Саратов – болото, а область – грузовик
На заседании делового пресс-клуба в конференц-зале торгово-промышленной палаты (ТПП) Саратовской области 24 июля обсуждали областную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в области на 2012-2015 годы. В обсуждении участвовали представители бизнес-сообщества и местной власти, в том числе министр экономического развития и торговли области Владимир Пожаров, министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский, министр строительства и ЖКХ Сергей Канчер, президент ТПП Максим Фатеев.
Пару недель назад похожее заседание уже состоялось в учебном помещении бизнес-школы «Диполь» («Газета недели» писала об этом). Тогда министр Пожаров предложил предпринимательскому сообществу активно поучаствовать в создании программы развития бизнеса и пересмотре областного закона о развитии малого и среднего предпринимательства. В этот раз он тоже подчеркнул, что министерство ждёт реальных предложений по изменению действующей целевой программы и закона.
«Мы бы хотели понять, насколько они актуальны и востребованы и что нужно в поменять, – повторил свои пожелания Пожаров. – Самые главные проблемы области вы знаете: высокий госдолг и большой дефицит бюджета. Естественно, мы принимаем меры, чтобы снизить расходы, но без доходов нам это не решить. И поэтому нам нужно понять, что правительству нужно сделать, чтобы наше предпринимательство развивалось более активно. Нам бы очень хотелось, чтобы появились экспертные группы, которые, активно работая с нами, дали ответы на те вопросы, которые я назвал выше. В ближайшее время появятся законы о господдержке технопарков и индустриальных парков, с 1 января 2013 года вступит в действие закон о патентной системе, мы внесём изменения в законы об упрощённой системе налогообложения и о транспортном налоге. Мы бы хотели, чтобы все те новации, которые на данный момент мы готовим в недрах министерства, мы с вами всесторонне обсудили. Что-то изменили, что-то добавили. В своё время Саратовская область сделала самый лучший закон о едином налоге на вмененный доход. Мне бы хотелось, чтобы мы сделали с вами самый лучший закон о патенте, который будет посилен предпринимателям и даст пополнение в нашу казну».
По мнению выступавших представителей бизнес-сообщества, предлагаемая программа «приятно удивляет». Однако криков «ва-у-у!» не вызывает. Хотя, когда принимали закон об упрощённой системе налогообложения, подобные возгласы были. Возможно, это объясняется тем, что в нашей области тяжелая психологическая атмосфера. Необычный доклад на эту атмосферную тему сделала на заседании психолог, президент женского бизнес-клуба Оксана Акимова.
По словам Акимовой, психологический профиль среднестатистического жителя Саратовской области отличается от наших соседей – жителей Пензы, Воронежа, Самары, Нижнего Новгорода – в сторону депрессивности и пессимистичности. Наш среднестатистический житель обладает низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. «Может быть, поэтому столько ошибок и резких действий, в том числе в предпринимательстве», – предположила психолог.
У большинства наших людей присутствуют резкие перепады настроения. У нас один из самых высоких показателей по суицидальным поступкам по России (на этих словах представитель прокуратуры посмотрел на Оксану Анатольевну озадаченно). Основные установки среднего жителя области: «Саратов – болото, особенно в плане бизнеса». А вот пензяки и самарцы говорят: «У нас прекрасные условия для развития бизнеса, и с каждым годом мы сами делаем их всё лучше и лучше».
Пока мы говорим: «В Саратове нет денег», – ни денег, ни прорывов у нас не будет. Наши соседи тем временем утверждают: «У нас Клондайк финансовых возможностей, деньги лежат под ногами». Саратовцы говорят: «Никакие усилия не приведут к результатам, всё бесполезно». Соседи уверены: «Я отвечаю за свои усилия и стратегию бизнеса и понимаю, куда мне деваться и кто меня поддержит». Мы считаем: «Я – временный житель Саратова, при первой возможности уеду жить и работать туда, где лучше». Жители других областей убеждены: «Я отвечаю за свой персональный успех и останусь в своём городе потому, что принесу тут пользу, а значит, буду состоявшимся».
Оксана Анатольевна предложила создать при помощи мозгового штурма необходимые полезные установки и организовать их рекламу, выразив готовность взять ответственность за этот проект.
Ахиллесовой пятой областных предприятий на заседании были названы проблемы сбыта. «Недостаточно создать качественный продукт, создать различные формы поддержки. Если не будет создана технология продвижения продуктов, в том числе и за пределы нашей области, мы сдвигов не увидим», – сказал председатель правления общественной организации «Поколение Плюс» Владимир Турман. По словам Турмана, «область созрела для бизнес-прорыва, это важно осознавать», но необходим переход от ориентации на естественный спрос к ориентации на систему правильного позиционирования и продвижения продукции.
У представителя компании «Юрком» было другое предложение: нужно выходить за рамки региона и не стесняться брать на себя решение вопросов федерального уровня. Например, почему бы не начать лоббировать снижение социальных отчислений? Это может благотворно сказаться на зарплате работников предприятий. Министр Пожаров с этим подходом согласен. Он привел говорящие цифры по структуре сборов в пенсионный фонд. На долю малого и среднего бизнеса в нашем регионе приходится всего три процента от общего объема взносов. При этом в малом и среднем бизнесе в Саратовской области занято около 18 процентов работающих. «Это говорит о том, какая их доля находится в тени, – сказал Пожаров. – Я абсолютно поддерживаю, что для них надо вводить ставку 14 процентов ЕСН, и больше к этому вопросу не возвращаться. Постепенно это будет способствовать выходу из тени и увеличению доходной части и облбюджета, и бюджета пенсионного фонда».
