Держать, не пущать, разогнать, запретить!

Оценить
Держать, не пущать, разогнать, запретить!
Наступление реакции в нашей стране продолжается

Дума напринимала законов, направленных против участников митингов и массовых протестных мероприятий. Против некоммерческих общественных организаций. Против свободы в Интернете. Последний замаскирован под борьбу с педофилией. Аресты участников митингов, безумный процесс против Pussy Riot, угрозы арестовать Алексея Навального. Клевета – вновь уголовное преступление. Много еще чего можно вспомнить.

Материалы подготовили Дмитрий Козенко, Люся Шлёпкина, Артем Земцов

Двуглавый наш орел оглядывает политическое пространство, которое уже напоминает выжженную пустыню. Что же еще можно заклевать? И, взмахнув крыльями, тяжело взлетает с башни и устремляется вдаль. Что он заметил?

Осталось в политической реальности еще одно неизмененное пространство. Как ни странно, это выборные процессы. Тут занятная получается картина. С одной стороны, нет ничего более извращенного, более далекого от закона и здравого смысла, чем российские выборы. С другой стороны, если строго следовать букве закона, это будет вполне демократическая процедура.

Перед нашей властью было два пути развития этой ситуации. Первый – фантастический: сделать так, чтобы выборы проходили в соответствии с законом. Второй – более привычный путь – попытаться узаконить беззакония. Хотя бы частично. (Закон о введении «каруселей» и легитимности переписки протоколов может подождать.) Для начала в закон о едином дне голосования включили статью, согласно которой состав избирательных комиссий остается неизменным до 2018 года. То есть еще пять с лишним лет люди, которые творили беззакония на выборах 4 декабря и 4 марта, беззакония, которые и вызвали мощную волну протеста, продолжат заниматься любимым делом. Переписывать протоколы, организовывать «карусели» и вбросы, третировать наблюдателей и так далее.

И только смерть или арест за какое-нибудь уголовное дело могут вырвать члена избирательной комиссии из стройных рядов. Как, например, случилось это с г-ном Агаповым. Впрочем, происхождение Агапова из благополучной семьи (папа – бывший председатель горисполкома Саратова) и незначительность преступления (взятка, переквалифицированная следствием в мошенничество) позволяют предположить, что к осенним выборам Агапов вновь встанет в строй. Стоит отметить, что новация во многом обессмысливает новую редакцию закона о партиях. Почти все вновь образованные партии лишаются возможности влиять на выборный процесс.

Еще одна головная боль власти – общественные наблюдатели на выборах. Полагаю, долго думали, как бы их утихомирить. И тут подвернулся прекрасный случай. Единороссы протаскивали своего коллегу Алексея Чеснакова в городскую думу города Касимова в Рязанской области. Нет, г-н Чеснаков не собирался тратить все свои силы, чтобы поднять Касимов с колен. Просто, чтобы попасть в Совет Федерации, куда Чеснакова списали с должности заместителя секретаря генерального совета ЕР, нужно быть каким-либо депутатом. Пусть даже сельским.

Выборы прошли, как пишут почти все СМИ, с многочисленными нарушениями. Но не это озаботило ведомство г-на Чурова, а активность наблюдателей. Заместитель главного волшебника Леонид Ивлев первым начал атаку на наблюдателей: «Хотелось бы обратить внимание политических партий и представителей СМИ на очень агрессивное поведение наблюдателей. Избирательные комиссии Касимова столкнулись с таким впервые, да и мы, пожалуй, тоже. Здесь надо что-то думать».

Думать наши власти – а избирком, несомненно, шестеренка властной машины – могут только в одном направлении: не пущать, разогнать, запретить. Размышляли недолго. Тот же Ивлев и объявил плоды мозгового штурма: «Наблюдатель на участке появляется только в день голосования. Возможно, нужны изменения в законодательство о том, чтобы наблюдатель, допустим, как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обозначал себя за две недели».

Почему г-н Ивлев считает, что «обозначенный за две недели наблюдатель» будет менее агрессивным, остается секретом. Зато не секрет, против кого направлена очередная охранительная идея. Против так называемых политических десантов, когда наблюдатели из Москвы и других городов берут под контроль те или иные региональные выборы. То, что и такой закон примут, сомневаться не приходится. Интересно другое: до наших выборов в областную думу 14 октября успеют?

Мы спросили, что думают о новых выборных идеях политики и гражданские активисты.

