Революционная ситуация
Депутаты Саратовской городской думы в минувший четверг были вынуждены дать понять федеральной и областной власти, что «низы уже не могут жить по-старому».
Золотого денежного дождя пока не будет
На заседании городской думы в четверг депутаты одобрили повышение тарифов на электротранспорт. 12 рублей за билет пассажиры саратовских трамваев и троллейбусов давно ждали. Так что не новые тарифы стали «гвоздем» думского заседания. Но сначала все-таки о них.
Стартовый пистолет вообще-то выстрелил еще 22 июня, когда правительство Саратовской области утвердило новые предельные тарифы, подготовленные региональным комитетом госрегулирования. При этом рука, державшая стартовый пистолет, уже дрожать устала от напряжения. Потому что стояли вокруг несчастные перевозчики и доказывали, что они вот-вот разорятся. Например, в Саратовгорэлектротрансе фонд оплаты труда вырос за полтора года на 18 процентов, электроэнергия подорожала на 24 процента, содержание подвижного состава и сетей-путей – на 79 процентов. Но никому нельзя было терять самообладания.
Потому что президент страны Владимир Путин, еще в ходе своей предвыборной кампании, дал крепкое президентское слово никаких тарифов до 1 июля не повышать. Только после. Так что удорожание билетов с 1 августа говорит о тренированных саратовских нервах и умении ждать и терпеть дольше других. В некоторых областных городах цены на билеты в трамвай-троллейбус подняли еще в июле и выше, чем в Саратове. В Волгограде билет стоит 15 рублей, в Пензе – 14, в Нижнем Новгороде 16, в Самаре 18, а у нас в Саратове – 12, и заметьте, подорожал только разовый. На заседании Саратовской городской думы этот момент не раз уточнила заместитель главы администрации по экономике Елена Ножечкина. Потому что стоимость просто проездных билетов и льготных проездных билетов останется прежней.
А еще докладчик Елена Ножечкина просила всех понять, что на билетную прибавку МУПП «Саратовгорэлектротранс» особо не расшикуется. Увеличение выручки до конца года составит всего 16 млн рублей – это капля в общем объеме годовой выручки, которая прогнозируется на уровне 435 млн рублей. При этом расходы предприятия составят один миллиард 74 миллиона рублей. 200 млн в доходную часть МУППа отправит городской бюджет, потому что городская власть обязана поддерживать на плаву муниципальное предприятие, занятое перевозкой горожан в черте Саратова. Чуть больше миллионов ждут из областного бюджета, потому что именно областной уровень власти придумал социальные проездные билеты стоимостью 50 рублей и взял на себя ответственность за компенсацию выпадающих доходов перевозчика. Остальное заработают сами. Не секрет, что именно Саратовгорэлектротранс выигрывает по конкурсу наиболее интересные городские автобусные маршруты, а потом часть из них уступает за оговоренную сумму подрядчикам.
– Никаких негативных социально-экономических последствий от повышения тарифов не будет, – убеждала депутатов Елена Ножечкина. – Потому что на самом деле почти 70 процентов поездок из 89 миллионов фиксируемых на электротранспорте оплачиваются проездными билетами.
– Но правительству области придется перечислить больше денег на компенсацию стоимости проезда за покупателей проездных, – догадался депутат Андрей Иващенко. Но искушенные люди тут же умерили его пыл, по опыту прошлых лет зная, что повышения компенсационных выплат придется добиваться через судебное решение. Всё это займет время.
На всякий случай вспомнили и о том, что областное правительство на сегодняшний день уже задолжало за прошлые годы Саратовгорэлектротрансу 632 миллиона рублей. Так что золотого денежного дождя пока не будет.
Дополнительные деньги обещают потратить на капитальный ремонт, приобретение подвижного состава и повышение заработной платы. Кто-то спросил, как сильно вырастет зарплата. Оказалось, что в среднем поднимется с 11 тысяч рублей до 13. Критиковать электротранспортное руководство за расточительность ни у кого из депутатов не хватило духа.
43 километра трамвайных путей в Саратове находятся в аварийном состоянии. 40 процентов вагонов скоро будет нечем ремонтировать, потому что они такие старые, что для них не будут выпускать запчасти. Но при этом генеральный директор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков убеждал депутатов, что организацию движения городского электротранспорта городская власть не должна отдавать никому. Златоустовский опыт передачи трамвайных путей в аренду частным предприятиям «кончился крахом». И воронежский опыт оказался плачевным.