По мнению главы регионального отделения общественной организации «Опора России» Юрия Романова, на новом пути «не обойтись без распаковки госсфер» для малого и среднего бизнеса, особенно это касается социальной сферы и сферы обслуживания вокруг неё. Министр Пожаров сказал, что считает возможным до десяти процентов госуслуг в социальной сфере отдавать на обслуживание предприятиями негосударственного сектора, то есть частному бизнесу, НКО. «Начинать мы должны с детских садов. На данный момент у нас 1132 детских сада, а частных – только шесть». Услуги стареющему поколению, по мнению министра, тоже тема аутсорсинга. И региональный минэконом уже начал ее проработку с минсоцразвития. «10 процентов – это очень большой объём, и если до 2015 года мы это сможем сделать, это будет грандиозный шаг», – сказал Владимир Александрович.
«Мы забываем, что промышленность – это основа всего, потому что производит продукт, который мы потребляем. Мы можем заняться развитием пусть не крупных площадок производства, но мелких и средних», – высказался президент клуба «Бизнес-качество» Павел Михеев. «Не всякий малый бизнес может создать что-либо крупное, больше и серьёзное. Привлечение малого и среднего бизнеса к работе в тесной взаимосвязи с крупным бизнесом, безусловно, будет давать эффект. Я поддерживаю мысль о совместном сотрудничестве», – ответил министр строительства и ЖКХ Сергей Канчер. Министр промышленности Сергей Лисовский предложил взаимодействие крупного и мелкого бизнеса вписать в программу отдельной строкой.
***
Министр экономического развития и торговли Владимир Пожаров:
ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ РЭКЕТОМ
– Владимир Александрович, каковы основные проблемы саратовских малых и средних предпринимателей?
– Первое – барьеры, причём не только административные. Финансово-кредитные на первом месте идут. Длинных денег нет, и они дорогие. На Западе не понимают, как можно взять инвестиционные деньги под 12-14 процентов годовых, а у нас для многих предпринимателей это считается хорошей ставкой. Но если вложить их в основные средства, то говорить об окупаемости нереально: пока раскрутишь проект, пока встанешь на ноги.
Есть еще барьеры, которые связаны с земельно-имущественными отношениями. Вы все знаете, как это непросто – оформить землю, хотя кругом декларируется: «Пожалуйста, берите в аренду государственную, муниципальную собственность». Существуют барьеры по подключению к инфраструктуре – к энергетике, к газовым сетям, к воде.
Есть барьеры, связанные и непосредственно с так называемым административным ресурсом. Если в каком-то районном центре сын главы администрации имеет пять магазинов, иди попробуй там открой новые торговые площади – замучают, задёргают. Ну и конечно, есть пристальное внимание проверяющих структур. В данном случае крен пошёл уже от силовиков к так называемым обществам по защите прав потребителей, которых стало очень много и которые фактически занимаются рэкетом. Не все, конечно, есть хорошие общества, но есть такие, которые приходят и говорят: «Будете нам платить ежемесячно – мы вас не будем трогать».
– За сто дней на посту министра вы успели сделать какие-то шаги для разрешения этих проблем?
– За сто дней перелопатить это невозможно. Мы пытаемся вовлечь в нашу работу энергию бизнеса – это называется модным словом «краудсорсинг». Мы хотим, чтобы бизнес понимал, что мы открыты и максимально прозрачны. Пожалуйста, приходите с вашими проблемами, будем их решать. Все. И конкретно ваши, и общие. Вот, например, закон о патенте коснётся всех. Мы не хотим просто провести его через думу, а там трава не расти… Нам нужна реакция бизнеса. Поэтому мы просим предпринимателей помочь нам найти разумный компромисс между собираемостью доходов в казну и условиями для развития бизнеса.
В министерстве строительства и ЖКХ работает группа по барьерам, связанным с земельным имуществом. Это, наверное, самый сложный и коррумпированный раздел в программе. Очень сложно идёт процесс изменения подходов. Непросто наладить порядок даже в исполнении закона об обязательной доле муниципальных закупок, которая идёт на малый и средний бизнес. Формально доля может и выдерживаться, но недавно мы проверяли один район (не буду его называть), там две трети продовольственных поставок для социальной сферы делают две фирмы. Таких моментов, к сожалению, ещё очень много.
Нам нужен другой формат общения и отношений. У нас создана система оценок, существует комплексный рейтинг, и те из глав, кто не занимается развитием предпринимательства и ведёт себя, мягко говоря, по-хамски или ничего не делает, – они в последней пятёрке. Ещё один месяц они там будут – перестанут работать.
Так что шаги делаются. Но нужно всё делать грамотно. Ведь когда по трассе идёт огромный грузовик, его быстро поворачивать нельзя – он просто перевернётся. А для того чтобы резко стартовать, надо нажать на газ до отказа. У вас, конечно, два литра бензина в этот момент вылетит в трубу, но вы наберёте скорость. Беда в том, что мы вынуждены экономить бензин. У нас бюджет такой ужасный.
Если бы мы могли сейчас за счёт бюджета бросить в господдержку такие же средства, как хотя бы в Пензе (они в пять раз больше, чем мы, направляют на господдержку, причём уже не один год, у них уже кумулятивный эффект серьёзный), был бы другой разговор. Но мы-то пытаемся работать крохами. Поэтому нам надо очень внимательно выискивать точки роста, чтобы получить максимально эффективную отдачу, привлекать федеральные бюджетные инвестиции, искать внешних инвесторов. Так что революцию мы не сможем сделать, для этого нужны ресурсы. Но мы будем раскачивать эту лодку, по-другому нельзя. Иначе мы скоро рухнем.