Как вы относитесь к тому, что законопроект о едином дне голосования обеспечит неизменность состава избирательных комиссий до 2018 года?

Как вы прокомментировали бы предложения Центризбиркома о новом порядке регистрации наблюдателей?

***

Ольга Алимова, депутат Государственной думы, КПРФ:

НЕ ТАМ ЦИК СУЕТИТСЯ

К предложению сделать составы участковых избирательных комиссий постоянными отношусь отрицательно. Лучше бы предложили формировать УИКи в зависимости от опыта выборной работы, имеющегося у желающих туда попасть. Сейчас хоть есть возможность изменять составы комиссий, исключать из них нарушителей, а когда там на пять лет одних и тех же людей закрепят, этого сделать будет нельзя. Были, например, такие случаи, когда председатели комиссий, решив, что им мало денег, которые платят за работу на выборах, экономили на рядовых членах комиссии, сократив их выплаты в свою пользу.

Голосовать лучше всего весной, это разумнее. В отпуска ещё никто не уходит, люди на подъёме, весна с её обновлением пробуждает желание изменить всё вокруг. К тому же, прожив зиму, человек может чётко сказать, чего он хочет от власти.

Что касается осени, то выборы в это время нарушают учёбный процесс – это раз. Два: период агитации, приходящийся на лето, получается сорванным, нет у агитаторов возможности ходить по квартирам, разговаривать с жителями, потому все стремятся уехать подальше из душного города.

При нынешней власти инициатива регистрировать наблюдателей за две недели до дня выборов – это составление списка расстрельных людей. При формировании участковых избирательных комиссий с представителями КПРФ, желающих стать членами УИКов с правом решающего голоса или совещательного, проводится предварительная «доверительная» беседа. Им корректно нажимают на определённые точки: напоминают про больную маму, неработающего или, наоборот, где-то хорошо устроенного мужа, и так далее. Студентам намекают на возможность отчисления, бюджетникам – на возможность увольнения. Люди жить хотят, поэтому после таких бесед некоторые отказываются. То же самое будет и с наблюдателями.

Наше волшебное министерство, в которое превратилась ЦИК, не там хочет выборное законодательство изменить. Лучше бы оно подумало, как включить в составы УИКов представителей всех политических партий, а не только парламентских, и представителей самых разных общественных организаций, а не только тех, которые имеют отношение к партии власти. Или взяли бы в ЦИКе и прописали норму, по которой председателями всех избирательных комиссий могли бы становиться исключительно члены оппозиции. Так сделали в Молдавии, когда там заговорили о фальсификациях на выборах, и сделали это представители правящей партии, надо заметить. Если бы мы переняли опыт, то тоже могли бы пресечь разговоры о фальсификациях.

Вот, например, взять УИК, где председатель – член «Яблока», заместитель из КПРФ, а секретарь из ЛДПР. Тогда можно было бы говорить о приблизительно равных правах для всех политических партий, созданных на избирательном участке. Или взяли бы наши волшебники и сделали урны для голосования прозрачными, как их давно просят. У «Единой России» припадок бы случился: в таких урнах все вбрасываемые пачки бюллетеней сразу стали бы заметными.

Михаил Акимов, руководитель регионального отделения партии «Демократический выбор»:

В ОБЩЕСТВЕ СИЛЬНЫ НАСТРОЕНИЯ ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ

Последние парламентские и президентские выборы выявили пренеприятнейшую для власти тенденцию – рост общественной активности граждан, способности к самоорганизации наблюдателей для контроля на выборах. Это, несомненно, большой плюс для общества и огромный минус для фальсификаторов.

Я был членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в Москве и на парламентских, и на президентских выборах 2011-2012 гг. Принимал непосредственное участие в обучении наблюдателей, был одним из координаторов по наблюдению на всей территории РФ. Видел приказы из вышестоящих комиссий об удалении наблюдателей с участка. Прекрасно помню, как и меня, единственного по факту независимого члена комиссии, «новичка», призывавшего к соблюдению законов, пытались удалить с участка. Помню, как приезжали политические «тяжеловесы» – видные деятели «Единой России», чтобы помочь удалить «назойливых» наблюдателей, которые постоянно «мешали» работе комиссии. Правда, ответить на прямой вопрос, в чем, собственно, наблюдатели нарушали закон, никто так и не смог. Лично для меня это была принципиальная история – отстоять соблюдение закона, несмотря на тот ад, который творился вокруг.

