«Умный? Поезжай на такси!»

Оценить
Только после того как инициативная группа граждан обратилась в прокуратуру, перевозчики начали приводить стоимость проезда в автобусах к законным 12 рублям

«Всё равно ничего не получится!» – эту фразу в последнее время мы повторяем всё чаще. Вместо того чтобы отстаивать свою правоту, добиваться справедливости и законности, мы молчим, стыдливо опускаем глаза и тихонечко повторяем про себя успокаивающее: «Всё равно ничего не получится». И для надёжности, чтобы совесть не бунтовала, добавляем: «А что я один могу?» Вот так и живём, в надежде, что придёт кто-то сильный и позаботится о нас.

Сильный не придёт. А если и придёт, то о нас заботиться он точно не будет. Показательный пример у всех перед глазами имеется. Поэтому остаётся одно – вспомнить фразу, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И начать бороться за свои права, за человеческое к себе отношение. Вот увидите, остальные подтянутся.

Для вдохновения оптимистичный пример.

25 июня в саратовских автобусах подняли цены на проезд. На этот счёт в областном комитете по тарифам вышло постановление № 22/7. В нём общественный транспорт разделён на категории М2 и М3. Различаются они между собой тем, что масса первых не превышает пяти тонн, масса вторых эти пять тонн превышает. Проезд в автобусах класса М3 должен стоить 12 рублей, в классе М2 – 14. Чтобы было понятнее: за 14 рублей саратовцев возят «газели», «пежо», «мерседесы» и другие так называемые маршрутки. За 12 рублей – «богданы», «хендаи» и прочие автобусы средней и большой вместимости.

Нам постановление не писано, решили некоторые перевозчики и принялись стричь с ничего не подозревающих граждан лишнее, выставив во всех своих автобусах цену в 14 рублей. Среди них оказались «Автокомбинат-2» и СГЭТ. Последние, правда, вскоре одумались. Может быть, в постановлении разобрались. А может, сменить наклейки с ценой их заставили активные граждане, звонившие в транспортное управление и сообщавшие о произволе на маршруте № 23.

В автобусах, обслуживающих маршрут № 73, принадлежащий «Автокомбинату-2», продолжают брать с граждан лишнее до сих пор. Этот же перевозчик весьма долго возил граждан по билетам дороже, чем положено, и на маршруте № 41. Если бы не некоторые активные жители, пытающиеся добиться справедливости, кто знает, сколько бы ещё продолжалось такое незаконное обогащение отдельных личностей. К слову, руководит «Автокомбинатом-2» депутат городской думы, член «Единой России» Андрей Беликов. Вот такие у нас народные избранники…

Мы пообщались с теми, кто пытается отстаивать законность, не задаваясь вопросом «А что я могу один?» Послушали истории борьбы, спросили, зачем им всё это нужно.

Антон Пикляев, главный редактор портала «Сарметро»:

И НИКАКИХ ИЗВИНЕНИЙ В ИТОГЕ

С первого дня повышения стоимости проезда наш портал начал отслеживать ситуацию с автобусами средней вместимости, которые теперь приравняли к большим автобусам и стоимость проезда на которых не должна была повыситься. Как я и предполагал, цена на них выросла, и мы стали освещать эту проблему, рассказывая саратовцам, как именно нужно поступать, если водитель требует повышенной стоимости проезда. Только активная позиция пассажиров и привела к тому, что законность в этой сфере восторжествовала. Я считаю это отличным примером того, как мы сами должны отстаивать наши права.

Больше всего в повышении, даже и незаконном, заинтересованы водители. А зная большинство наших водителей, спросить, почему они берут 14 рублей, вместо 12, означает нарваться на конфликт. Поэтому наш портал не советовал никому спорить с водителями. Этот вопрос должны решать не они, а вышестоящие инстанции. У водителя должен быть документ с утверждённой стоимостью проезда, выше неё он просто не имеет права денег брать.

На горячую линию транспортного управления 28-69-48 (советую всем записать этот телефон) звонили сами пассажиры, каждый раз, когда с них брали по 14 рублей на таких маршрутах, как 41, 73, и прочих, где ходят автобусы типа «богдан» и «хендай». Естественно, на управление обрушился шквал звонков. Только, к сожалению, это не подействовало совсем. На горячей линии отвечали: «Смиритесь, проезд будет 14 рублей». Или вообще не отвечали на звонки. Ещё был ответ, что «маршрут работает в режиме маршрутного такси, поэтому стоимость проезда останется 14 рублей», хотя никакого «режима маршрутного такси» в законодательстве не предусмотрено. Областная горячая линия (240-240) также ничем помочь саратовцам не смогла.

