Куда поедут наши деньги?

Оценить
Проезд в саратовских автобусах и маршрутных такси подорожал на два рубля. Поможет ли это развитию городского транспорта?

Проезд в саратовских автобусах и маршрутных такси подорожал на два рубля. Поможет ли это развитию городского транспорта?

Подготовили Мария Алексашина, Гульмира Амангалиева, Роман Дрякин, Валерия Павелко

В маршрутке № 45: «Люди возмущаться будут всегда»

Комфортабельный микроавтобус марки «Пежо»: удобные сиденья, ветер в распахнутые окна, не слишком душно.

– Не понял! А где еще два рубля? – спросил водитель больше удивленно, чем грозно, у пассажира, собирающегося выходить.

– Сейчас, сейчас, – торопливо ответил тот. И это единственный, да и то безобидный, инцидент за всё время пути из Октябрьского ущелья в поселок Юбилейный. Остальные пассажиры отдавали водителю 14 рублей безропотно и дисциплинированно. Раз написано 14 рублей, значит достань из кошелька и расплатись.

– К тому, что цены за проезд возросли, я, конечно, отношусь положительно, – сказал мне водитель маршрутного такси Александр Гладырев. – Ведь растут цены на бензин, на запчасти. У нас и так самая низкая стоимость проезда по всей стране. Теперь вот наша зарплата повысится. С той мизерной, что была, совершенно невозможно работать. Сегодня у меня первый рабочий день после того, как билет подорожал, пока что жалоб не было. Хотя люди возмущаться будут всегда, с этим ничего не поделаешь. У каждого своя правда, всем угодить нельзя. Может, что-то случится дома плохое, а срываются на водителе.

На маршруте № 2д: «Ничего хорошего не произошло»

Маршрут № 2д тянется из микрорайона Юбилейного до завода «Оргсинтез». До часа пик далеко, даже стоящих пассажиров меньше, чем сидящих. Пожилые люди при выходе предъявляли проездные билеты, остальные добросовестно оплачивали проезд.

Водитель автобуса Виталий Гонтанов считает: «Ничего хорошего в повышении цен на проезд нет. Стало неудобно выдавать сдачу, приходится мучиться с мелочью. А каких-то материальных улучшений я от этого повышения не жду. О повышении зарплаты речь пока не заходила. Пассажиры к новой цене проезда отнеслись с пониманием. Может, из-за того что обычно жалуются больше всего пенсионеры, но ведь они ездят пока с тем же проездным билетом.

***

Каждому второму сдачу выдавать!

С увеличением цены увеличились очереди на выход из автобусов

Повышение цены проезда в автобусах на два рубля, в общем-то, мало что изменило. Просто в распечатках на окнах вместо «проезд 10 рублей», появилось «проезд 12 рублей». В по-прежнему переполненных утром и вечером «шестёрках» (Техстекло – Комсомольский поселок) пассажиры безропотно добавляют лишнюю монету к оплате проезда. Проблемы возникают лишь у водителей, работающих без кондуктора. Они к новым тарифам пока не привыкли и с трудом выдают сдачу с больших купюр, да и разменных монет не хватает. В итоге и без того длинные очереди на выход на популярных остановках продвигаются особенно медленно.

– Лучше бы уж подняли до 15 рублей, а то с этими рублями замучаешься, каждому второму нужно сдачу выдавать. А когда одному два со ста, другому один с полтинника, третий вообще с пятисоткой лезет, и не сосчитаешь сразу. Хоть объявление вешай: «За проезд передавать без сдачи», – рассказал мне водитель маршрутного такси 55а.

Однако говорить о целесообразности самого повышения тарифов мой собеседник говорить отказался, сославшись на некомпетентность. Да и «разговор с водителем во время движения запрещен».

***

Это еще не предел!

Большинство водителей минимальной ценой за проезд видят 20 рублей

На конечной остановке маршрутного такси № 72, что на Соколовой горе, я задала несколько вопросов водителям. Спросила об их отношении к повышению цен за проезд. Попыталась узнать, как это отражается на каждом из них лично. И какую бы цену за проезд они сами предпочли.

Николай рассматривает повышение как безусловный плюс и бонус к зарплате. Он недоволен несоответствием объема работы уровню заработной платы, поэтому считает, что оптимальная плата за проезд – это двадцать рублей. Тем более что цены на топливо опять обещают поднять.

Александр относится к изменению цены нейтрально. Говорит, что на зарплате никак это повышение не сказывается и всё останется так же стабильно. Увеличение цен считает вполне оправданным и справедливым. Ведь если подняли цены на бензин, то разумно увеличить стоимость проезда в общественном транспорте.