К сожалению, правда не всегда побеждает. И всё же на том избирательном участке я и активисты-наблюдатели ее отстояли. Результат «Единой России» составил 35 процентов. На соседнем участке, где наблюдателей замечено не было, партия власти набрала почти на 30 процентов больше. Так что выводы о пользе наблюдателей делайте сами.

После принятия резонансных законов о митингах, клевете, иностранных агентах и «черных списках» интернет-сайтов у меня есть все основания полагать, что несмотря ни на что примут и закон о едином дне голосования, предложенный заместителем председателя Центризбиркома Ивлевым сразу после выборов в городскую думу города Касимова Рязанской области, где многочисленные факты нарушений в ходе голосования стали достоянием общественности благодаря работе независимых наблюдателей. Тогда Ивлев признался, что его тревожат приезжие. А приезжие – это политически активные граждане из Москвы, из Питера, из других регионов России. Лично мне логика руководства Центризбиркома понятна. Власть хочет максимально контролировать ситуацию на выборах и пытается избавиться от этих «назойливых» наблюдателей.

Однако это не единственный сюрприз, заготовленный властью. Из текста закона мы видим, что весь состав избирательной комиссии будет формироваться на пять лет сразу. Таким образом, членами комиссии не смогут стать, например, представители новых партий, зарегистрированных после 30 апреля 2013 года, а также реально независимые граждане, которые раньше могли быть включены в состав комиссии от партий или от кандидатов непосредственно перед очередными выборами и могли реально влиять на соблюдение закона и бороться с фальсификациями. Стоит также обратить внимание на коррупциогенность этого закона. Когда будут заранее известны составы УИКов на пять лет вперед, договариваться с их недобросовестными членами будет значительно проще, чем сейчас.

Но не всё так безнадежно. Сегодня в обществе сильны настроения изменить систему. Практически любое действие власти по сохранению самой себя оборачивается против нее же самой. Ровно поэтому никакие запретительные законы не помогут сохранить нежизнеспособную систему в прежнем виде без проведения структурных политических и экономических преобразований.

Василий Бициоха, сопредседатель «РПР-Парнас»:

ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ

Последний десяток лет власть в лице «Единой России» пытается выстроить для себя удобную политическую систему, это связано в основном с протестным движением. Был принят ряд законов, ужесточающих законодательное право и свободу волеизъявления граждан на проведение массовых мероприятий.

С возвращением царя на свой пост процесс закручивания гаек продолжает усиливаться. Парламент пытается принять ряд антинародных законов. Первой весомой ласточкой был закон о митингах. Свободу граждан очень сильно ужали. Теперь наступила пора законодательного права, и здесь это напрямую связано с будущими осенними выборами. Введение единого дня голосования позволит «Единой России» в некоторых ситуациях продлить себе полномочия в региональных парламентах. К примеру, выборы в гордуму должны состояться в марте 2016 года. Но с введением единого дня голосования полномочия думы продлятся ещё на полгода. И мы продолжим ещё целых полгода лицезреть беззаконие, которое сейчас творится.

Владимир Путин решил выстроить не только вертикаль власти, но и вертикаль избирательных комиссий. С введением нового закона о едином дне голосования у нас фактически сложится «местничество» в рамках участковых комиссий, председатели будут находиться на своём посту в течение пяти лет. А это значит, что фальсификации будут продолжаться ещё длительный период времени. И отозвать председателя станет практически невозможно. Это свидетельствует о том, что «Единая Россия» боится падения своего рейтинга и видит, что оппозиция стала более сильной на политическом поле. Тем самым создается подушка безопасности для будущих фальсификаций.

В законодательном праве закладывается мина. И это значит, что смена власти выборным путем будет невозможна. Это в свою очередь ещё раз подстёгивает к насильственным действиям. Проанализировав закон в действии, многие сделают вывод о том, что возможен только революционный путь. Довеском к нагнетанию обстановки служит то, что ЦИК планирует ввести заблаговременную регистрацию наблюдателей. Это блокирует возможность для активистов из других регионов посетить, например, нашу область и проконтролировать ход выборов.

К тому же процедура будет забюрократизирована так, что даже местные наблюдатели не смогут попасть на избирательные участки для контроля хода выборов. Это убедит большую часть населения, которая присутствует на выборах как наблюдатели, что выбрать новых людей путем голосования будет невозможно.