В итоге один из жителей города обратился в прокуратуру области, попросив проверить соблюдение законности в части тарифного регулирования. В течение нескольких дней после такого обращения тариф вернулся на законный уровень в 12 рублей. И, на мой взгляд, это прецедент для нас всех: всегда есть смысл бороться, если вы уверены в своей правоте.

Стоимость проезда, по нашим данным, была завышена везде, где работают указанные автобусы: 41, 73. Только один перевозчик, Саратовгорэлектротранс, не поднял стоимость проезда. До повышения на автобусе маршрута № 23 стоимость проезда была 12 рублей. После повышения в течение двух дней она составляла 14 рублей, но потом была снижена до законных 12. Остальные перевозчики Саратова, у которых есть автобусы средней вместимости, снизили стоимость только после обращения к прокурору. Кстати, мы просили транспортное управление прокомментировать снижение стоимости проезда, но они хранят гордое молчание: ни комментариев о повышении, ни комментариев о снижении от них не последовало. Незаконное повышение никто так и не признал. И конечно, никакого извинения перед саратовцами, с которых взимали незаконно завышенную плату, не последовало.

Алексей Вавилин, рантье:

ОБЪЯВЛЕН СТРОГИЙ ВЫГОВОР, СИТУАЦИЯ ИСПРАВЛЕНА

Узнав, что некоторые перевозчики завышают цену на проезд, я решил внести свой вклад в исправление сложившейся ситуации. И выбрал для этого самый неподходящий момент – поездку с дочкой в цирк. Это было 30 июня. Ехать из Солнечного до цирка удобнее на микроавтобусах 41-го маршрута. А так как платить на этом маршруте нужно при входе, то моя «борьба за справедливость» началась тут же.

Я дал водителю 12 рублей. Он ожидаемо сказал, что проезд стоит 14. Я поинтересовался, почему. Водитель не ответил, сказал только, что с 25 июня повысилась стоимость проезда.

Я сообщил, что знаю об этом, и напомнил про соответствующее постановление, согласно которому проезд в автобусе, куда мы с дочкой вошли, должен составлять 12 рублей. Грубо и громко водитель объявил, что ему глубоко наплевать на эти постановления, а раз имеется в автобусе наклейка про «14 рублей», то и платить я должен именно столько.

Так как этот аргумент не показался мне достаточно убедительным, я доплачивать отказался. Тогда водитель перешёл к нецензурной брани, оскорблениям и угрозам. Он объяснял мне, что я натуральное «чмо», пожалевшее два рубля. Объяснил он и то, что его волнует только один вопрос – какую кассу в конце дня он сдаст начальнику. «Раз умный такой и что-то не устраивает, езжай на такси», – подытожил свою речь водитель. Поскольку я на его тирады не среагировал и два рубля не доплатил, со словами «Я тебя сейчас выкину! Я тебе голову разобью!» мужчина влетел в салон. Не знаю, что именно его остановило, возможно, моё замечание «Бей – сядешь!», но вместо битья головы и выкидывания водитель ограничился тем, что сорвал с моей головы бейсболку. Он кинул её на правое переднее сиденье и многозначительно пообещал: «Я тебя запомню!» После этого гражданин вернулся на своё водительское место. А я решил позвонить на горячую линию транспортного управления, указанную в салоне микроавтобуса.

Я спросил о стоимости проезда на этом маршруте, уточнив класс автобуса. Женский голос мне ответил: «14 рублей». Когда я заметил, что эта цена противоречит постановлению комитета по тарифам, оператор сказала: «Ну, это я не знаю, звоните в понедельник начальнику...»

Кстати, весьма интересной оказалась реакция пассажиров. Никто из них не только не встал на мою сторону, но даже не попытался утихомирить водителя. Почти все сидели молча и ждали, чем закончится конфликт. Нашлись и такие, которые стали предъявлять претензии именно мне. Звучали эти претензии для меня очень странно.

Например, одна женщина средних лет с возмущением восклицала: «Постыдился бы себя так перед ребёнком вести! Чему ты её учишь-то!» На мой ответ, что своего ребёнка я с детства учу не бояться отстаивать справедливость, и замечание, что неправ вообще-то водитель, как в вопросе цены билета, так и своего поведения, женщина выдала всё-то же сакраментальное: «Раз умный такой, на такси тогда ездить надо!» Предлагать ей подумать о том, почему лично она за проезд заплатила 14 рублей, а в руках держит талон на 12 рублей, я уже не стал. Некоторые просто выразили своё недовольство тем, что я, являясь, по их словам, виновником конфликта, задерживаю движение автобуса.

