Они готовятся, следите за руками…
Наши потомки будут спорить, что было главной отличительной чертой того периода в истории России, который, похоже, назовут путинским. Хочу направить в будущее весточку из сегодняшнего пока еще совсем не окаменевшего («Роясь в сегодняшнем окаменевшем говне, наших дней изучая потемки…», – Владимир Маяковский «Во весь голос»). Послание мое таково: главной, определяющей чертой нашего времени является запредельный цинизм руководителей всех уровней, всех мастей.
Далеко за примерами ходить не надо. «Можете мне верить, можете – нет», – говорит Владимир Путин и сообщает журналистам, что об обысках у оппозиционеров он узнал из СМИ. Это в стране победившего ручного управления, где любой начальственный чих согласуется по вертикали. Так что позвольте не поверить.
Одна из первых. По вранью
Еще пример цинизма. Теперь уже на местном уровне. Представитель ЦИК Антон Лопатин вручает Павлу Точилкину то ли благодарность, то ли грамоту областному избиркому от Владимира Чурова. Дело не в том, что порядочный человек ничего от Чурова брать не должен – это просто неприлично. Дело в тех словах, которыми г-н Лопатин сопроводил вручение чего-то благодарственного: «Работа избирательной комиссии Саратовской области оценена высоко. В ПФО вы являетесь по показателям одними из первых. Саратовская область – в передовиках». (Здесь и далее цитаты по информационному агентству «Взгляд».)
Г-н Лопатин не расшифровал, какие такие показатели явились причиной хорошего отношения ЦИК к саратовскому избиркому. Явка обычна. Отсутствие претензий и судебных исков? Так и по всей стране правоохранительные органы и суды отправляют жалобщиков куда подальше. Остается только предположить, что господин Точилкин со товарищи поощрен за высокие, приближающиеся к чеченским, проценты на всех выборах. Действительно, мало кто рискнет предъявлять широкой публике такие результаты, как 94 процента, что в Саратовском районе. А наш облизбирком не постеснялся, за что и награжден.
Защитники странной идеи, что наши выборы всегда честные или беспрецедентно честные, любят приводить такой аргумент: «Покажите решение суда, хоть одно, которое фиксировало бы нарушения». Подобные доводы как нельзя лучше вписываются в нашу концепцию, что мы живем в стране победившего цинизма. Ведь говорящие лучше других знают, что российские суды в нынешних условиях никогда ни при каких обстоятельствах не признают, что в ходе выборного процесса были допущены нарушения. И другие правоохранительные органы действуют так же. Все заявления о возбуждении уголовных дел по факту нарушения закона о выборах следственный комитет расценил как обращения о нарушениях в работе УИК. И направлял их, правильно, в облизбирком. Что называется, следите за руками.
О решениях суда, вернее об их отсутствии, любит поговорить Александр Ландо. Александр Соломонович, вы же квалифицированный, даже заслуженный юрист, адвокатом были. Тогда объясните такую ситуацию.
Известный теперь уже и вам Курмангали Мухамбетов подает в Марксовский городской суд заявление о защите избирательных прав, утверждая, что на семи участках были подделаны подписи членов комиссий. Марксовский суд в удовлетворении требований отказал. Мухамбетов подал апелляцию в областной суд. Судья областного суда Коршунов последовательно отклонил ходатайства Мухамбетова о допросе свидетелей, которые готовы были подтвердить, что их подписи подделаны, о проведении графологической экспертизы и о прослушивании известного уже всем аудиодиска.
Александр Соломонович, не могли бы вы объяснить, почему судья Коршунов не захотел послушать свидетелей, провести экспертизу? Может быть, после таких примеров, а их множество, есть смысл перестать говорить о суде как о высшей, непредвзятой и неподкупной инстанции?
