Открытый «Закрытый показ»

Оценить
На юбилейных, десятых, Пирровых чтениях занимались «интерпретацией культурных кодов»

Лето – время, не самое насыщенное событиями и новостями культуры. Театры уходят в отпуск, певцы и группы меньше ездят с гастролями, стараясь либо отдохнуть, либо, напротив, засесть за написание нового материала. Даже любителям серьезных научных конференций нечем «поживиться», ведь и вузы в это время практически впадают в спячку. Впрочем, во всех правилах есть исключения. На минувшей неделе в Саратове прошли традиционно летние Пирровы чтения.

Первая ассоциация, которая приходит в голову при этом названии, – легендарный царь Эпира, знаменитый своими тяжелыми победами, в результате которых каждый раз его войско было на волоске от разгрома. Однако, как поясняет бессменный руководитель и организатор чтений Вадим Михайлин, профессор кафедры зарубежной литературы и журналистики СГУ, название содержит своеобразную игру:

«Это отчасти старый опыт по выбору имени. Мы в школе устраивали карточные турниры во время уроков с призами. На приз Элизабет Тейлор, например. Это одна составляющая. Другая заключается в том, что изначально была установка на выяснение каких-то вещей, касающихся приращения знания без выпячивания себя. То есть Пиррова победа с самого начала обыгрывалась. Первые конференции вообще же шли под эпиграфами и отсылали не к Пирру-полководцу, а Пирре, которая с Девкалионом, являясь первыми людьми, создала мир заново – фактически будучи первым антропологом или черт знает кем, называйте как угодно. А потом это устоялось. А почему чтения? Потому что всегда была та или иная активная творческая составляющая: сейчас – комментированные кинопоказы, раньше были поэтические чтения, инсталляции, выставки».

Тема десятых по счету Пирровых чтений звучала как «Конвенциональное и неконвенциональное. Интерпретация культурных кодов» (конвенциональное – легальное и регулируемое законом, неконвенциональное – незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным или другим соображениям. – Прим. авт.). Михайлин разъяснил, что под этим следует понимать привычное, устойчивое, устоявшееся.

Ленин и гвозди

Однако не только конвенциональное волновало выступавших с 3-го по 5 июля. Чуть ли не половина докладов была обращена к конвенциональному в советские времена, из-за чего один из присутствующих пошутил, что «советское» можно было включать в название чтений. В этот раз каждый день заканчивался кинопоказом знаменитого советского фильма с подробными комментариями Михайлина. По формату эта часть мероприятий невольно напоминает знаменитый «Закрытый показ» с той разницей, что в телепрограмме Гордон дискутирует наравне с критиками, а на Пирровых чтениях солирует Михайлин, а зал, как правило, под конец, высказывает свою точку зрения.

Первым фильмом на чтениях был знаменитый «Коммунист» Юлия Райзмана. Его оценки, впрочем, как и оценки других советских фильмов, были слегка насмешливыми: «Это образец очень тонко, очень умно и профессионально выполненных манипулятивных техник применительно не только к истории, но и к сложившимся конвенциям в первую очередь сталинского кино. Здесь не просто перестановка акцентов, это разворот на 180 градусов взаимоотношений власти и крестьянства, сложившихся в 1918-1919 годах».

Особенно Михайлина заинтересовал образ Ленина в этом фильме. Он заметил, что игравший его Борис Смирнов, конечно же, копировал каноничного Щепкина из «Ленина в Октябре». Но получилось не особо, и вообще, Ленин у Райзмана больше похож на «эффективного менеджера», решающего быстро не только крупные, но и мелкие вопросы, например, как достать гвозди для завода.

В формате без звука

Во второй день чтения неожиданно поменяли свою дислокацию, и собравшиеся перешли в другую аудиторию. Эта перестановка имела неприятные последствия для пришедших, так как акустика помещения, мягко говоря, была неважной.

После того как выступила специально приехавшая на чтения из Самары аспирант Екатерина Евграшкина, выяснилось, что у зала не возникло никаких вопросов, потому что, как заметила выступавшая следом за ней профессор СамГУ Татьяна Казарина, всё внимание было направлено на то, чтобы суметь понять, что докладчик читает, не говоря уже об осмыслении. Сама Татьяна Викторовна, выступившая с докладом «Заумь Кручёных и новые формы диалога с культурой», учла особенности аудитории и говорила громко. К сожалению, ее пример не стал показательным для выступавшего следом доцента МГЛУ Антона Нестерова, который рассказывал о Бродском, судя по всему, интересный, но совершенно непонятный доклад, заставляя сидевших в зале постоянно поворачиваться друг к другу и переспрашивать: «Это он сейчас о ком говорил, о Светлове? И что говорил?»

Надо заметить, что показ второго фильма отлично вписался в концепцию этого дня «без звука». Почему-то «Добровольцы» Юрия Еговора оказался почти «немым кино», из-за чего Михайлину пришлось перекраивать программу и заменять фильм на райзмановскую «Частную жизнь». К счастью, на качестве комментирования это не отразилось.

В будущее – за любовью

Третий день чтений прошел без эксцессов. Сотрудникам Радищевского музея удалась презентация о жившем недолгое время в Саратове художнике Николае Гущине. Доклад ассистента СамГУ Полины Бочковой «Феномен изгнания смерти в современном мире» вызвал оживленную дискуссию и ярые споры насчет того, действительно ли понятие смерти постепенно отходит на второй план в сознании живущих.

Огромный интерес собравшихся вызвал доклад доцента КГУ Владимира Макарова об альтернативной иерархии преступного мира раннего Нового времени в сенсационалистских памфлетах. Несмотря на кажущуюся узость темы она была воспринята как необычайно актуальная и для сегодняшнего дня.

После кинопоказа «Добровольцев» Михайлин коротко поблагодарил собравшихся и пообещал, что в следующем году одиннадцатые Пирровы чтения пройдут чуть раньше, в июне, и их темой будет вечное – любовь.