Михаил Наместников, руководитель аппарата регионального отделения партии «Яблоко»:

НИКАКИЕ ДРАКОНОВСКИЕ ЗАКОНЫ ВОЛНУ НЕДОВОЛЬСТВА НЕ ОСТАНОВЯТ

Мне уже абсолютно безразлично, до 18-го ли года продлится это безобразие или до 35-го. Никого из них тогда и не спросят, когда за ними придут. И за нами всеми тоже! Когда резьбу с вентиля срывает, то на календарь даже и не смотрят. Кипяток накрывает разом всех.

Мне почти теперь неважно, успеет ли уютно расположиться в своих кабинетах новая областная дума или нет. Совершенно иначе выглядит для меня современный расклад истории, сложившийся в моем представлении на сегодняшний день. Эволюция общества завершилась полным крахом. Она традиционно обломалась и ни к чему сама не пришла, застряла. Ждем теперь созревания потенциала интенсивного развития исторического процесса. А у него просто выхода иначе не будет. И мы, вовсе не желая даже того, ждем его, зажмурившись. Нам самим тоже деваться некуда!

Режим дискредитировал себя со всей определенностью. Портрет Чурова на Селигере сорвался и упал – это вполне символично. Мне теперь абсолютно безразлично даже, какая условная единица со сложившейся репутацией полковой дамы станет в такой новой избирательной комиссии секретарём, а какая – председателем. До 18-го года – лет шесть. А у них и столько теперь нет. Их время прошло. Оно заканчивается уже сегодня.

И тут мне вспоминается лишь мрачноватая история мамаши Кураж и ее детей. Эта война может длиться даже целые сто лет, и она совсем не обещает хорошо закончиться. Вернее, так: заканчивается-то всё всегда хорошо для самой науки. В любом и всяком случае. Но уже после нас, обыкновенно, после ухода всех живых свидетелей! И на подобном развороте истории, уж точно, во всех смыслах, отдельно от нас.

Знаете, я даже и не помню автора этой латинской транскрипции: «Ищи того, кому выгодно». Применительно к последним образчикам так называемого законотворческого процесса эта давняя цитата кажется пошлой. Да, регистрироваться наблюдателем заранее, приезжать в чужой город и огород накануне стоит дороже, стоит больших усилий. Зато эти же люди могут стать вполне реальными участниками агитационной кампании, вдохновителями протеста на местности, организаторами флешмобов и гражданских акций. Вопрос только в степени накала неприятия действующего режима. А режим себя ждать не заставляет, он скаредничает. Он лишь нагнетает температуру кипения.

И если не здравые умы в его условном окружении, то никакие драконовские и мракобесные законы волну народного недовольства остановить не сумеют. Постучать на мосту касками я сам приеду, если за компанию, и свои средства найду, если что на том мосту случиться порисовать. Когда какие-то кандидаты вдохновят меня на такой подвиг. Впрочем, иногда вдохновляют не сами кандидаты, а отсутствие выбора. И тогда я нарисую вам задаром, за амбаром. На мосту, в бюллетени. И с нарисованным выйду на площадь, а когда не один выйду, то мало вам не покажется! Моренки с харольскими не удержат меня. Свалят сами. Убежища запросят в Сирии.

Антон Ищенко, депутат Государственной думы, ЛДПР:

ВЫБИРАТЬ ЛУЧШЕ ВЕСНОЙ, ВЕСНА ЛЮДЕЙ ВООДУШЕВЛЯЕТ

Предложение сделать составы участковых избирательных комиссий постоянными фактически будет закреплять законодательно тот порядок формирования комиссий, который уже существует. Сейчас в комиссиях работают одни и те же люди, от одних выборов к другим – в основном бюджетники, обеспечивающие «необходимый» власти результат.

ЛДПР выступает категорически против того, чтобы в составе избиркомов были работники бюджетной сферы, на которых всегда оказывается административное давление. Постоянные комиссии, сформированные по такому принципу, ничего нам не дадут в плане развития демократии. К сожалению, реформа избирательного законодательства в России идёт по пути «закручивания гаек».

Кстати, инициатива по введению единого дня голосования принадлежит лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Он же предложил назначать выборы весной. Во-первых, из-за эмоционального настроя граждан. Весна и майские праздники в нашей стране всегда по-особенному действуют на жителей – воодушевляют, одним словом. И с точки зрения предвыборных процессов весна – наиболее благоприятное время для единого дня голосования. У кандидатов будет достаточно времени на подготовку наблюдателей, членов комиссий и непосредственно саму агитационную работу.

