Гениальный план Саратова

Оценить
«Общественность» одобрила вынесение свалок за границы городского поселения

В минувшую среду состоялись финальные, девятые публичные слушания – на этот раз для жителей Волжского района – по вопросу изменения границ Саратова. Согласно проекту изменений в генплан города большие городские свалки должны «автоматически» оказаться за его чертой, оставаясь на прежних местах и продолжая отравлять горожан. Каждый пришедший на слушания мог убедиться, что за общественность решает судьбу городских свалок.

Мы уже писали о весьма скандальной ситуации, сложившейся вокруг общественных слушаний по внесению изменений в генплан города. Не дожидаясь завершения обсуждения, экологи-общественники выступили с открытым письмом к губернатору Валерию Радаеву, главе города Олегу Грищенко и председателю областного комитета охраны окружающей среды и природопользования Андрею Андрющенко, в котором обращают внимание на нарушения при проведении слушаний и просят признать два из них недействительными. Текст письма появился в СМИ, активисты продолжают собирать под ним подписи, реакции адресатов пока не последовало.

– Вы ложитесь спать сегодня пораньше, потому что завтра лучше приходить к восьми, иначе мест не достанется, и придётся всё время стоять, а могут и вообще не пустить, – объясняет накануне слушаний эколог, координатор группы «Остановим планы мусорной «мафии» получать прибыли» в соцсети «ВКонтакте» Наталья Михайлова.

В восемь утра у здания Волжской администрации собрались девять человек – представители общественных организаций области и гражданские активистовактивисты. Один из них, Владимир Аблизин, повесил на себя плакат: «Голосуешь за новые границы в генплан – получишь свалку в городе. Голосуешь против новых границ – заставляешь власть убрать свалки (полигоны ТБО)».

За происходящим с крыльца наблюдали трое полицейских. За темным стеклом дверей висел листок с объявлением, напечатанным не самым большим шрифтом, что в актовом зале в десять утра пройдут публичные слушания.

Как рассказали те, кто пришел раньше, в актовом зале в это время проходило совещание с работниками соцферы района. По счастливому совпадению именно эти люди чаще всего и выступают в роли «общественности» на публичных слушаниях. И пока в зале совещались, на улице переживали, что бюджетники после столь раннего заседания не станут утруждать себя и не покинут зал до самого начала слушаний.

На входе сотрудницы администрации убеждали особо обеспокоенных активистов: «Сейчас все выйдут. Совещание закончилось! Регистрация через двадцать минут». При этом девушки всё время напоминали общественникам, что в здании работает милиция. Очевидно, в администрации не в курсе: милиции в нашей стране нет уже четыре месяца. За десять минут до начала регистрации нежданные для администрации гости всё-таки прорвались к залу, там их ждала «милиция» и толпа вокруг стола регистрации.

– Почему они там? А нас не пускают, – поочередно спрашивали стражей правопорядка, преградивших дорогу, лидер Волжской антикоррупционной коалиции Ольга Пицунова и председатель организации «Наш дом – Саратов» Лидия Виненко. Ничего кроме как «Они сейчас выйдут» полицейские ответить не смогли. В небольшом коридоре толпился народ, на скандал все смотрели со своей стороны. «Ну что же они так кричат? Пропустят сейчас всех, и проголосуем», – говорили женщины, стоящие у стеночки. Кто-то открыл окно, все вздохнули.

Когда полицейские разошлись, люди, минуя регистрацию, направились в зал, чтобы занять места. «Ваши первые три ряда, общественность!» – указал кто-то. На первых трех рядах, и правда, лежали бумажки с надписями «Общественные организации». Конечно, этих рядов для подошедших активистов не хватило. К тому же один ряд сотрудницы администрации, технично заблокировав проход с двух сторон, оставили «для своих». Деление на «своих» и «чужих» ощущалось достаточно четко, несмотря на то что в итоге все в зале перемешались, многие стояли. Пока не началось обсуждение, стороны обменивались взаимными обвинениями и оскорблениями. Одни называли других «стадом», те в ответ обзывали сограждан «марионетками». Интересовались, кому сколько заплатили за присутствие на этих слушаниях. В 10 утра на слушания зарегистрировалось 366 человек.

Всё началось с избрания счётной комиссии. К микрофону вышла женщина, которая не представилась, и перечислила достаточно много фамилий. Как потом выяснилось, это была начальница одного из отделов Волжской администрации. Потом люди с «первых рядов» выдвинули еще три кандидатуры – экологического активиста Олега Лимановского, общественника Владимира Аблизина и члена партии «РПР-Парнас» Александра Стрыгина. Потом началось голосование, при этом всё, что голосующие знали о большей части кандидатов: они «жители города Саратова». Трех оппозиционеров не подержали.