– Но ситуация меняется, федеральный минтранс уверенно ведет разговор о федеральных деньгах для развития электротранспорта в российских городах. Тот, кто сохранит парк, окажется в выигрыше. Потому что даже сейчас, по разбитым рельсовым путям, в разболтанных вагонах, горэлектротранс перевозит половину пассажиров, имея на балансе всего 400 единиц подвижного состава. А оставшуюся половину пассажиропотока везет более чем тысяча транспортных единиц частных перевозчиков. Трамваи после метро – лучшие средства передвижения при минимальных затратах.
Депутат Игорь Салов двумя руками поддержал Винькова и высказался категорично за электротранспорт. Потому что если заменить его автобусами и маршрутными такси, то саратовцы начнут гораздо больше болеть и умирать. Депутат Игорь Салов медик – он знает, о чем говорит. Но экология на самом деле волнует не только его. Депутат Геннадий Турунтаев от лица коммунистов заявил, что экология – самое важное в 21 веке. И депутаты должны заботиться о среде обитания горожан. Он, правда, предпочел бы, чтобы электротранспорт на улицах был, но тарифы не повышались. Дескать, переложить затраты на население – самый легкий путь, гораздо труднее наполнить бюджет и дотировать выпадающие доходы из казны.
Но его по-товарищески поправил депутат Юрий Ерофеев. Генеральный директор группы компаний «ТЕСАР», в отличие от депутата-коммуниста, хорошо расслышал в докладе Елены Ножечкиной, что экономически обоснованным вообще-то является тариф в 17 рублей. А это означает, что разницу придется и так доплачивать из бюджета, и притом существенную. По информации председателя контрольно-счетной палаты Натальи Масютиной, в 2011 году себестоимость перевозки одного пассажира в 2011 году составляла 11 рублей 14 копеек. Так что от учета всех этих нерадостных обстоятельств никуда не деться. Но депутаты-коммунисты всё равно на всякий случай проголосовали против повышения цены на билеты в электротранспорт. Остальные в поименной перекличке подтвердили необходимость увеличения проездного тарифа до максимально разрешенного 20-процентного потолка.
Вся тяжесть законов – на муниципальный уровень
Разногласия в ходе голосования в Саратовской городской думе никого не удивляют. Потому как группа депутатов-коммунистов всегда себе может позволить голосовать протестно – на общих результатах голосования это никак не отразится (у единороссов подавляющее большинство в думе), а безответственно выставить себя защитником народных настроений всегда приятно. Но 19 июля и коммунистам, и всегда настроенному ко всему критично справедливороссу Алексею Полещикову пришлось включать голову. И выбирать между популизмом и совестью. Все депутаты выбрали поступок по совести. Чем он аукнется и как откликнется, пока не ясно. Ведь фактически саратовское собрание депутатов послало вверх по вертикали власти четкий и ясный сигнал о том, что без реформы бюджетного законодательства страну скоро затрясет, и непонятно, кого, куда и как вытрясет.
Инцидент (или всё-таки прецедент?) случился с подачи главы администрации Саратова Алексея Прокопенко. Он попросил депутатов внести поправку в бюджет 2012 года. Поправкой предлагалось увеличить бюджет города на 2 миллиарда 9 миллионов 300 тысяч рублей. Эти деньги нужны для ликвидации свалки в Маханном овраге. Ликвидировать ее предстоит по решению суда. Сроки ликвидации проконтролирует прокуратура.
Глава города попросил повторить цифру неожиданных бюджетных трат. Не потому что не запомнил – просто хотел, чтобы запомнили все присутствующие на заседании. Глава администрации повторил. Два миллиарда впечатались в каждую голову. А затем последовала следующая поправка и еще одна цифра в один миллиард 122 миллиона – эта сумма нужна для того, чтобы Алексей Прокопенко выполнил 810 решений судов и предоставил новые квартиры людям, подтвердившим свое законное право на их получение. Дело принимало нешуточный оборот.
