Кто к нам с помощью придёт

Оценить
Способны ли современные люди на настоящее деятельное сострадание?

Трагедия в Крымске в очередной раз заставила нас задуматься. О том, что все мы смертны, и о том, что чиновники и даже МЧС не всегда могут оперативно помочь. К счастью, многие из нас быстро вышли из ступора и стали думать, чем и как пострадавшим можно помочь.

Сотни пунктов сбора гуманитарной помощи открылись в разных городах России, и тысячи людей принесли туда предметы первой необходимости. Помимо отправки вещей на Кубань потянулись автобусы с волонтёрами, которые оказывают помощь рабочими руками.

Однако местные власти умудрились и добровольцев оскорбить, и качеством гуманитарной помощи не удовлетвориться. В Интернете, откуда и взялись эти самые волонтёры, то и дело появляются сообщения, что кто-то пиарится за счет этой беды, а где-то собранные вещи и вовсе оказались на помойке. Национальный траур, объявленный 9 июля, стал для многих скорее формальностью. Уже привычно приспустили флаги, вот и всё. Телеканалы даже не успели программу переверстать – так и гнали развлекательные передачи.

Мы дошли уже до того, что спасение утопающих-горящих-попавших в ДТП (этот список можно продолжать сколь угодно долго) – это дело рук самих утопающих и так далее, а дело стоящих рядом – не помочь, а снять всё на мобильник и выложить в «Ютуб». Готовы ли сегодня россияне на сострадание и что движет теми, кто оказывает помощь незнакомым людям?

Наталья Кузьмина, бухгалтер:

ПОМОГАЮТ МОЛЧА

Не согласна, что чувство сострадания приходит только тогда, когда происходит что-то ужасное. Просто тот, кто истинно сострадает, не пиарится. А молча помогает чем может тем, кому это нужно. Зачастую анонимно. Как говорят на Кавказе: сделал доброе дело – брось в реку. Участвую. Зачем? Я ж человек, женщина, мать.

Наталья Копылова, журналист:

НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО

В студенчестве у нас была целая команда по помощи детям в детдомах. Причем мы старались посещать «подшефных» дважды в неделю, а не как у некоторых принято – набегами в преддверии праздников, чтобы отчитаться перед теми, перед кем принято отчитываться о таких фактах. И отчеты о подобных вояжах обычно пестрят словами «жалость» и «сострадание». Мне кажется, что для оказания помощи тем, кто в ней нуждается, вовсе не нужно дожидаться жалости и сострадания, потому что такая помощь унижает принимающего ее. По-моему, в этом нет ничего героического и сверхъестественного.

То есть если ты нормальный, ты делаешь всё, что можешь, чтобы человечеству или какой-то его части жилось лучше. Например, не выбрасываешь старые газеты, а сдаешь их в макулатуру. Не выбрасываешь вещь, которая тебе не подошла, а отдаешь ее тому, кто от нее не отказался бы. Но у нас, к сожалению, пока гром не грянет... А потом люди начинают спешно примерять ситуацию на себя – кто же ему тогда поможет, – и бежать, делать, помогать. Жалко только, что запала надолго не хватает. Однако, пока такое количество людей не может пройти мимо чужой беды, не всё потеряно.

Мария Чурикова, гражданский активист, координатор проекта «Росмусор»:

ЛЮДИ БУДУТ БЛАГОДАРНЫ

Раньше я не участвовала в больших благотворительных акциях. После трагедии в Крымске мне предложили стать региональным координатором по работе с пунктами приема гумпомощи и волонтёрами. Меня попросили люди, создавшие через Интернет сеть координаторов по всей России. Я подумала, что справлюсь, и согласилась. Наша организация не зарегистрирована, мы просто ведём учёт всего, что приносят люди. Когда отправляются и когда прибывают в Крымск машины, я держу связь с МЧС, они расспрашивают меня, что, когда и как. Помогаю пунктам найти машины для отправки гуманитарной помощи. Ищу волонтёров, когда их наберётся человек 40, нам обещали предоставить автобус. Мне звонят люди с разными вопросами по поводу волонтёров, действующих пунктов сбора помощи, как передать и кому деньги. МЧС обещают помогать тоже, но пока только слова. Все неравнодушные, конечно, говорят спасибо.

