Сердечных дел мастера

Оценить
Успех в решении кардиологических проблем зависит не только от врачей, но и от пациентов

К сожалению, при возникновении почти любых проблем со здоровьем к врачам россияне не идут до последнего. Причин тому много: нехватка времени, негативное отношение работодателей к больничным листам, лекарства в свободной продаже и, как ни грустно, кризис доверия к отечественной медицине. Особенно к её «первичному» звену. Однако есть один тип симптомов, с которыми даже самые отъявленные «нигилисты» всё же обращаются за медицинской помощью. Это боли в сердце. С сердцем шутить не принято. Хотя, как рассказали нам в областном кардиохирургическом центре, по-прежнему большинство пациентов поступают к ним на оперативное лечение на запущенной стадии заболеваний. Но тенденция к раннему выявлению сердечно-сосудистых патологий у работающего населения тоже есть. Корреспондент «Газеты недели» посетила областной кардиохирургический центр и лично убедилась, как лечат там, куда по статистике может попасть каждый второй из нас.

Автор: Марина Мирная

Чистые бахилы и клумба на входе

Как ни крути, а встречают «по одёжке». У областного кардиохирургического центра, что на улице Крымской в Заводском районе Саратова, она весьма презентабельна. На дворе клумбы с цветами, чисто выметенная плитка, под деревьями разместилась резная беседка. Так как центр открылся всего три с половиной года назад, здание среди окружающих его домов и учреждений смотрится только что сданным объектом. На входе стоит корзина с чистыми бахилами для посетителей. Вроде бы мелочь, а многие искренне удивляются и радуются этому факту. У регистратуры нет очереди, в холле размещены два электронных информационных терминала – один для записи на прием в этот кардиоцентр, другой – с системой единой электронной записи в другие медучреждения.

– У нас система электронной записи появилась немного раньше, чем общая. Сейчас программисты работают, чтобы их объединить. Еще есть возможность записаться на консультацию к специалистам через наш сайт, но пока такой возможностью пользуются примерно десять процентов пациентов, – рассказывает заместитель главного врача по ОМС Анна Семенова. – Раньше у нас была довольно большая очередь, мы этого не скрываем. Сегодня время от записи до приема составляет примерно три дня. Плановое лечение также производится по предварительной записи. Когда подобные электронные услуги только появились, наши коллеги из других регионов столкнулись с тем, что некоторые люди просто из баловства записывались на разное время и под разными фамилиями. Чтобы такого избежать, в нашей форме записи мы просим пациентов оставлять контактные данные, запись специалисты регистратуры подтверждают уже по телефону.

Диагностика в 3D

При кажущейся доступности записи в центр, прежде чем стать его пациентом, человек должен пройти определенный путь.

– Чтобы попасть к нам, сначала нужно обратиться в свою поликлинику и получить направление. Бывает, конечно, что люди приходят на консультацию просто так. Но общаться без истории болезни и просто без кардиограммы сложно, хотелось бы, чтобы все это понимали, – говорит заведующий консультативным отделением Анатолий Поддубный.

Здесь принимают кардиологи, кардиохирурги и педиатры. Также в центре на самом современном оборудовании проводятся клинические, лабораторные и инструментальные исследования, которые не всегда возможно выполнить в медучреждении по месту жительства пациента. Оборудованием для диагностики центр оснащен по последнему слову техники, практически все аппараты относятся к экспертному классу.

– У нас есть возможность считывать информацию практически со всех кардиостимуляторов, производимых как российскими, так и зарубежными фирмами. На данный момент таким разнообразием приборов обладаем только мы. У нас наблюдаются люди, которым установили кардиостимуляторы в этом центре и в других клиниках. Каждый кардиостимулятор имеет обширную память и в выписке выдает данные о сбоях в работе сердца буквально по минутам. Бывает, что в день через этот кабинет проходит до сорока человек, – рассказывает специалист Светлана Задорожная.