Рустам не видит разницы между новой и старой ценой. Нынешняя плата, как и предыдущая, представляется ему очень низкой. Для него минимальная приемлемая цена – 15 рублей, не ниже. Кстати, он отмечает, что после роста цен на проезд в маршрутке уменьшилось количество пассажиров. К примеру, по улице Кутякова на трамвае теперь ездить дешевле на 4 рубля, поэтому «72-й» стал для некоторых жителей только запасным вариантом.

***

Ждите ответа, ждите ответа

Если с вас берут лишнее, сообщайте об этом

Согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов правительства Саратовской области, предельная цена проезда в 14 рублей устанавливается только на автобусы категории М2 (технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн), под которую попадают все маршрутные такси марок «Газель», Ford Transit, Peugeot Boxer и Mercedes.

Остальные автобусы отнесены к категории М3, и предельная стоимость проезда на транспорте более 5 тонн допустимой максимальной массы – 12 рублей. То есть все большие автобусы и автобусы средней вместимости: ПАЗ, Богдан Isuzu, Hyundai County. Это маршруты № 23, 41, 75. Ниже 12 рублей – можно, выше – нельзя!

Об этом в день повышения тарифов сообщил Саратовский блогер Денис Жабкин. И привел пример нарушения увиденного собственными глазами на 41-м маршруте. Здесь ходит автобус марки Hyundai County(максимально допустимая масса – 6,7 тонны), и стоимость проезда должна составлять 12 рублей. Но заранее была исправлена на 14.

Ирина Кузнецова, руководитель службы организации пассажирских перевозок муниципального казенного предприятия «Транспортное управление», прокомментировала для редакции неразбериху с тарифами в первую неделю применения так: «Мы 28-го июня отправили запрос в комитет по регулированию тарифов Саратовской области. Ответа пока не получили. Непосредственно жалоб на повышение тарифов по таким категориям транспорта пока у нас не было, но были просьбы по разъяснению вопроса. В Саратове в качестве маршрутных такси действует где-то 30–35 машин категории M3».

Пока в городском транспортном управлении ждут ответа из областной структуры, каждый житель Саратова может показать свою заинтересованность в справедливом решении вопроса. Звоните на горячую линию транспортного управления (тел.: 286-948) и минтранспорта (тел.: 240-440) и помогите им собрать статистику.

***

Надежда на ночной транспорт

Редактор портала общественного транспорта Саратова «Сарметро» Антон Пикляев согласен с повышением тарифов на проезд

– Насколько, на ваш взгляд, адекватно увеличение стоимости проезда?

– Увеличение стоимости проезда в целом адекватно и отвечает целям развития транспортной отрасли. Но есть небольшое «но». При прошлом повышении транспортники взяли на себя обязательства по развитию инфраструктуры. Повышение прошло, но из обещанного ничего сделано не было. Если бы мы понимали, на что именно идут наши деньги, сомнений в повышении стоимости проезда ни у кого не было бы. Но у нас нет такой традиции – отчитываться перед избирателями о потраченных деньгах. Поэтому повышение, на мой взгляд, необходимо, но проводить его нужно, конечно, совершенно иначе.

– Интересно ваше мнение об «особой» цене проезда в ночное время. Есть ли в других регионах подобное разделение стоимости в зависимости от времени суток?

– Повышенная стоимость проезда в ночное время – это хороший стимул, чтобы транспорт работал не до 21 часа, как сейчас, а хотя бы до 12 или до часу ночи. Я такое встречал, кажется, в Туапсе лет 10 назад, с тех пор не слышал, чтобы где-то такое было. Но это хорошая инициатива: не потому, что с населения будут брать больше денег, а потому, что, возможно, транспорт всё-таки начнет работать ив позднее время. А может, и появятся ночные маршруты, как в Европе.

– Когда вам стало известно, что некоторые перевозчики незаконно завышают цену проезда в автобусах до 14 рублей?

– Чутьё подсказывало ещё до 25 июня, что так будет. И оно меня не подвело. Я пытался встретиться с руководителем транспортного комитета, пытался дозвониться до транспортного управления, но у них, видимо, не оказалось времени, чтобы хотя бы выслушать меня. И после 25 июня мы начали просто систематически рассказывать жителям города о том, что с них берут на 2 рубля больше за каждую поездку. Теперь, когда рано или поздно транспортники признают, что они взимали повышенную плату, интересно было бы услышать, почему такое вообще могло произойти. И интересно бы было узнать, как они собираются компенсировать ежедневные переплаты за проезд жителям Саратова.