100 книг Владимира Путина
Министерство регионального развития РФ направило в регионы письмо ведомствам, «уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики», с просьбой «представить предложения для включения в перечень «100 книг», которые по указу президента Владимира Путина должны составить российский «культурный канон». Предложения от Саратовской области сформулировали члены общественной палаты.
Руководитель комиссии по образованию ОП Юрий Голуб (сопредседатель регионального совета сторонников «Единой России») не стал рассказывать, по каким признакам выбирали книги. «В чем здесь предмет для информирования общественности?» – удивился сторонник. Отборщиками выступили директора двух саратовских школ – Галина Полянская (член регионального политсовета ЕР, по специальности учитель биологии) и Тамара Абрамова (по специальности учитель математики и физики). Директора, по их словам, посоветовались с учителями и библиотекарями своей школы. Широкого обсуждения «культурного канона» с педагогами и родителями в масштабах региона не проводилось.
Список, предложенный Галиной Полянской, можно назвать вполне предсказуемым. Для начальной школы – русские народные сказки, былины, сказки Пушкина, Сладкова и рассказы Носова. Для средних классов – «Малахитовая шкатулка» Бажова, «Динка» Осеевой, рассказы и повести Чехова, исторические повести Алексеева. Для старших – «Война и мир» и «Петр Первый» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Письма о добром» Лихачева. Нужно отметить, что эти произведения давно изучаются в рамках школьной программы.
По версии Тамары Абрамовой, для младшеклассников обязательны: «Детям о православной вере» З. Зинченко, «Мое милое детство» К. Лукашевич, «Сказания о русских святых для детей» А. Худошин, «Казацкие были дедушки Григория Мироныча» В. Радич, а также «Библия в рассказах для детей», выпущенная «Издательством московской патриархии». Для основной школы: «История Волжского казачества» В. Цыбин, Е. Ашанин, «Военная история казачества» Б. Алмазов, «На главной улице России» М. Каришнев-Лубоцкий, «Вечный огонь памяти» З. Ларионова, «Оглядываясь на заповеди» Л. Сурова. Для старшеклассников: «Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра» А. Гордеев, «Казачество на рубежах Отечества» А. М. Плеханов, А. А. Плеханов, «Лето Господне» Шмелев, «История казаков» А. Гордеев, «Феномен Гагарина» В. Россошанский.
Как рассказала Тамара Абрамова, она ориентировалась на опыт своей школы, где работают казачьи классы и православная библиотека.
Директора полагают, что для работы с литературой из перечня можно вернуть уроки внеклассного чтения (существовавший в советские времена), а также использовать список в качестве своеобразного пиара чтению как таковому – если даже президент интересуется книгами, значит это престижно. По их мнению, вводить отдельный экзамен по курсу самостоятельного чтения нецелесообразно. «Сейчас в рамках ЕГЭ по русскому языку для написания сочинения-рассуждения предлагают даже газетные и рекламные тексты. Лучше давать отрывки из произведений, вошедших в список. Опираясь на них, дети смогут высказать более глубокие мысли», – полагает Галина Полянская.
Саратовские предложения уже направлены в Минрегионразвития. Известно, что вопрос о списке «100 книг» рассмотрит в сентябре Общественная палата РФ.