На это у меня уходит абсолютно всё время. Но мне нравится. Я понимаю, что люди будут благодарны, что я хоть немного смогу облегчить некоторым жизнь. И я ничего не жду взамен. Координаторы некоторых других регионов удивляются, как много людей откликнулись, как много помощи передают. Приносят очень много и очень разное. Есть постоянно обновляющийся список необходимого. Хочется сказать всем большое спасибо.

Людмила Россенко, руководитель пресс-службы регионального отделения ЛДПР:

ФУРУ ДЛЯ ГУМАНИТАРНОГО ГРУЗА ПРЕДОСТАВИЛИ НЕРАВНОДУШНЫЕ ЛЮДИ

Чувство сострадания либо воспитано в человеке с детства, либо его нет и не будет никогда. Трагедия на Кубани, да и другие не менее трагические события, постоянно происходящие в нашей стране, это доказывают. Есть сотни, тысячи людей, готовых сорваться с места, чтобы оказаться там, где людям необходима помощь. А есть таксисты, которые во время терактов взвинчивают тарифы, мошенники, которые принимают деньги на виртуальные кошельки «для пострадавших»…

В Саратове тех, кто откликнулся и пришел на помощь, оказалось достаточно много. Мы с первых дней, как только узнали о событиях в Краснодарском крае, объявили сбор гуманитарной помощи. Сотни людей практически в круглосуточном режиме несли нам вещи, продукты, медикаменты, обувь, бытовую химию, детское питание – в общем, всё, что необходимо тем, кто пострадал от наводнения. Людей нисколько не смущал тот факт, что пункт приема располагается в офисе ЛДПР: мы сразу предупредили жителей, что никаких наклеек и прочей партийной атрибутики на гуманитарной помощи не будет. Набралась целая фура! К счастью, с грузовым автомобилем нам также помогли неравнодушные люди – абсолютно бесплатно предоставили транспорт. Огромное спасибо всем, кто откликнулся!

В субботу фура с гуманитарным грузом и волонтерами отправилась в Краснодарский край. Будем ждать новостей оттуда и по мере необходимости формировать новую посылку для жителей региона.

Илья Козляков, гражданский активист, член Саратовского объединения избирателей:

ЗАБЫТЬ РАЗНОГЛАСИЯ

Я участвовал в сборе гуманитарной помощи для Крымска. К сожалению, помочь сортировать вещи не получилось, был на работе. А вот газель для отправки помогал загружать на Мичурина, 157. Сам лично, спросив, что в данный момент людям важнее, пошел и приобрел в ближайшем магазине в меру своих возможностей. Мы бываем друзьями и врагами, но, когда приходит беда, должны забываться все разногласия, ближнему всегда надо помочь. В нашей стране, кроме как на самих себя и окружающих людей, особо надеяться не на кого. Поэтому если ты поможешь сегодня кому-то, то, случись с тобой завтра беда, кто-то другой поможет тебе. На акциях протеста звучала фраза: «Один за всех и все за одного». Думаю, волонтеры действовали именно по этому принципу. Мы – люди, люди, у которых есть душа, а не бездушные твари, как те, кто в беде только и занимался тем, что делал себе пиар и наклеивал свой логотип на каждую коробку.

