Полгода на новую общественную культуру

Оценить
Молодёжные активисты обсудили перспективы роста общественного сознания и свое место в этом процессе

«Молодежная политика в современной России. Новый вызов» – так называлась конференция, прошедшая несколько дней назад в офисе cаратовского регионального отделения ассоциации «Голос». Жаркий воскресный день, политическое межсезонье… Казалось бы, какие тут могут быть конференции – это несерьезно. Однако участники попытались всё сделать всерьёз и по-настоящему. Другое дело, насколько это им удалось.

Автор: Артём Земцов

Открывая конференцию, руководитель регионального отделения «Голос» и модератор дискуссии Михаил Гамаюнов сказал: «Этот стол собирал не я, а именно мы сами. Это очень важно. Среди вас есть будущие лидеры. За эти полгода мы можем дать городу новую общественную культуру. Но главная задача – это самоорганизация на горизонтальном уровне. Сейчас мы должны договориться на какой-то определенной точке».

Сотрудничество с властью: опасно, но неизбежно

Представляли себя сами участники, по кругу, причем намеренно против часовой стрелки. Пойти в обратную сторону – может быть, иногда это целебный «экстремизм». Многие друг друга уже давно знают: активист движения «Белая лента» Василий Бициоха, член Саратовского объединения избирателей Илья Козляков, активист «Голоса» Михаил Жабин, эколог Олег Лимановский и другие. Двенадцать участников, не считая председателя. Кто-то заметил, что и апостолов было столько же. «Значит, и Иуда где-то среди нас есть» – сказал Илья Козляков. Апостолы саратовской молодежной политики посмеялись. Такие сравнения должны бы выводить конференцию немножко на иной уровень. Но в тот день было не до раннехристианских парадигм.

Обсуждались цели участия молодежи в политике. Как молодежные лидеры оценивают своё место в текущем региональном управлении? Есть ли оно вообще? Как в идеале молодежь видит своё сотрудничество с властью? Необходима ли консолидация молодежных объединений для достижения результатов? По этим вопросам участники конференции попытались выработать общее мнение.

Подробнее остановились на вопросе сотрудничества с государством: на каких основах оно должно строиться? Общественный активист Кирилл Медведев предупреждал об опасности любого взаимодействия с нынешней властью. Кто-то говорил, что сотрудничество неизбежно, поскольку только так можно добиться хоть какого-то результата. Алексей Никишин убеждал, что с властью нужно не сотрудничать, а работать постоянно.

Идея консолидации молодежных сил по-прежнему осталась висеть в воздухе, правда, с надеждой на объединение в перспективе – насколько далекой, увидим со временем. Речь шла о создании независимой, может быть, даже незарегистрированной организации, деятельность которой будет заключаться в развитии региональной молодежной политики. Поговорили о том, что, в общем-то, это хорошо бы, но ни к чему общему пока не пришли.

Вспоминали историю. Предсказывали будущее страны. Пессимистов не много. Участники разбирали модели общественного развития и социальные структуры, пирамиды. И даже масонам нашлось место.

Десятилетие демократических утрат

Модератор дискуссии затронул очень важную тему обратной связи – взаимодействия общества и власти. Михаил Гамаюнов отметил: «Это десятилетие запомнилось нам как период, когда были утрачены демократические механизмы». Статья, к примеру, о конкретной проблеме в конкретно обозначенном жилищном хозяйстве редко вызывает общественный резонанс, после которого приезжает комиссия с проверкой, затем прокурорское расследование, наказание виновных, если они есть, и, как результат, устранение проблемы. Сейчас же каждое из этих звеньев крутится вхолостую. Шестеренки не цепляются одна за другую.

А что же с главным вопросом, ответ на который пытались найти участники конференции: в состоянии ли граждане перевоспитать власть?

«Терпение и труд всё перетрут» – в том числе и российское законодательство. Это как раз подходит к ситуации с некоммерческими общественными организациями, по которым недавно был нанесен серьезный удар. Новый закон, осложняющий деятельность НКО, к которым относится и ассоциация «Голос», может отразиться в том числе и на альтернативной молодежной политике в целом.

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд уже заявил, что закон об НКО ассоциируется с террором 1930-х. Определение «иностранный агент» «зловеще перекликается» с советской терминологией. «Законы об НКО провоцируют на сравнение с диктатурой Иосифа Сталина».

Между тем правозащитная ассоциация «Голос» не намерена работать по новым правилам.

