Игра сделана, сборной больше нет

Оценить
Национальный образ жизни в зеркале чемпионата Европы по футболу

Всё банально. Банален вылет сборной России из группового турнира чемпионата Европы. Из шести последних крупных турниров в пяти наши футболисты именно так и поступали. Но мы, собственно, не о футболе как таковом. Поговорим лучше о том, что футбол окружало.

Можно, конечно, подобно Владимиру Ильичу Ленину, написать: «футбол как зеркало российской действительности». Но и это банально. Хотя точно. За те восемь дней, что сборная России провела в Польше, мы имели возможность увидеть почти все особенности национального образа жизни.

Во-первых, понты. Стоило нашим победить чехов, как тут же стали говорить: Россия – фаворит чемпионата Европы. На каком основании – неясно. Почему в число фаворитов не попали Германия, Испания, Франция, Португалия, Англия, наконец, никто не говорил. Мы лучшие, мы встаем – в который уже раз – с колен. И так далее.

Естественным образом, рядом возникла тема всемирного заговора против нас, таких добрых и сильных. Хорошо, в играх наших ни разу не ошиблись судьи, тогда бы рамки заговора пришлось расширить. А так в него попали польские полицейские и УЕФА. Десятки тысяч евро штрафов, наложенных на Российский футбольный союз, условное лишение шести очков на отборочные игры будущего Евро – всё это, понятно же, заговор. Например, Сергей Фурсенко, руководящий нашим футболом, смело заявил, что ничего такого в поведении российских фанатов он не заметил. Ну да, по отечественным меркам всё это ерунда: избили стюарда, швыряли на поле файеры, по-обезьяньи ухали в адрес темнокожих футболистов-соперников. Действительно, по обычаям российских стадионов, ничего из ряда вон выходящего не произошло.

Тему злых козней против невинных футбольных болельщиков с удовольствием подхватило телевидение. Я-то его не смотрю, но знакомые рассказывали о том, что согласно нашему ТВ на Варшаву собирается отряд из двадцати тысяч, чтобы за всё отомстить полякам. И весь этот бред – с телеэкранов. Зачем, с какой целью плескали бензин в разгоравшийся костер – неясно. Может, на фоне общей тревожности в стране кто-то решил, что маленькая победоносная война, пусть и футбольная, не помешает. Хорошо, поляки вовремя погасили конфликт.

В связи с футболом еще две общероссийские темы засверкали новыми гранями. Тема первая: отсутствие новых лиц. Это у нас не только в политике. Состав российской сборной на восемьдесят процентов был тем же, что и четыре года назад. Другие сборные находят новых молодых игроков, мы же главной ценностью почитаем стабильность. Даже в этом. То, что в остальном мире называется преклонным футбольным возрастом, мы называем возрастом спортивной мудрости. Наверное, неким образом усматривают связь между окончанием карьеры спортивной и карьеры политической. Ведь и там, и там вовремя уйти – большое искусство, не все им владеют.

О чем еще хочется поговорить, так это об ответственности начальников. Хотя говорить особо нечего, ибо никакой ответственности за свои действия российские руководители не несут. Особенно те, кто, подобно Сергею Фурсенко, учреждал дачный кооператив «Озеро» вместе с самим Владимиром Путиным. Каким образом бывший инженер стал рулить всем российским футболом, какие спортивные или организаторские таланты за ним числятся – всё это тайна великая есть. Единственно, чем запомнится президент Российского футбольного союза, так это смелыми высказываниями. Вроде того, что мы станем чемпионами мира в 2018 году. Что интересно, все свои обещания эти господа намечают на тот период, когда их, хочется верить, уже не будет у власти. Что ещё любопытно, господин Фурсенко не вернулся в Москву вместе с проигравшей командой. По некоторым сведениям, он направился на отдых – наверное, с чувством исполненного долга. Напоследок заявив, что ничего страшного не произошло, никакой катастрофы не случилось. Не тунгусский же метеорит упал.

Однако и замена, если она состоится, вряд ли обрадует футбольный люд. На место шефа российского футбола некоторые СМИ прочат оставшегося не у дел Бориса Грызлова. Он, понятно, человек, футболу близкий. Играл за сборную Думы и с передач своих подчиненных забил немало голов в ворота других парламентских команд. А к прошлому чемпионату Европы сочинил гимн болельщика: «Россия, вперед, настал твой черёд!» Актуально, особенно сейчас.