В конце поездки, при выходе, я протянул водителю два рубля и попросил передать их лично его начальнику, чтобы дневная касса из-за меня не пострадала. Тот швырнул деньги обратно.

История закончилась так: я оставил жалобу на сайте центральной диспетчерской службы. Её обработали и прислали ответ. «Перевозчик ответил на ваше сообщение: «Водителю Магомаеву объявлен строгий выговор, ситуация исправлена, проезд на маршруте составляет 12 рублей».

Вера Пучкова, офис-менеджер:

И ДОБИРАЙТЕСЬ КАК ХОТИТЕ!

Ехала я как-то в автобусе № 73. Заплатила 14 рублей. Потом вспомнила, что читала в газете об автобусах класса М2 и М3. Позвонила дочери, спросила, сколько должен стоить проезд на «хендае». Оказалось, 12 рублей. Я записала название и телефон ИП, обслуживающего маршрут, чтобы выяснить этот вопрос. Не то чтобы мне два рубля жалко. Просто я подумала, почему я и другие люди должны набивать чей-то карман. Есть предельные тарифы, пусть согласно им и обслуживают.

Я вышла из автобуса. Позвонила по записанному телефону. Попросила соединить с руководством. Взявшая трубку девушка спросила, по какому я вопросу. «Хочу узнать, почему у вас цена проезда завышена», – сказала я. «А сколько написано и должно быть?» – заинтересовалась девушка. Я сказала. Тогда девушка ответила, что этот вопрос не к ним, а к «Автокомбинату-2», который владеет маршрутом № 73. Позвонила я на «Автокомбинат-2», задала тот же вопрос. Меня перенаправили к заместителю генерального директора по перевозкам, если не ошибаюсь. Тот заявил: «Если будем по 12 рублей взимать, не будет вам никаких «хендаев», водители откажутся работать, и добирайтесь как хотите». Когда я сказала про постановление, он ответил: «Хорошо, будем взимать как положено».

Денис Жабкин, блогер:

С ПРОИЗВОЛОМ МОЖНО И НУЖНО БОРОТЬСЯ

Предыдущее постановление по тарифам делило транспортные средства на автобусы и маршрутные такси, новое делит средства по максимальной массе. Автобусы, в которых деньги привыкли брать как за такси, подняли стоимость проезда до 14 рублей – все абсолютно. Это было предсказуемо, поэтому я заранее выложил у себя в блоге и саратовском сообществе ЖЖ предостережение о том, чтобы люди не поддавались, сопротивлялись, звонили, жаловались, так как закон на их стороне.

Тем, кто общался с водителями, пришлось несладко. Они ни в какую не хотели слушать о 12 рублях. Сам я воевал только с горячей линией транспортного управления. Мои жалобы записали, и недели три от перевозчика ждали ответа. Дождались тогда, когда он уже снизил цену, как того требовал закон.

Тем, кто тоже звонил на горячую линию, операторы отвечали по-разному. Одним говорили так: «Звоните позже, мы спросим у начальства». Другим так: «Не звоните больше сюда, а платите 14 рублей». В общем, показывали операторы свою полную некомпетентность и незаинтересованность в данном вопросе.

После того как инициативная группа граждан написала заявление в прокуратуру на предмет проверки законности повышения тарифов на ряде маршрутов, перевозчики начали приводить стоимость проезда к законным 12 рублям. К сожалению, не могу проверить автобусы средней вместимости маршрутов 73, 105, поэтому с точностью говорить о том, на всех ли маршрутах стоимость проезда на автобусах была приведена в соответствие закону, не могу.

Почему я это делаю? В городе всё должно быть сделано для людей – это моя позиция. А когда кто-то пытается в нарушение установленных правил и норм людей обманывать и зарабатывать на них незаконные деньги – это неправильно и возмутительно. К сожалению, большинство горожан не знают своих прав. А те, кто знают, боятся бороться против произвола, просто мирятся с возникшей ситуацией. Если все будут мириться, то ситуация будет ещё больше усугубляться. Надо, чтобы люди видели, что с произволом можно и нужно бороться. Если все смирятся, то ничего не изменится никогда!