Считаю, что норма о регистрации наблюдателей за две недели до выборов должна носить исключительно рекомендательный характер. Так же как и регистрация на сайте «Веб-выборы – 2012». Все эти нововведения – попытка сделать всенародные выборы неким подобием кулуарных «праймериз».

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, ЕР:

Если мы хотим видеть хорошие итоги выборов…

Единый день голосования следует назначать исходя из предполагаемых итогов голосования. Если мы хотим видеть хорошие итоги, то с точки зрения социальной ситуации наиболее оптимальный месяц, конечно, октябрь, даже середина октября. Все успокоились с дачами, отвели детей в школу, отдохнули в отпусках. На улице и в домах ещё тепло, ещё нет проблем с пуском отопления.

Если мы хотим видеть более негативные (реальные) результаты выборов, тогда оптимальное время для единого дня голосования – конец марта. Когда вокруг разбитые дороги и грязь, холод, не до конца растаявший снег, отсутствуют деньги и настроение после большого количества новогодних и прочих зимних праздников, тогда результат голосования может быть диаметрально другой. Поэтому, думаю, октябрь предпочтительнее.

К предложению сделать постоянными в течение пяти лет составы всех избиркомов, участковых в том числе, отношусь положительно. Работа эта общественная, она требует опыта и желания трудиться, поэтому стабильный состав избиркомов – это залог относительно честных выборов.

Дата регистрации наблюдателей ничего не определяет. Определяет всё желание наблюдателей честно и добросовестно выполнять свои обязанности, обеспечивая контроль за ходом голосования. А когда они зарегистрируются – в день голосования или за две недели до него – это не важно.

Павел Точилкин:

НЕВАЖНО, КОГДА ЗАРЕГИСТРИРУЮТ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Как относятся к инициативам по изменению выборного законодательства люди, имеющие к нему самое непосредственно отношение, мы спросили у председателя избирательной комиссии Саратовской области Павла Точилкина.

– Павел Геннадьевич, что думаете о предложении сделать составы участковых избирательных комиссий постоянными в течение пяти лет? Это хорошо или плохо? Или однозначные оценки давать нельзя?

Напомню, что по закону количество членов УИК ограничено. Например, на выборах депутатов Саратовской областной думы участковая избирательная комиссия состоит из 9-11 человек. Безусловно, формирование постоянно действующих участковых избирательных комиссий будет способствовать повышению профессионального уровня членов комиссий. С другой стороны, учитывая достаточно большое количество членов УИК (а на мартовских выборах президента их было 15587 человек), надо понимать, что мы столкнёмся с текучестью кадров. И в этом случае также необходимо менять порядок формирования участковых избирательных комиссий, упрощая процедуру выдвижения и утверждения кандидатур.

– Как же в этом случае быть восстановленным партиям или тем, которые были зарегистрированы недавно? Получается, что их представители не смогут попасть в члены избиркомов?

На данном этапе пока мы не можем говорить об этом, так как, повторяю, порядок формирования УИК, скорее всего, будет меняться. И опять же, возвращаясь к первому вопросу, учитывая перманентную сменяемость кадров комиссий, шансы попасть в члены участковых избиркомов будут у всех зарегистрированных партий. Тем более что данные положения закона вступят в силу с 2013 года.

– В каком месяце, на ваш взгляд, стоило бы назначить единый день голосования?

Безусловно, введение единых дней голосования способствует сокращению бюджетных расходов, повышению электоральной активности граждан. А в каком месяце он будет назначен это вопрос не к избирательным комиссиям, мы правоприменительный орган и будем действовать в соответствии с законом.

– Как вы относитесь к предложению о регистрации наблюдателей за две недели до выборов, а не в день голосования, как это происходит сейчас? Не считаете ли, что это обычная попытка подавить гражданскую активность?

Если такое предложение будет принято, считаю, что такой шаг будет способствовать более ответственному отношению кандидатов, избирательных объединений к выбору, подготовке и обучению своих наблюдателей. Если человек готов исполнять полномочия наблюдателя это должно быть его осознанное решение, он должен быть соответствующим образом подготовлен, и неважно, когда его зарегистрируют в таком качестве за две недели до выборов или в день голосования.