Затем таким же образом выбрали президиум. Конфликт случился при голосовании за регламент. Общественники Ольга Пицунова и Александр Журбин настаивали, что три минуты на выступление – это мало. К тому же президиум во главе с председателем городского комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Андреем Гнусиным предлагал регламентировать и время на ответы. Предложения общественников отклонили. Как отклонили и возражения Пицуновой о нарушении закона о проведении публичных слушаний. Регламент на ответы ввели.

На экране появился основной чертеж генплана, и чиновники стали убеждать зал, что согласно этому документу меняются не границы города, а границы населенного пункта. И полигоны ТБО, которые окажутся за границами населенного пункта, по-прежнему будут на балансе города. Только их не будут рекультивировать, а продолжат использовать. В перспективе к 2025 году на этих территориях появятся мусороперабатывающие заводы. Это прямо какой-то гениальный, а не генеральный план.

Вопросы докладчикам задавали разные – от «почему в зале так много бюджетников» до «что будет с людьми без определенного места жительства, которые живут на полигоне ТБО». Житель посёлка Гуселка-2 (находится рядом с полигоном ТБО) Дмитрий Иванов поинтересовался у чиновников, есть ли вообще его посёлок на новом генплане. И получил положительный ответ.

На прямой вопрос «Законны ли сейчас эти полигоны ТБО в Елшанке, у поселка Гуселка и Александровский полигон в Заводском районе?» Гнусин ответил, что они были законны до принятия федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соответствовали всем требованиям. Теперь же их нужно «узаконить», что, по словам оратора, позволит городу избавиться и от несанкционированных свалок в разных частях города. Председатель ТОС «Солнечный-1» Александр Блатман попросил собравшихся представить страшную картину, что все городские полигоны одномоментно закрылись, и весь город оказался замусоренным.

Ярко парировал заявления чиновников и всех их поддерживающих руководитель общественной организации «Щит потребителя» Александр Журбин. В своём выступлении он напомнил, что в соответствии с федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» город Саратов был наделён статусом городского округа.

– Согласно пункту 24 части первой статьи 16 указанного закона к вопросам местного значения относятся в том числе и «организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов». Именно для решения среди прочего и этих вопросов в генеральном плане города Саратова были предусмотрены зоны специального назначения СН-1 – зоны свалок, карьеров, полигонов отходов. Естественно, ни о каком самостоятельном решении этого вопроса местного значения органами местного самоуправления Саратова нельзя говорить, если на территории города не будет специальных территорий (площадей), предназначенных для решения этого вопроса. Но именно это нам и предлагают. Ведь при отсутствии таких территорий (площадей) на территории Саратова решать вопросы «организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» можно будет только по согласованию с иными муниципальными образованиями, т. е. не самостоятельно. Следовательно, нам предлагают устранить у Саратова основания для обладания статусом городского округа, – так завершил общественник свою речь.

Эколог Ольга Пицунова вслед за Журбиным предложила обратиться к опыту других регионов страны и подумать о создании межмуниципальных полигонов ТБО, которые находились бы на удаленном от мест проживания людей расстоянии.

Однако эти доводы уже мало кто слышал. К исходу третьего часа люди устали, кондиционеры не справлялись с духотой. «Хватит говорить. Давайте голосовать. Регламент. Людям работать надо», – выкрикивали из зала. «Если вам надо работать, идите. Вас никто не держит», – отвечали с первых рядов гражданские активисты, которые ради слушаний взяли на работе отгулы. Никто не ушел, а возмущение только нарастало. Большинство стало скандировать «Голосовать, голосовать!» В итоге голосовали они под скандирование общественников «Позор!»

«За» проголосовали 290 человек, «против» 54, воздержался один участник слушаний. Теперь документ ожидает обсуждение в Саратовской городской думе, которая и примет окончательное решение.

Уже после окончания слушаний на сайте городской администрации появился официальный комментарий Андрея Гнусина, в котором он заявляет, что «публичные слушания по внесению изменений в генплан Саратова прошли в полном соответствии с действующим законодательством». Однако общественники, несогласные с итогами слушаний, продолжают собирать подписи.

В пятницу у памятника Чернышевскому лидер общественного экологического движения «Будущее» Олег Лимановский провёл одиночный пикет против фальсификации общественных слушаний. Неподалеку от него гражданская активистка Юлия Новичкова предлагала саратовцам подписать открытое письмо. Сотрудники полиции задержали активистов за нарушение законодательства о митингах, так как их акция не была согласована, а они якобы стояли ближе чем на 50 метров друг от друга, то есть их действия нельзя рассмотреть как одиночные пикеты. Теперь экологам грозят штрафы или общественные работы. Стоит отметить, что Лимановский несколько раз подавал в мэрию уведомление о проведении пикета, но ему было отказано. Также на минувшей неделе общественное движение «Антимусор» вручило очередной приз «Золотой мусорок Отечества» сотрудникам городской администрации за проведение общественных слушаний.