Татьяна Онищенко, президент общественной организации помощи детям «Где ты, мама?»:

БЕСКОНЕЧНЫЕ ОСТАПЫ БЕНДЕРЫ

Получается, что людям в нашей стране нужно заново учиться состраданию. Был период в истории нашей страны, когда жить было настолько тяжело, что все стали жить только для себя. Этому многое способствовало, в том числе и средства массовой информации, воспевавшие культ денег. В последнее время всё больше людей начинают открываться в этом плане и стараются помогать тем, кто без чужой помощи просто не выживет. Могу привести пример сегодняшнего дня. Мы сейчас собираем деньги на лечение 10-месячного мальчика. У него рак печени, и требуется лечение в Германии. Мы рассказали о нем в телесюжетах и в радиороликах. Звонки не смолкают, люди хотят помочь.

Другой вопрос, что у нас всё со своей спецификой. Вот когда в Японии было землетрясение, у них не было мародерства, и люди не старались обмануть друг друга. У нас же такое чаще всего случается. Появляются бесконечные Остапы Бендеры, желающие получить выгоду на чужом горе. Многие люди просто боятся помогать, боятся, что их помощь уйдет мошенникам. Но я уверена, что есть много хороших людей, готовых помогать. Ведь недаром в Москве в пункты приема гуманитарной помощи люди стояли в очередях, в регионах сбор шел не так активно. Но я думаю, что и здесь ситуация может измениться в лучшую сторону.

Алексей Плотников, председатель саратовского регионального совета общероссийской молодежной общественной организации «Молодые социалисты России»:

ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ИММУНИТЕТ

Рядовой человек готов сострадать! Но когда неприятных историй, способных быть источником для сочувствия и соболезнования, становится слишком много, то вырабатывается иммунитет, который пробивается лишь уже в особых случаях личной либо крупной трагедии. В большинстве случаев я стараюсь помогать людям, попавшим в тяжелую ситуацию, и я думаю, это является нормальным. Нам нужно помогать друг другу! Взаимопомощь – это норма сосуществования нормального общества. Каждый из нас может оказаться в тяжелой ситуации, и об этом не нужно забывать.

Ахмед Махметов, глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья:

РАСПРОСТРАНИЛСЯ ВИРУС РАВНОДУШИЯ

К сожалению, беда в Крымске доказала, что даже большие трагедии уже не вызывают адекватное чувство сострадания. То, что мы видим, слушаем и читаем о Крымске, показывает, что человеческий ресурс очень ограничен и не способен воспринимать катастрофы и сообщения о смертях в таких объемах. Сочувствие и сострадание в людях появляются прежде всего от воспитания. А у нас оно какое? В детях культивируется любовь к материальным вещам и достатку, при этом моральное воспитание оставляет желать лучшего. Отсюда и «моя хата с краю, ничего не знаю» и «своя рубашка ближе к телу». Среди детей и подростков, да и взрослых, распространился вирус равнодушия. Поэтому и имеем то, что имеем.

Совет муфтиев России, как и многие организации, также централизованно объявил сбор помощи для Крымска. Что касается ислама, то у нас есть определенные религиозные традиции, которые можно назвать традициями благотворительности. Есть такое высказывание пророка: мусульманин не может заснуть спокойно, если знает, что его сосед голодает. Причем неважно, мусульманин сосед или нет. Также у нас есть четвертый столп ислама – закят. Согласно ему мусульманин ежегодно должен отдавать излишки своего благосостояния малоимущим и нуждающимся. Кроме того, у нас есть месяц Рамадан, в который Всевышний повелел мусульманам совершать благие дела. Помогают нуждающимся и на праздник Курбан-байрам. Есть у нас и социальное служение. Например, женская организация «Родник» активно работает с детьми. Устраивает праздники для воспитанников детских домов и интернатов. Вообще, у нас не принято говорить, кто и кому помог. Если мусульманин делает доброе дело, то он делает его ради довольствия Всевышнего, и не нужно об этом рассказывать. Когда же мы информируем на сайте Духовного управления о каких-то благотворительных акциях, то те, кто разделяет наши взгляды, должны рассматривать это как пример.