Согласно выделенным областным и федеральным бюджетами средствам, центр оказывает специализированную и высокотехнологичную помощь жителям Саратовской области бесплатно. Так что больные зачастую не знают, сколько стоит та или иная процедура. «У нас был забавный случай. Бабушке девяноста четырех лет из очень отдаленного села установили иностранный кардиостимулятор. Когда она приехала на плановое обследование и узнала, сколько он стоит, то очень удивилась и долго причитала, что у них вся деревня столько не стоит», – рассказала доктор.

Показали нам и знаменитый 64-срезовый компьютерный томограф, единственный на территории Саратовской области, позволяющий производить реконструкцию сосудов. С помощью этого аппарата можно проводить неинвазивную КТ-коронарографию – исследование артерий сердца. Специалисты отделения лучевой диагностики продемонстрировали нам несколько результатов исследований. Каждое из них можно посмотреть как в отдельном срезе, так и в виде 3D-модели. «Вот видите этот сосуд? – указывает на выпуклый кусок трехмерного сердца рентгенолог. – Он пришит искусственно. Это шунт».

Ожидают своей очереди на прохождение процедур люди в просторном холле со стеклянной крышей, зимним садом и красочным панно на одной из стен – зарисовкой не то из жизни улочки итальянского городка, не то из будней старого Саратова. Еще из удобств можно отметить наличие Wi-Fi для посетителей, которое, по словам сотрудников, особенно оценили юноши призывного возраста, проходившие здесь обследование.

«Заплатки» для сердца, «пружинки» для сосудов

В центре выявляют и лечат ишемическую болезнь сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца и сосудов, кардиомиопатию, опухоли и кисты сердца, а также нарушения ритма и проводимости сердца. Среди пациентов как пожилые люди, уже перенесшие инфаркты и инсульты, так и те, кто, вовремя обратившись за медицинской помощью, избежал появления необратимых изменений в сердечной мышце и сосудах. Отдельной специализацией центра является лечение врожденных пороков сердца и нарушений ритма у детей. С конца 2011 года после получения соответствующего оборудования в центре стали выполняться операции и у детей в возрасте до года и массой менее 10 кг.

– В 2010 году наши специалисты совместно с руководителем Центра эндоваскулярной хирургии и лучевой диагностики из Новосибирска профессором Алесандром Осиевым провели серию из пяти операций по устранению врожденных пороков сердца у детей с использованием мини-инвазивных технологий. Для закрытия дефекта перегородки сердца использовалась высокотехнологичная эндоваскулярная методика. Порочное сообщение камер сердца ликвидировали установкой заплатки-окклюдера через прокол вены на бедре, – рассказывает заместитель главврача Анна Семенова. – Процедура занимала не более часа и хорошо переносилась детьми. Уже через день малыши могли вести свой обычный образ жизни и были выписаны домой. Кроме того, в центр неоднократно приезжал профессор Павел Гавора из Словакии, совместно с которым также выполнялись рентгенэндоваскулярные операции у детей. В течение последних двух лет подобные операции поставлены нашими рентгенологами на поток. За шесть месяцев 2012 года их выполнено более 20. Такие операции позволяют маленьким пациентам нормально развиваться и вести активный образ жизни.

Ежедневно в центре проводятся операции различной сложности, в том числе и на открытом сердце – их относят к высокотехнологичной медицинской помощи. Мне позволили понаблюдать за ходом рентгенохирургической операции по стентированию. Это также эндоваскулярная процедура, пациент находится в сознании, а к пораженному месту врачи «пробираются» через небольшой прокол в артерии бедра и потом уже ставят «пружинку», которая будет поддерживать стенки сосуда, обеспечивая нужный приток крови к сердечной мышце.

Не только врачи

Послеоперационный период пациенты проводят в отделении реанимации и интенсивной терапии, которые оснащены современными системами слежения. За состоянием пациентов здесь 24 часа в сутки следят не только врачи, но и специальная аппаратура.