Немного о менталитете и об отношении к обычным людям. Прямо скажем, отношение это паршивое, особенно у футболистов сборной России. Команда Польши, которая, подобно нам, вылетела из турнира, поступила иначе. Игроки пришли на встречу с десятью тысячами болельщиков, капитан команды Якуб Блащиковский извинился перед фанатами за проигрыш и поблагодарил их за поддержку. Российских спортсменов в аэропорту встречали журналисты и ОМОН. Футболисты по обыкновению общаться с прессой не хотели. ОМОН охранял футболистов от журналистов. Ясное дело, у нас без участия ОМОНа ничего не обходится, ничего не получается.

Зато нет худа без добра. Поражение сборной России дало повод многим забавным личностям напомнить о себе. Демократическая партия России, это та, которой руководит главный масон страны Андрей Богданов, решила посвятить футбольному фиаско специальное заседание своего политсовета. В повестке дня: заявление-обращение ДПР к московским болельщикам по итогам провала сборной России на Евро-2012.

Тезисно:

– руководство РФС в отставку;

– не допустим засилья «Зенита» в РФС и спорткомитете;

– настало время подлинного всероссийского объединения болельщиков. Мы предлагаем всем, кому небезразлично будущее российского футбола, выйти на митинг к зданию РФС и показать, что нас много и что мы не намерены больше терпеть.

Что же не могут терпеть пламенные демократы? Ну, конечно же, погибель российского футбола. Так и пишут: «Футбол – наша игра, и мы не дадим его убить». А что, занятно – и народ можно привлечь, и никого при этом не обидеть. Это же не честных выборов требовать. Правда, митинг болельщиков опять решили собрать на печально известной Манежной площади. Болельщики там уже как-то раз собирались…

Протоирей Всеволод Чаплин, известный многими неординарными высказываниями, и на этот раз не изменил себе. В коллективном блоге «Православная политика» он пишет: «Футбольная судьба в очередной раз подарила нам шанс примириться с поляками. Боевая ничья и незавидный исход матчей группы «А» для обоих ее фаворитов – повод для похожих, общих чувств. Произошедшее словно говорит нам: не ссорьтесь!»

Поражения на футбольном чемпионате Европы, по словам протоиерея, дают России и Польше «повод подумать: как два самых активных и волевых христианских народа Европы могли бы отстаивать в нашей части света христианские нравственные идеалы». Странная какая-то логика. Греки, которые и нам, и полякам насолили, тоже православные. Да и чехи – не буддисты. Или о. Чаплин собирает только обиженных?

И на местном уровне мы украсили эту историю парой своих анекдотов. Сначала полицейским. Блогер Павел Дуксин написал, что в ночь футбольного матча его квартал, где он живет, перегородили ради спокойствия начальника ГУВД. Пресс-атташе ГУВД Алексей Егоров слова блогера опроверг и пообещал с ним судиться. И местный скандальчик сразу выскочил на федеральный уровень. Любят федеральные СМИ писать о том, как региональные начальники судятся с интернет-писателями. Г-н Егоров, в силу занимаемой должности, не мог этого не знать. Но зачем-то сказал. Или приказ выполнял? Вообще наша область в последнее время то и дело попадает на федеральный уровень. Я, например, начиная с Нового года, со скандала с увольнения директора 37-го лицея, насчитал по меньшей мере шесть таких историй.

Начинала сборная России, как вы помните, лихо. И консультанты насоветовали губернатору Радаеву быть поближе к футболу. Он даже сходил на трансляцию одного матча и сказал пару фраз, которые сразу выдали в нем человека нефутбольного. Сказал Валерий Васильевич: «Россия станет абсолютным чемпионом». Но не бывает в футболе абсолютных чемпионов, да и Россия опять из группы не вышла. Впрочем, надо отметить, на последнюю – позорную – игру Валерий Васильевич не пошел. Похоже, интуиция подсказала.

Оно и правильно: чем дальше держишься от такой субстанции, как российский футбол, тем тебе лучше.