Граждане на поводке

Оценить
Выйти за рамки ареала обитания, отведенного нам государством, не так-то просто

Не сочтите меня родиноненавистником, но есть в нашем отечестве вещи, которые не могут не вызывать недоумение, раздражение, а порой и отчаяние. Одна из них – это институт регистрации по месту жительства, или по-простому «пропискипрописка».

Заветный штампик в паспорте отсылает нас к тем временам, когда наряду с именем и фамилией в ходу были территориальные приставки. Фродо Беггинс из Шира или Гамлет, принц датский, в наших реалиях выглядят как Вася Петров с Заводского, Катя Сидирова с Агафоновки и так далее. И создается впечатление, что каждому из нас отведен определенный ареал, за пределы которого лучше для собственной безопасности не выбираться.

Вот, например, моя близкая подруга влюбилась в иностранца. Сама она прописана в одном из районов области, но после окончания университета живет в Саратове на съемной квартире, разумеется, без всякой регистрации. Ее возлюбленный решил приехать в Россию погостить. Добирался не напрямую. Сначала самолетом до Краснодара, потом поездом до Саратова.

По закону иностранцам нужно встать на миграционный учет там, где они остановились. И вроде бы это можно сделать в почтовом отделении. Однако там влюбленным отказали. Тогда подруга потащила суженого в деревню, травмируя его психику еще и путешествием на междугородном автобусе. Узнав, что в сельской местности они жить не останутся, ребятам посоветовали найти принимающую сторону в областном центре. К тому же оказалось, что заграничный паспорт гостя, оформленный на его родном и английском языках, нужно перевести на русский. В итоге, когда нам пришла идея прописать иностранца по месту моей прописки, выяснилось, что местный миграционный отдел в этот день не работает. Попали мы туда только на следующий день. По нашим расчетам, это был последний по закону день, когда можно гражданина другой страны прописать без уплаты штрафа.

Отсидели очередь, наслушались про проблемы работодательницы, которая не может рабочую бригаду из Украины записать к себе скопом, а должна каждого из них приводить в отдел и подписывать все документы отдельно. Когда работники миграционной службы нашли-таки на нас время, то объявили, что нас дезинформировали и время на регистрацию закончилось. Надо было приходить вчера. Аргумент, что они в этот день не работали, не приняли. Всё равно, говорят, пришли бы и объяснили ситуацию. Надо платить штраф. Не помню, сколько точно. Около двух тысяч. Тут уже мы попытались всеми доступными средствами «объяснить ситуацию» и заставить госслужащих понять, что мы всё делали правильно. Мы с подругой нервно пытались избежать штрафа, а гость диву давался на российские системные проволочки.

В итоге ребят попросили предоставить билеты на транспорт. Но они покупали электронные билеты и ничего показать не смогли (друзья, распечатывайте и сохраняйте электронные билеты: никогда не знаешь, где они пригодятся). Спасли нашего милого иностранца от внесения денег в российскую казну билеты на автобус Саратов – Новоузенск, обнаружившиеся в кармане и использованные для заворачивания жвачки. Какой из этой ситуации можно сделать вывод: прописан в деревне – сиди в деревне? И такой в том числе.

Или вот, например, право избирать и быть избранным. Вторым, конечно, россияне пользуются много реже, чем первым. Но процесс опускания бюллетеня в урну для многих неравнодушных еще что-то значит. Забавно было наблюдать, как в декабре прошлого и марте этого года десятки знакомых, которые давным-давно перебрались в Москву и Питер, обозначали статусами в соцсетях, что едут на «малую родину» именно за открепительными удостоверениями. Ну что это за тупость такая? Даже мне, просто переехавшей в другой район города, пришлось тратить время и в рабочий день ехать «по месту прописки» и получать этот талончик.

Нам объясняют, что такие сложные схемы избираются исключительно для того, чтобы никто не жульничал и не голосовал два, а то и больше раз. На деле система похожа на создание лишних барьеров на пути честно желающего проголосовать гражданина. Почему бы просто не создать базу данных избирателей, где каждый председатель участковой избирательной комиссии сможет отметить проголосовавших на вверенном ему избирательном пункте?! С выпускниками школ, подающими результаты Единого госэкзамена в вузы, такое сделать удалось. Может быть, и с избирателями получится?

Или возьмем мои любимые права – на образование и медицину. Всем хорошо известны словосочетания «наша школа» и «наша поликлиника», которые в конечном счете определяются регистрацией на соответствующем территориальном участке. Сейчас вроде как можно обслуживаться в той поликлинике, которая тебе по сердцу и ближе к фактическому месту жительства. Однако и здесь тебя сначала несколько раз предостерегут, что лучше бы лечиться там, где прописан. Статистики насчет того, сколько трудоспособных россиян просто плюнули на свое здоровье, после того как их в очередной раз послали... по прописке, нет. Но думаю, что много. Получается, что у нас есть все права, кроме права выбора.

Это я всё к чему? На прошлой неделе меня опять послали... по прописке.