75-летней Нине Андреевне из Энгельса сделали стентирование четырех сосудов, женщина уже десять лет имеет проблемы с сердцем. Пока её готовили к плановой операции, случился приступ. Оперировали экстренно.

– Сейчас я уже чувствую себя хорошо. Наконец-то прошла одышка (симптом сердечной недостаточности. – Прим. авт.) и этот страшный кашель. Жалею, что раньше сюда не попала. Всё сделали быстро и грамотно, теперь еще будут периодически обследовать, – говорит пенсионерка.

Специалисты в один голос говорят, что, несмотря на все вложенные в лечение усилия врачей, дальнейшая жизнь пациентов зависит только от них самих.

– Часто бывает так, что человеку поставили кардиостимулятор, например, и он радостно начинает бегать по лестнице на девятый этаж и возвращается к вредным привычкам. Или поставят стент, легче станет, и всё – таблетки демонстративно выбрасываются, а диета забывается. А мы ведь не можем устранить причину, мы только влияем на последствия. Следить за собой – обязанность каждого из нас, – говорит Анна Сергеевна.

Дитя модернизации

Саратовский областной кардиохирургический центр, можно сказать, «дитя модернизации» и звание это вполне оправдывает. Помимо современного медицинского оснащения, здесь широко применяются информационные технологии. Сейчас в центре заканчивают доработку программы по ведению электронных историй болезни, кроме того, уже не первый год ведется электронная база учета пациентов. Также налажена передача данных из одного подразделений в другие.

– Массу полезного времени врача отнимает бумажная работа. Еще даже в рамках одного учреждения много времени уходит на переходы из одного места в другое. Даже чтобы принести карту, нужно какое-то время. А если у каждого врача есть на столе компьютер с доступом к карте, время экономится, – говорит главный врач центра Валерий Агапов. – Но проблема в том, что мы-то у себя всё это делаем. И телемосты проводим, и по скайпу с коллегами общаемся, а вот в первичном звене этим не пользуются. У нас иногда бывает, что к нам отправляют пациентов из районов, они приезжают, привозят истории болезни, кардиограммы, и мы видим, что, в общем-то, их могли на месте прекрасно лечить. Получается, что люди зря тратят время. А если бы нам эти документы прислали по электронной почте или через специальную программу, то мы бы могли дать рекомендации и наблюдать за состоянием пациента дистанционно.

Специалисты центра не только принимают пациентов у себя, но и выезжают в районы. Там производится отбор больных для проведения лечения уже в Саратове, а также лекции для населения. Еще сотрудники центра проводят акции «День без инфаркта и инсульта» и «День сердца», которые приурочены к международному празднику.

– Конечно, нам сейчас не хватает своего диспансера, – объясняет Валерий Владимирович. – И этот вопрос уже поставлен на всех уровнях – от областного до федерального. Нужно вести активную работу в районах, потому что люди банально не знают, что нужно делать. И приходится объяснять, что если почувствовал щемящую боль за грудиной, то нужно рассосать таблетку аспирина. Аспирина и ничего иного. И что если боли появились, то не нужно лежать полдня. Нужно как можно скорее вызывать скорую. Желательно в течение часа, после шести часов происходят необратимые изменения. Это нужно рассказывать так же часто, как рассказывают, что делать в случае пожара.

С каждым годом объемы работы, выделяемые ОКХЦ, растут, однако количество пролеченных пациентов чуть ли не в два раза отличается от статистического показателя, а значит, есть еще где-то люди «из группы риска», которые пока не дошли кардиолога.

***Государственное учреждение здравоохранения «Областной кардиохирургический центр» было открыто в Саратове декабре 2008 года. На его строительство и оснащение из федерального и областного бюджетов было потрачено около 460 млн рублей. Центр рассчитан на 110 коек. В 2011 году в центре было пролечено 4673 больных, сделано 722 высокотехнологичных операции в рамках государственного задания. За шесть месяцев 2012 года помощь от специалистов центра получили 2452 пациента, выполнено более 400 высокотехнологичных вмешательств.***