Есть такая примета
Наивно думать, что российский народ не склонен к путешествиям. Мол, денег у людей нет, да и другие причины существуют. Но раза два в год населением овладевает тяга к перемене мест. Случается это как раз в период выборов. И на этот раз, в преддверии выборов в областную думу, облизбирком готовит проект постановления об изготовлении 60 тысяч открепительных удостоверений. На прошлых выборах в областной, так сказать, парламент открепительных было 66 тысяч 900, на скандальных выборах в Государственную думу в декабре 2011 года область получила 62 тысячи открепительных, на президентских – 70 тысяч. Есть такая примета: чем больше открепительных – тем больше фальши.
На прошлогодних выборах автобусами возили в Балашов студентов академии права, по ходу дела инструктируя их, за кого надо голосовать. На президентских выборах рабочих из Заводского района возили почему-то голосовать в Волжский район, где-то не мудрствуя лукаво просто отбирали открепительные. И надо сказать, всеми сволочными манипуляциями запугали народ до нервного срыва. Помню, как рыдала женщина, не получившая открепительное удостоверение в УИК на Соколовой горе.
– Найдите, пожалуйста, мне начальник голову оторвет, – говорила она сквозь слезы.
Сердобольные педагоги, те, что потом подтасовывали итоги, утешали ее:
– Не плачьте. После обеда должны еще подвезти.
Интересно, кто и когда будет отвечать за то, что лишает дорогих россиян человеческого достоинства? Начальник этой несчастной женщины, начальник этого начальника, господа из избиркома или, бери выше, областные и городские шишки, решившие щегольнуть процентом перед московским покровителем?
Впрочем, это в чистом виде этика и мораль, то есть явления, с нашей жизнью несовместимые.
Острый дефицит «единороссов»
Перейдем к основе всего – кадровому вопросу. «Кадры решают всё», – сказал незримый вдохновитель всего ныне происходящего и хитро усмехнулся в усы.
Мы не знаем, усмехался ли в усы г-н Точилкин или с печалью в голосе он сказал членам облизбиркома: «За последние полгода в Октябрьском районе мы уже третий раз рассматриваем кандидатуру председателя ТИК. Последний председатель данного территориального избиркома – Суряпин Виктор Сергеевич – после сдачи финансовых отчетов и других документов по выборам президента РФ написал заявление о сложении полномочий в связи с переходом на другую работу».
Мы не знаем, на повышение ли пошел г-н Суряпин или на понижение. По нашему оценочному суждению, после того, что творилось в Октябрьской ТИК, он должен бы передвинуться в сторону здания за высоким забором на углу Кутякова и Астраханской.
Свято место пусто не бывает. И на пост председателя районной ТИК глава облизбиркома рекомендовал Игоря Прохорова, дав ему весьма странную для выборных процессов характеристику, дескать, г-н Прохоров офицер запаса и имеет награды. (Я вот тоже офицер запаса и с наградами, но меня никуда не выдвигают.) Вообще-то говорят, что офицер служит не власти, а Родине, но я не уверен, что г-н Прохоров – это как раз тот случай. Тем более что он уже прошел обкатку танками во Фрунзенской ТИК. Назначенцу облизбиркома сопротивлялся лишь коммунист Александр Гришанцов, но как всегда оказался в меньшинстве. Представляется, что Павел Точилкин сразил Гришанцова, сказав, что абсолютное большинство глав территориальных избиркомов выдвинуто не от ЕР. Делегированных от «Единой России», отметил он, «можно пересчитать по пальцам одной руки», и призвал «не ставить во главу угла партийную принадлежность».
У каждого может быть своя оценка этих слов. Мне вот, например, кажется, что это анекдот. Причем не смешной. Напутствуя нового председателя, г-н Точилкин сказал: «Там непростая ситуация. Хотелось бы, чтобы на вас она и завершилась». Не представляю, чем, по мнению г-на Точилкина, должна завершиться непростая ситуация в Октябрьской ТИК. Мне так представляется, что показательными открытыми судебными процессами она должна завершиться. И никак иначе.