«Мы не собираемся регистрироваться как иностранные агенты, потому что ими не являемся, – сказала РИА «Новости» глава ассоциации «Голос» Лилия Шибанова. – Что будем дальше делать – жизнь покажет. Во-первых, октябрьские выборы мы проведем без этого закона. А что касается ноября, у «Голоса» очень много проектов, по каждому проекту мы будем подавать в Минюст запрос, считают ли они это политической деятельностью. Потому что мы не считаем ни один наш проект политическим. Если они считают политической (деятельность), мы пойдем в Страсбург».

Некоммерческие организации относятся к третьему сектору в условной структуре современного гражданского общества. Первый сектор – государственные органы, второй – коммерческие организации. Третий сектор характеризуется прежде всего тем, что он негосударственный, независимый, некоммерческий, добровольческий. Такая простая модель НКО работает на территории практически всего мира. Наше же государство стремится устранить всеми силами один из секторов, а точнее, целый общественный пласт, который обеспечивает нормальное функционирование государства. Власть предпочитает действовать по принципу авторитарного полицейского государства. А главный его принцип: всё, что неподконтрольно, потенциально опасно.

Общественного резонанса может и не быть

Специально для «Газеты недели» Михаил Гамаюнов прокомментировал ситуацию с перспективами развития гражданского самосознания, «суверенным законотворческим процессом» и новым законом, который был принят на днях:

«Это не просто вмешательство власти в самостоятельное общественное развитие – государство воюет против общества. Несмотря на новый закон об НКО государство не сможет контролировать их деятельность, в том числе и «Голоса». Власть считает, что оказывает давление. Конечно, теперь иностранные гранты не будут выделяться… Это скажется на престиже самого государства. «Голос» никуда не исчезнет, и мониторинг процесса голосования будет продолжаться. Последние выборы показали, что участие таких независимых организаций в избирательных кампаниях чрезвычайно необходимо».

Также руководитель регионального отделения «Голоса» отметил, что «развитие молодежной среды идет не шагами, а большими скачками. Молодежь становится центром неформальной политики. Правда, молодежь в своем вареве, а власть в своем. Есть политика государства – есть политика улиц. Эта власть везде опаздывает. С точки зрения социальной психологии то, что происходит сейчас с нами, – это насилие», – говорит Михаил Николаевич.

Один из тезисов моего собеседника: «Общественные организации делают больше, чем государство». Государству, как всегда, естественно, обидно, что какое-то там общество может что-то там решать. Даже если речь идет о помощи детям или дикой природе. Собака на сене не хочет терять свою эфемерную монополию на даже самые неинтересные с точки зрения распила бюджетных денег сферы.

На вопрос, какие формы гражданской активности в ближайшем будущем будут преобладать, руководитель саратовского «Голоса» сказал, что никакого общественного резонанса может и не быть. «Вполне возможны привычные формы молчаливого неприятия государства, противопоставление себя закону».

Пассивный нейтралитет, а скорее демонстративное безразличие

И всё же, сегодня среди российской молодежи нет серьезного интереса к политике. Ведь даже десятки тысяч молодых людей на Болотной – это не вся молодежь.

Результаты некоторых социологических исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента юношей и девушек принимают участие в деятельности общественных организаций.

Вместе с тем за последние годы то возрастает, то вновь непонятно почему скукоживается число прокремлевских молодёжных политических организаций, таких как «Сталь», «Наши», «Молодая гвардия». Путаное воспевание стабильного развития и тухловатого уюта, позднебрежневская демагогия, сложные взаимоотношения с законодательством Российской Федерации, надуманные праздники русского величия вперемешку с попиленными бюджетами позорных Селигеров и криками «Кто, если не Путин?» – это молодежная политика?

Подводя итоги конференции, Василий Бициоха, активист движения «Белая лента», сказал, что «ощущения в целом позитивные. Одно из редких мероприятий, где нам удалось собрать практически всех представителей молодежи – от общества трезвости и националистов до коммунистов и экологов. Впервые удалось побеседовать о проблемах молодежи. Мы понимаем, что круглый стол мог кончиться по-разному. Но в целом не было противоречий – даже на уровне общения есть консолидация. Есть осознание того, что мы имеем общие проблемы. Нам удалось построить реальный диалог равных людей с разными взглядами и убеждениями. Этот диалог будет продолжен. Ведь мы объединены одними идеями: улучшение нашей области, например. Есть вопросы, которые мы все вместе можем адресовать власти и заставить её законным путём отвечать на запросы общества».

Арина Кузьмина, член СОИ: «На мой взгляд, дискуссии не получилось. Как мне показалось, не все участники круглого стола были знакомы друг с другом, это мешало откровенному разговору. Одно радует: ребята собрались, а это говорит о том, что они не равнодушны к тому, что происходит у нас в городе и стране. Может быть, что-то из этого выйдет…»