Саратовцы дали свои предложения президенту Путину
Во вторник, 24 июля, президент России Владимир Путин пообщался с активными жителями Саратовской области. «Расширенную» команду активистов привез на встречу в Сочи губернатор Валерий Радаев. «Как вы себя ощущаете, что называется, «на земле» в широком смысле этого слова, исполняя конкретные обязанности, решая определённые задачи в бизнесе, в медицине?» – спросил их Владимир Владимирович. И получил компетентные ответы.
Татьяна Усова, учитель из лицея № 2 города Саратова, рассказала президенту, что в министерстве образования, судя по всему, пока нет понимания, что «дети уже другие» и что к ним нужны другие подходы – «не просто лекция, не просто традиционные уроки, а деятельность, больше практики». Но в педагогических вузах на это закрывают глаза. И получается, что приходит молодой специалист с дипломом, но не готовый учить современных детей. Президент России переспросил, правильно ли он понял, что требуется внести коррективы в подготовку специалистов в вузах, и, получив подтверждение, кивнул.
Детский хирург Дмитрий Морозов в Саратове возглавляет кафедру детской хирургии медицинского университета, а в Сочи он отстаивал интересы работников сельского здравоохранения. «Мне кажется, должны быть в разы увеличены зарплаты по сравнению с городом; это должен быть серьёзный соцпакет, чтобы человек, который уезжал в сельское здравоохранение, понимал, что существует социальный лифт некий, что он имеет преференции, например, при поступлении в аспирантуру, преференции в дальнейшем своём карьерном росте, может быть, дополнительное образование, в том числе за рубежом. Чтобы это не была некая ссылка, что ли, для молодого доктора», – говорил профессор Морозов, попутно подхваливая губернатора Радаева за проекты «Сельский доктор» и «Миллион сельскому врачу». Но «десяток – полтора десятка докторов, которые получили эту поддержку», – слишком мало.
В конце концов, президент был вынужден согласиться, что приводить в порядок сельские больницы и насыщать их оборудованием недостаточно – надо создать систему стимулов не только для работы и проживания, но и для последующего профессионального роста. «Вы уже назвали некоторые вещи: поступление в аспирантуру, ещё что-то. Подумайте, может быть, подскажете», – дал «партийное задание» саратовскому хирургу Владимир Путин. И Дмитрий Морозов пообещал не только эти стимулы передать через губернатора, а еще и свои рекомендации практикующего врача по организации высокотехнологической хирургической помощи для новорожденных.
С подачи директора специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по гребле на байдарке и каноэ Сергея Лукъянова президент страны будет думать о том, как вернуть советский опыт подготовки олимпийского резерва. «Что касается школ олимпийского резерва, если мы хотим, чтобы у нас была яркая национальная сборная – они и сейчас у нас красавцы и красавицы, и мы ожидаем от них хороших успехов, – но если мы хотим, чтобы они были первыми в мире, обгоняли бы и Штаты, и Китай, как это было в прежние времена, то нам нужно будет вносить изменения в действующее законодательство и передавать эту систему от министерства образования в министерство спорта. Чтобы вся эта система была всё-таки выстроена, настроена на максимальный спортивный результат», – понял основную задачу Владимир Путин.
Председатель сельхозкооператива из Перелюбского района Вячеслав Аистов заверил президента, что саратовские аграрии не боятся вступления России в ВТО: «думали и готовились». «Давно конкурируем, знаем, что продукция должна быть у нас всегда качественная, конкурентоспособная, и мы это сегодня выдерживаем», – сказал он и тоже подкинул президенту задачу для мозгового штурма. Теперь российскому правительству придется думать, как передать брошенные, не оформленные земли пайщиков во власть муниципалитетов. Потому что, по подсчетам фермера, таких земель около 20 процентов – «по Саратовской области миллион гектаров набегает».
«Если бы эту землю отдали в муниципальные поселения, главы вместе с депутатами принимали бы решение, кто на ней может эффективно себя проявлять», – предлагал Вячеслав Аистов путь, который не только вернет землю в севооборот, но и позволит на ней зарабатывать. Фермеры уже знают, что начиная с 2013 года налог на сельхозземли будет оставаться в бюджетах районного и поселенческого уровня. Владимир Путин не понял фермера и сказал, что в правительстве уже есть инициативы забирать землю, которая никак не используется, в собственность государства. Ошибка заключалась в том, что распоряжаться собственностью государства может федеральный и региональный уровень власти. А местная власть, за финансовые возможности которой ратовал фермер, в данном случае окажется ни при чём.
Директор сети частных детских садов «Кораблик» Елена Переверзева попросила президента о государственной помощи на этапе открытия детского сада – «особенно дорогостоящий порядок лицензирования, получения заключений Роспотребнадзора, пожнадзора». Помощь эта может, например, выражаться в льготном кредите – «может быть, не всем, может быть, тем, кто открывает второй, третий филиал, тому, кто уже зарекомендовал себя на этом рынке, кто уже получил лицензию на один филиал». «То есть таким, как вы?» – в лоб спросил президент. Елена Переверзева сказала, что таких, как она, не так уж и много, и все они не откажутся не только от дешевых кредитов, но и от грантовой поддержки.
А еще федеральной власти хорошо бы подумать о компенсации части платы за содержание ребенка в частных детских садах. Потому что сейчас она составляет 14-15 тысяч в месяц и не каждому родителю по силам. Президент сказал, что в российском правительстве эта тема многократно обсуждалась. И скорее всего, придется идти по двум путям одновременно – организовывать финансовую поддержку и со стороны регионов, и со стороны Федерации. «В некоторых регионах это, кстати говоря, решается, делается», – с намеком подчеркнул Владимир Путин.
Генеральный директор ООО «Промышленная группа «Финпром-ресурс» Игорь Аблаев не сумел с ходу убедить президента Путина в том, что «можно было бы на территории области создать фабрику полупроводников не только в интересах одной компании, а в интересах автомобильной отрасли, в интересах медицины передовой». Владимир Владимирович сказал, что «просто не готов сейчас ответить, будут коллеги готовы именно в Саратовской области развернуть такое производство или нет». У него нет ответов на вопросы об объемах этого рынка, об уровне инвестиций и о потенциальных инвесторах. Но посоветовал сформулировать эти предложения письменно и передать ему через губернатора.
В конце встречи губернатор Валерий Радаев рассказал президенту о привлечении в цементный моногород Вольск швейцарских компаний – «они готовы, я думаю, что после сентября, рассмотреть наши предложения и приступить к работам». Напомнил об очень важном проекте европейской подшипниковой компании с американской фирмой «Бренко». Похвалился предложением итальянской фирмы, занятой выпуском домостроительных панелей. И попросил помочь с устройством свободной экономической зоны в Балакове на площадке, где когда-то находился химический завод.
Президент России похвалил губернатора за умение формулировать масштабные проекты и сказал: «Давайте предложения, я министерству экономического развития это поручу, они проработают и вместе с вами определят, возможно это или нет. Хотелось бы, чтобы это было возможно, я всячески готов поддержать».