Все включены

Оценить
В Энгельсе детей-инвалидов готовят к обучению в обычных школах

Тридцать энгельсских семей, где растут дети с особыми потребностями, примут участие в проекте «Мир один для всех», направленном на развитие инклюзивного образования. Программу разработал районный центр «Семья», финансирует российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как говорят специалисты центра, это не просто курсы подготовки к школе. Особых малышей и прежде всего их родителей будут учить общаться в смешанном коллективе. Психологи попытаются объяснить мамам, как правильно реагировать на любопытство, удивление или недружелюбие со стороны обычных детей. Занятия будут проходить в специально оборудованной игровой комнате центра. Планируется также закупить лицензионные программы психологической диагностики для ребят. Курс займет больше года. В сентябре 2013-го «выпускники» пойдут учиться в инклюзивный класс энгельсской школы № 24. Как говорят в центре, не стоит рассчитывать, что на это решатся все тридцать семей: «по осторожным прогнозам, это будет пять-шесть человек».

В школе предполагается соорудить пандусы и оборудовать комнату для занятий с психологом. Для особенных и обычных учеников школы № 24 проведут совместные творческие конкурсы, а всем остальным школьникам Энгельса предложат участвовать в конкурсе на лучший плакат на тему включения инвалидов в жизнь общества.

Энгельсские школы № 24, 12 и саратовская № 93 уже пять лет участвуют в экспериментальном проекте по инклюзивному образованию детей-инвалидов. Здесь учатся 82 ребенка с нарушениями в развитии (церебральным параличом, эндокринными нарушениями, речевыми патологиями, синдромом концентрации внимания). В эксперименте участвуют более 30 педагогов. В школах оборудованы специальные кабинеты для адаптивной физкультуры, а в школе № 93 действует манипуляционный кабинет.

Специальных инклюзивных садиков в регионе нет. Только в Саратове, по подсчетам мэрии, живут 269 детей-инвалидов дошкольного возраста. Меньше половины из них (125 детей) посещают коррекционные группы в обычных детских садах. Как правило, это касается малышей, чье заболевание не связано с опорно-двигательным аппаратом.

В области живут более 6,2 тысячи детей-инвалидов. Образование получают около 3 тысяч. Большинство учится в коррекционных школах-интернатах (их в регионе 24). Более 300 детей с ограниченными возможностями обучаются на дому.

Специалисты энгельсского центра «Семья» сейчас проводят социологический опрос на тему отношения общества к особенным детям. Предварительные результаты появятся в сентябре. Известно, что в 2001-2003 годах похожее исследование выполнила кафедра социальной антропологии и социальной работы Саратовского технического университета. Были опрошены почти 800 учителей, родителей и старшеклассников из обычных школ.

Выяснилось, что только треть учеников были знакомы с детьми-инвалидами – дружили, общались или просто видели на улице. «Наибольшую терпимость» подростки десятилетней давности проявляли к сверстникам, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата, меньшую – к слепым и глухим, половина школьников считали, что дети с умственной отсталостью должны учиться в отдельном учреждении. Среди опрошенных родителей 80 процентов были согласны, чтобы в одном классе с их ребенком учился инвалид-«опорник», но только 16 процентов учителей согласились бы вести в таком классе уроки. В целом лишь 20 процентов педагогов того времени считали себя подготовленными к работе в инклюзивной школе.