Обнулить и обновить
Всё чаще в разных сегментах нашей жизни начинает возникать революционная ситуация. Дошла очередь и до земельных отношений. Некоторые предприниматели в Саратове и области активно сопротивляются в судах завышенной кадастровой оценке их участков земли. А представители муниципальных властей устали бегать за теми, кто, получив право на землю, официально не зарегистрировал его и не пополняет платежами бюджет. Выход один – провести новую оценку земель.
Недооценённые и переоценённые
Уплата земельного налога и арендной платы в Саратовской области продолжает оставаться для граждан – субъектов хозяйственной деятельности одной из самых серьёзных проблем. Обратить на это внимание региональной власти решились в торгово-промышленной палате региона. Специалисты палаты утверждают, что им известны случаи, когда по результатам кадастровой оценки земли её стоимость возрастает в несколько (даже в десятки) раз, увеличивая сумму земельного налога и стоимость выкупа земли. Попавшим в такую переделку предпринимателям приходится доказывать свою правоту в суде. Тему государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Саратовской области решили обсудить на круглом столе – посмотреть, что можно подкорректировать и какими экономическими последствиями для областного бюджета и предпринимательского сообщества эти коррективы могут обернуться.
Президент ТПП Максим Фатеев напомнил собравшимся, что работы по государственной кадастровой оценке земель проводятся на территории РФ с 2001 года. Основная цель этой деятельности – создание налоговой базы для исчисления земельного налога и иных платежей на землю. Пересматриваются данные раз в пять лет. За последнюю пятилетку было много исков, предприниматели и бюджет несли судебные издержки. В подтверждение того, что проблема эта общая для страны, был показан сюжет из Омской области. Местный министр имущественных отношений авторитетно рассказывал о «задвоениях», «затроениях» и «учетверениях» информации, вносимой в кадастр. А потом был наведен порядок. После новой оценки стоимость земли в Омской области снизилась почти в два раза по сравнению с 2007 годом. Но не везде: по многоэтажным домам, гаражам и дачным участкам она, наоборот, выросла. Также в ходе оценочных работ в Омске обнаружилось более 30 тысяч участков, которые ранее нигде не числились.
«Такая же история во многих субъектах, и мы не исключение», – после просмотра ролика сказал Фатеев. И в Саратовской области есть примеры такой кадастровой оценки земли, по результатам которой её стоимость возрастает в несколько (даже в десятки) раз, что влияет на сумму уплачиваемого налога и стоимость выкупа земли. Предпринимателям приходится доказывать свою правоту в суде.
За чиновников отвечала начальник отдела по управлению земельными ресурсами областного комитета по управлению имуществом. Татьяна Бурмистрова сказала, что на данный момент в области оценка проведена по всем категориям земель, кроме земель запаса. Но так как результаты были утверждены по состоянию на 2001-2007 год, и пять лет уже прошло, пора начинать дело снова. Принято решение о проведении кадастровой оценки областных земель под объектами промышленности, в бюджете уже предусмотрен 21 миллион рублей на эту работу. На следующий год планируется проведение кадастровой оценки земель сельхозназначения и особо охраняемых территорий, на что потребуется порядка 25 и 4 миллионов рублей соответственно. На 2014 год планируются работы по кадастровой оценке земель водного и лесного фондов.
Конкурс на проведение работ по кадастровой оценке земель населённых пунктов завершился в конце июля, победителем было объявлено ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ». Подрядчик приступит к выполнению работ уже в этом году. Срок исполнения работ должен составить не более 138 календарных дней. Работы проведут за счёт средств федерального бюджета, заказчиком выступает Росреестр.
По информации специалистов Росреестра, из 130тысяч гектаров земли, занятой городами и поселениями, 96,5 тысяч ни за кем не зарегистрированы. Тогда каким образом происходит плата за них и происходит ли она вообще? Даже по минимальной кадастровой стоимости в 500 рублей за квадратный метр и по ставке в два процента от нее получается сумма в 9 миллиардов рублей. Но этих денег в бюджетах нет. Татьяна Бурмистрова отмела эти подозрения, объяснив, что речь идёт о землях, находящихся в государственной собственности до разграничения. Распоряжаются ими в настоящее время органы местного самоуправления. Так что нельзя сказать, что эти земли не вовлечены в оборот. Они предоставляются администрациями в аренду и в собственность.
Владеть землей можно по-разному
«Чтобы написать заявление о предоставлении участка, мне нужно знать кадастровый номер, а я его нигде не узнаю, – пожаловалась представитель компании «Реан» Лариса Коннова. – У меня такая ситуация не первый раз. По Марксовскому району полно земли, которая не используется годами. Когда я написала заявление в марксовскую администрацию, мне дали ответ, что все земли заняты».
«У нас есть на сайте Росреестра публичные кадастровые карты, сведения обо всех земельных участках там внесены», – ответила Бурмистрова. Но ей напомнили о том, что земельные участки, право на которые зарегистрировано в регистрационной палате, и правоустановленные участки – разные вещи. Потому что если есть постановление администрации о выделении участка либо в собственность, либо в аренду, но дальше никаких действий осчастливленный землей гражданин не совершал, то эти земельные участки не входят в налогооблагаемую базу.
«Я сталкивалась с такими вещами: постановление было несколько лет назад, но ни собственность, ни аренда не были зарегистрированы, и люди не платили», – стояла на своем Лариса Коннова.
Бурмистрова тут же «перевела стрелки» на муниципалитеты. Сказала, что «в администрациях самостоятельно должны следить, чтобы поступали деньги». «Даже если арендатор не заключил договор аренды, но пользуется этим участком, с него можно взыскать в суде деньги за неосновательное обогащение», – утверждает чиновница, как-то забыв о том, что несколько лет за эффективность использования земли с неразграниченной формой собственности отвечал именно областной комитет по имуществу, в котором она работает. И никаких особых успехов в деле сбора платы за землю он не показал.
Заместитель председателя комитета по землепользованию администрации Саратова Сергей Дурнов заверил собравшихся, что «со стороны муниципального образования принимаются все меры» для устранения неоформленных отношений. Но нельзя отрицать, что владельцы земельных участков находятся в разном положении: пока добропорядочные, зарегистрировавшие своё право на пользование землей граждане аккуратно выплачивают налоги, которые всё время повышаются, более хитрые предприниматели делают вид, что землей не пользуются, и никому ничего за нее не платят. Татьяна Бурмистрова подтвердила, что не только в Саратове, а и в других администрациях «земли активно вовлекают в оборот и борются с теми, кто получил право, но не зарегистрировал его в палате», и что кроме муниципального земельного контроля должен еще работать государственный земельный контроль, осуществляющий проверку использования земель.