маршрут выделят по две машины, возможно, в дальнейшем количество увеличат. Но, как говорят дачники, дороги к некоторым кооперативам разбиты, автобус туда не подъедет, часть пути придется преодолевать пешком. Кроме того, на теплоходе гораздо прохладнее, летом для пожилых людей и семей с детьми это немаловажное обстоятельство (нужно учитывать, что август, по прогнозам синоптиков, будет жарче нормы).
Речные перевозки в Саратове не в первый раз становятся поводом для скандала. Четыре года назад о прекращении навигации заявило ОАО «Пассажирское речное управление», выполнявшее в 2007-2008 годах госконтракт на перевозки. Как уже рассказывала «Газета недели», основными действующими лицами в конфликте стали владелец ПРУ Александр Тимошок и тогдашний министр транспорта Сергей Шейкин. Тимошок заявлял прессе, что человек, «очень похожий на министра транспорта», требовал у него миллион рублей. Стороны не нашли взаимопонимания, после чего бюджетное финансирование оборвалось (по закону регион дотирует обслуживание льготников, а также разницу между установленной ценой билета для «нельготных» пассажиров и реальной себестоимостью перевозок). По подсчетам Тимошка, область задолжала предприятию более 6 миллионов рублей.
Любопытно, что публичное заявление о скандальном «миллионе» не имело никаких последствий. Следственное управление провело проверку. Вымогателя, «очень похожего на министра», установить не удалось. Но и наказывать предпринимателя за клевету также не стали.
Сергей Шейкин в свою очередь обвинял бизнесмена в «попытке целенаправленного шантажа с использованием социально незащищенных слоев населения». Чиновник инициировал проверку счетной палаты. По заключению аудиторов, «Речное управление» нецелевым образом использовало 3,2 миллиона рублей бюджетных субсидий. Министерство обратилось в транспортную прокуратуру с просьбой проверить законность приобретения компании Александром Тимошком (в декабре 2006-го предприниматель за 13,7 миллиона рублей купил 100 процентов акций «Пассажирского речного управления», которое ранее было дочерним обществом ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие»). Последовала череда разбирательств в арбитражном суде. Первая инстанция и 12-й апелляционный суд оказались на стороне господина Тимошка, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа вернул дело на новое рассмотрение.
В 2009 году состоялся первый конкурс на право обслуживать речные маршруты. К участию было допущено только ООО «Казанское речное пассажирское агентство». Эта же фирма победила на следующий год, обойдя конкурентов из Самары и предприятие Александра Тимошка.
Летом 2010 года в саратовской прессе снова появились сообщения о приостановке навигации: у казанской фирмы возникли судебные осложнения с коллегами из Татарстана. Как оказалось, с апреля 2009 года ООО «Казанское речное пассажирское агентство» и ООО «Азимут» судились за права на 48 речных судов (когда-то все эти суда принадлежали единственной в республике судоходной компании «Татфлот», которая акционировалась и в 2006 году обанкротилась). Весной 2010 года арбитражный суд Татарстана, а затем 11-й арбитражный апелляционный суд в Самаре оказались на стороне «Азимута». Саратовское транспортное ведомство перезаключило с этой фирмой договор на завершение навигации-2010.
На конкурсе, на который был выставлен контракт на перевозки 2011-2013 годов, саратовское ООО «Фарватер» победило казанскую фирму ОАО «СК «Татфлот» и новое предприятие Александра Тимошка. Злые языки утверждали, что «Фарватер» был связан с чиновниками правительства времен губернатора Павла Ипатова. Как подсчитал Тимошок, за три года бюджетные дотации на речные перевозки выросли с 10 до 23 миллионов рублей, хотя количество пассажиров и качество обслуживания, по его мнению, не повысились.