Реабилитирован посмертно

Оценить
Мальчишка-«свинопас» стал комбригом чапаевской дивизии

Через весь центр Саратова, пересекая Кировский и Волжский районы, проходит улица, носящая имя героя Гражданской войны Ивана Семеновича Кутякова. Будущий полководец родился в заволжском селе Красная Речка (Шалаши) Николаевского уезда Самарской губернии (в настоящее время Пугачевский район Саратовской области) в 1897-м (по другим сведениям, в 1898-м) году в бедной крестьянской семье. С детства он вынужден был пойти на заработки в пастухи, за что в спину часто слышал: «Свинопас!».

На учебу в приходской школе оставалось только зимнее время, где смышленый мальчишка учился лучше всех. С раннего возраста у него были заметны лидерские черты характера. Отчетливо они проявились в армии, куда в годы Первой мировой войны Кутяков был призван. Здесь он вступил в ряды РСДРП(б), был делегирован на 2-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов. По возвращении из Петрограда его выбирают комиссаром, а затем командиром полка. Демобилизовавшись в 1918 году в звании младшего унтер-офицера, он вернулся в родное село.

От парнишки-«свинопаса» не осталось и следа, да и растревоженного революционными ветрами села было не узнать. Двадцатилетний Кутяков возглавил волостной ревком, сформировал красногвардейский отряд численностью 200 человек, пришел с ним в Николаевск (ныне г. Пугачев) и влился в бригаду Василия Ивановича Чапаева. С октября 1918 года он – командир 73-й бригады 25-й стрелковой чапаевской дивизии. За проявленную при взятии Уфы храбрость Кутякова наградили орденом Красного Знамени. Его боевые заслуги еще не раз будут отмечены орденами Красного Знамени: второй он получит за бои на Западном фронте, третий – за борьбу с басмачами.

Удивительно, но биографы до сих пор не придут к единому мнению о том, сколько же орденов Красного Знамени было у нашего земляка: в разной литературе его «награждают» то тремя, то четырьмя, то пятью орденами.

В чапаевской дивизии он был лучшим. «Худощавый, резкий в движениях и словах, исключительно храбрый, волевой, он по темпераменту не уступал начдиву, – свидетельствовал командующий артиллерийским дивизионом 25-й дивизии Н. М. Хлебников. – Они часто схватывались <…> на высоких тонах, и человеку стороннему, если становился свидетелем такого спора, трудно было представить, как глубоко уважали друг друга, верили друг другу и дружили эти двое – начдив и комбриг». А после гибели начдива в сентябре 1919 года именно Кутяков принял командование чапаевской дивизией и завершил разгром уральского казачьего войска. Под его началом находилось 20000 человек, и авторитет его среди солдат и офицеров был непререкаем.

После войны легендарный герой сел за парту и стал наверстывать упущенное: учился в Военной академии РККА, затем в Военно-политической академии им. В. И. Ленина. По воспоминаниям родственников, Иван Семенович безгранично любил книги и собрал большую библиотеку. Среди его хороших знакомых были писатели М. Горький и И. Бабель. Кутяков был частым посетителем музеев, но настоящую страсть он испытывал к театру. Он восхищался балетом, драмой, но более всего преклонялся перед оперой. В Большом театре он не пропускал ни одной постановки.

По отзывам знавших Кутякова людей, ему были чужды заносчивость, позерство или использование служебного положения. В отношениях с подчиненными был до болезненности щепетильным. Став видным военачальником, он не порывал связи с родиной, бывал в Красной Речке, навещал родственников, встречался с односельчанами. А когда земляки приезжали в Москву, радушно принимал их.

В 1936 году его назначают заместителем командующего Приволжским военным округом. 1937 год стал роковым в биографии нашего земляка: он был арестован вместе с группой высшего командования РККА. По одной из версий, Кутяков был расстрелян в 1938 году, по другой, умер в 1942 году в тюрьме города Орска. Реабилитирован посмертно.

Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области