Саратовский подшипник, он же американский

Оценить
«Имиджевую составляющую» региона решено поправить, перетащив производственные мощности из Москвы

Возможность наращивания мощностей Саратовского подшипникового завода за счет переноса дополнительных производств с московского завода обсуждалась в ходе посещения саратовского завода губернатором Валерием Радаевым в минувший четверг. В обсуждении участвовали заместитель председателя областного правительства по экономике Павел Большеданов, министр промышленности Сергей Лисовский, глава городской администрации Алексей Прокопенко, акционеры и представители руководства завода.

В очках и каске

Саратовским подшипниковым завод сейчас называют только в простонародье. Официально он именуется ОАО «ЕПК Саратов». «ЕПК» означает «Европейская подшипниковая компания», в состав которой завод вошёл в 2007 году. Компания, кстати, несмотря на первое слово в названии, российская. Производит завод всё так же подшипники.

Губернатору Радаеву был представлен молодой исполнительный директор «ЕПК Саратов» – Александр Денисенко. Молодой он не только по стажу работы в должности (на которую назначен в конце мая), но и по возрасту: директору нет и 32 лет. Губернатор оценивающе осмотрел нового руководителя. После знакомства началась экскурсия по производству.

В кузнечно-литейном цехе гостям раздали защитные каски и очки – правда, воспользовались этим предложением только несколько человек, включая губернатора. Валерий Радаев слушал комментарии компетентных лиц. Журналистам из-за шума в помещении расслышать что-либо было непросто. Но зато можно было увидеть, как ловко обращался с раскалённым докрасна кольцом рабочий цеха, орудуя стальными щипцами.

На присутствующих в цехе сотрудниках были бейджи на английском языке. Оказалось, что в эти дни на заводе специалисты из Великобритании работали по реализации международного стандарта автомобилестроения.

При общей внешней обветшалости цехов внутри было чисто и убрано. Одно из осмотренных помещений было почти пустым – оказалось, это площадка под развитие. Губернатор общался с рабочими, расспрашивая их о зарплате и условиях труда, осматривал заготовки. Не знаю, как ему, а мне рабочие рассказали, что зарабатывают не так и много: средние зарплаты не превышали 15 тысяч рублей.

Помимо «ЕПК Саратов» на территории завода располагается «ЕПК – Бренко Подшипниковая Компания». Это совместное предприятие, основанное ЕПК и американской компанией «Brenco», специализируется на производстве кассетных подшипников TBU. Переход на такие подшипники входит в программу РЖД по модернизации вагонного хозяйства. Цех российско-американской компании ощутимо выделялся среди предыдущих. Он был заметно светлее. Полы в помещении были устланы гладким покрытием, внешне напоминающим металл. И людей тут было намного меньше. Сейчас на предприятии 50 сотрудников, к концу 2012 года планируется довести их число до 121 при работе в одну смену, со средней зарплатой в 27 тысяч рублей.

Руководителем совместного предприятия является американец Марк Янси. Корреспонденту «Газеты недели» генеральный директор рассказал, что в Саратове он уже три с половиной года, и в нашем городе, по его мнению, живут замечательные и открытые люди. Из иностранцев на мероприятии так же присутствовал Мотенкурт Маркус – управляющий директор «Brenco» по СНГ, который достаточно сносно изъяснялся по-русски и мог общаться с окружающими без участия переводчицы.

На станках, оказавшихся на пути делегации, русских надписей не было. Нетрудно сделать вывод, что техника зарубежного производства. Станки вроде бы работали, но… «Какая-то показуха. Вроде работает и двигается, но чтобы там что-то внутри производилось, не видно», – негромко сказал один из гостей. Частично гость оказался прав: оборудование действительно было запущено на прогревочный цикл, специально на время прихода гостей.

– Если не секрет, какая у вас зарплата? – спросил я у одного из операторов сборочной линии.

– Коммерческая тайна. Приходи работать, узнаешь, – ответил мне оператор. – Меня устраивает, иначе меня бы здесь не было.

Александру 41 год. Он работает на предприятии второй год. До этого имел собственное дело – частное охранное предприятие. Но стало неинтересно. «Здесь производство, а там приходилось вот так ходить за ними (кивнул на гостей), охранять. Нет, это не моё…» – говорит Александр.

– Павел Владимирович, вы так внимательно всё осматриваете. Заинтересовало вас что-нибудь здесь? – спросил я Павла Большеданова.

– А я работал здесь когда-то студентом, – ответил он. – Поэтому вспоминаю, сравниваю. Конечно, другая техника совершенно.

Административное плечо

После осмотра «достопримечательностей» собрались в небольшом кабинете. Марк Янси сказал, что российский рынок привлекателен тем, что российские железные дороги являются вторыми по величине в мире (на первом месте дороги США). С учётом того, что большинство вагонов уже устарели или устареют в ближайшее время, у компании в России есть неплохие условия для роста и развития.

Губернатор Радаев сказал, что правительство «вдвойне приветствует предприятия, ведущие модернизацию, реконструкцию и совместное производство». И этот подход приветствуется жителями нашей области. Еще он напомнил, что Заводской район всегда был промышленным, и сказал, что «для нас очень важно, где территориально находятся сегодняшние предприятия». Но самое главное: «Для нас очень важна имиджевая составляющая нашей области. Мы немножко подрастеряли отношение инвестора к Саратовской области, вот этого быть не должно». Губернатор пообещал «делать всё возможное» для того, чтобы бюрократические препятствия не мешали развитию производства, «чтобы все барьеры минимизировать, убрать»:

– Мы будем брать инвестора за руку и вести до внедрения проекта. Мы хотели бы быть конкурентоспособными через такие ручейки, как ваше предприятие. У нас есть интеллектуальное ядро, есть хорошая высшая школа, есть большой потенциал студенчества, есть выбор. Мы готовы не только 120, мы готовы дать вам 300 человек, пускай будет работа в три смены. У нас есть школы не только высшие, но есть и техникумы, и училища, где можно готовить рабочие специальности по тем программам, которые вы готовы внедрять, обучающие программы, программы переквалификации специалистов. Мы готовы всесторонне вместе с представительством нашего учёного сообщества работать в этом направлении. Нам сегодня важно, как никогда, чтобы были зарубежные инвестиции. Объединение заводов и перенос промышленных площадок из других регионов для нас тоже принципиально важны. Так мы сможем сохранить все традиции, которые были здесь заложены с 30-х годов.

В конце концов губернатор предложил инвесторам вместе поехать на авиационный завод и посмотреть новую площадку «с достойной ценой на электроэнергию и со всеми сопутствующими инфраструктурными делами». Сказал, что в Саратовской области «очень чувствительно относятся к своим жителям» и будут очень благодарны, если заводских специалистов удастся собрать, переобучить и вернуть на производства. «Для нас очень важно через такие проекты создать благополучие, спокойствие на территории», – говорил Валерий Радаев. Этого можно достичь через достойные заработные платы, уверенность в безопасности производства.

Министр промышленности Сергей Лисовский обратил внимание журналистов на усилия корпорации по переводу мощностей с московского подшипникового завода. Сказал, что для нас это очень важно, потому что за мощностями переходит и продукция, и заказы на нее.