Отряд не заметил потери бойца
Буквально в те же дни во исполнение этого прогноза правоохранительные органы задержали Игоря Агапова, главу отдела благоустройства Октябрьской администрации. Задержали за банальную взятку, которую сейчас квалифицируют как мошенничество – это чтобы своим меньше давать. Это тот самый Агапов, который, будучи председателем УИК № 315, кричал в объектив телекамеры наблюдателей: «Здесь я закон!» Очень хочется верить, что сейчас ему объяснят, что закон все-таки не он. Хотя у нас всё может быть, и не исключено, что Агапов отделается штрафом и вернется к исполнению своих обязанностей. И в администрацию района, и в избирательную комиссию. Надежные, проверенные кадры нужны везде.
И на фоне этого благолепия вдруг словил порицание председатель городской избирательной комиссии Олег Зотов. Его шеф г-н Точилкин помянул старое:
«Когда меня приглашали в ЦИК РФ, мне было указано на недопустимость фактов, которые имели место после последних выборов в Саратовскую городскую думу. Я имею в виду подтопление помещений, где хранилась избирательная документация». Бедный, бедный господин Зотов. Он о том случае в здании Кировской администрации и думать забыл. Хотя там было забавно: Интернет два дня предвещал прорыв труб в здании администрации, и на третий день их все-таки прорвало. Вполне может быть, г-н Зотов думал, что его попрекнут последним затоплением документов – в Ленинском районе. Но, наверное, это будет, когда г-н Точилкин в очередной раз поедет в ЦИК за продлением своего мандата. И вообще, зачем ломать устоявшиеся традиции: есть такой обычай в Саратовской области – уничтожать избирательные документы путем затопления. Иногда, ради разнообразия, их безвозвратно теряют, как это было в Волжской ТИК.
Такое счастье – и на пять лет
И вот ведь парадокс: несмотря на то что единороссов-начальников избирательных комиссий можно пересчитать по пальцам одной руки (слова П. Точилкина), именно ЕР решила закрепить статус-кво. Государственная дума рассмотрела во втором чтении и приняла законопроект, устанавливающий единый день голосования. Начиная со следующего года мы будем ходить на выборы только во второе воскресенье сентября. Пишу так уверенно, потому как осталось только третье чтение, а оно ничего принципиально не изменит.
Ну ладно, единый день так единый день. Но ко второму чтению еще внесены поправки. Разработал их комитет по конституционному законодательству во главе с руководителем комитета функционером ЕР Владимиром Плигиным. Поправки вносят изменения в порядок формирования участковых избирательных комиссий – УИК. Сейчас участковые комиссии формируются для проведения конкретной избирательной кампании. Согласно предложениям единороссов, составы УИК будут неизменными пять лет. И только смерть или арест могут вырвать из сплоченных рядов того или иного деятеля. Понятно, наверху считают, что так будет лучше. И даже объяснение нашли: пятилетний срок позволит более эффективное обучать членов УИК. Появляется робкая надежда, что к концу срока они будут наконец знать основные положения закона о выборах. Кстати, идею о несменяемости членов УИК и ТИК выдвинул не кто иной, как тайный кавалер ордена Невского Владимир Чуров.
Я знаю, кто меньше всего обрадуется новому закону: сами председатели участковых комиссий. Эти несчастные врачи, директора школ, мелкие чиновники, возможно, и не страдают от мук совести, но с каждым годом работать председателями или членами УИК от власти становится всё более стыдно, а главное, всё жестче становится контроль общественности. Я боюсь, этим людям будет нелегко.
А еще кто, несомненно, проиграет, так это представители новых, еще не зарегистрированных партий. Ведь сейчас право направлять своих представителей в избирательные комиссии имеют только те партии, которые представлены в Госдуме и региональных заксобраниях. Остальным придется ждать пять лет. Кстати, о цинизме, с рассуждений о котором мы начали эти заметки. Не цинично ли одной рукой принимать закон о партиях, а другой лишать их возможности влиять на избирательный процесс?
Самое непонятное – откуда такая железная уверенность, что за пять лет ничего не изменится?