С Прокопенко всё было понятно: он шел по процедуре, используя единственную возможность выполнить решения суда. Иного материального источника, кроме городского бюджета, у Алексея Львовича не было, нет и пока не предвидится. Но как правильно на эту драматическую ситуацию реагировать? Ведь бюджет – это не игрушка, а четкая роспись доходов и расходов с жестким ограничением объема кредитов. И этот объем возможных кредитов на сегодняшний день практически весь используется. Банки городу, как прекрасному четкому заемщику, может, и дадут с удовольствием хоть три, хоть пять миллиардов, но брать их запрещено Бюджетным кодексом. Долговой порог считается от существующего объема бюджета и в городе Саратове никак не может быть больше миллиарда рублей с небольшим.
– А не кажется ли вам, что если мы примем ваши поправки, то город, как субъект права, обанкротится? – спросил у Алексея Прокопенко депутат Юрий Ерофеев.
– Не кажется. Я это знаю, – ответил Прокопенко.
Депутат Геннадий Турунтаев предложил ему написать письмо президенту и председателю российского правительства и ждать компетентного ответа. Прокопенко сказал, что уже безуспешно ждет ответа от областной прокуратуры. Отправил им запрос на информацию о том, есть ли в своде российских законов тот, где связываются полномочия власти с деньгами, необходимыми на их исполнение.
– Решения судов, которые вам надо исполнять, накопились не за один год! – подал голос заместитель прокурора города Андрей Пригаров, намекая на то, что если бы Прокопенко, получив решение суда, сразу исполнял его, пачка исполнительных листов сейчас была бы меньше. А он не исполняет их, вот и приходится применять к нему воспитательные меры. Напомним, что в настоящий момент против Алексея Прокопенко городская прокуратура уже возбудила девять уголовных дел за неисполнение решений судов.
– А вы динамику бюджета когда-нибудь смотрели, Андрей Викторович? – очень вежливо спросил представителя правоохранительных органов Олег Грищенко. – Или вам рассказать, как мы по крохе собираем деньги, чтобы решить самые важные вопросы городской жизни?
– Прокуратура города хоть раз выступила в защиту Саратова, видя, как с областного уровня ей передают полномочия без денег? – бросил еще один камешек в огород правоохранителей депутат Дмитрий Кудинов. И напомнил, что переданные полномочия по организации скорой помощи были профинансированы областью лишь наполовину, и депутатам пришлось вынимать из городского бюджета недостающие 500 миллионов, хотя им вполне могли найти и другое применение.
Пригаров стоял на своем, отвечая, что городская администрация должна сама изыскивать источники. Олег Грищенко ответил, что не городская, а областная власть должна этим заниматься. И не может ли прокурор прокомментировать, почему этого не происходит? Прокурор ответил, что ни комментировать, ни контролировать действия областного правительства он не будет, потому как это ему не положено по внутренним регламентам.
Глава города Грищенко намекнул прокурору, что надо было или хватать за руку тех, кто незаконно 40 лет сыпал мусор в Маханный овраг, или теперь отвечать вместе с городом по искам. А потом Прокопенко сказал, что за аварийные дома по большому счету несет ответственность не нынешняя городская власть, а государство, которое не расселило их еще в 60-е годы прошлого века. Сегодняшняя городская власть 2,5 тысячи аварийных домов точно не расселит. За последние годы новоселами стали жители 110 ветхих домов, в этом году расселят 37. Чтобы ускорить процесс, нужно одномоментно минимум 20 миллиардов рублей. Потому что ремонтировать аварийные дома власть тоже не может – закон запрещает!
– Эти 20 миллиардов не придут в Саратов, – сказал депутат Александр Ванцов. И предложил не ждать, а «по-хорошему озлобиться». – Ведь мы такие же люди, как москвичи. Но у них в бюджете 1,5 триллиона рублей, а в Саратове 12 миллиардов.
– Нереально принять поправки Прокопенко, – подытожил Юрий Ерофеев. – Но если не примем, против него возбудят уголовное дело за невыполнение судебных решений.
На самом деле защитить и бюджет, и Прокопенко можно было, только отклонив его поправки. Тем самым депутаты снимают с него персональную ответственность и начинают коллективно отвечать за неисполнение решений судов. Суды, конечно же, выносят их без всякого умысла. Закона, по которому они должны думать о том, как привязать их к реальности, нет. А значит, нет и ответственности.
Отвечая после заседания на вопросы журналистов, глава города Олег Грищенко еще раз повторил, что в прошлом году с территории Саратова в федеральный бюджет ушли 23 миллиарда рублей, в областной – 18, а в городском – по закону – осталось всего шесть.