Роковая эклектика

Оценить
Роковая эклектика
Почему один из крупнейших российских фестивалей на открытом воздухе «Рок над Волгой» обманывает ожидания

В выходные, приуроченные ко Дню России, помимо маршей-митингов и праздничных концертов прошли еще и два рок-фестиваля – подмосковный «Максидром» и самарский «Рок над Волгой». На первый нужно было покупать билет за приличные для провинции деньги, второй уже четвертый год открывает двери, а точнее поля, для всех желающих. Возможно, и поэтому тоже на поле «Петра-Дубрава» в Самарской области собрались представители практически всех групп молодежи – от националистов до хипстеров. Организаторы же решили воспользоваться прекрасной возможностью и заполнили паузы между выступлениями артистов ура-патриотическим пафосом.

Самарское правительство и устроители фестиваля к наплыву гостей подготовились в целом хорошо. Например, пустили несколько дополнительных электричек до станции неподалеку от места проведения. Билет «туда-обратно» – бесплатно. Даже бабушки-дачницы в этот день ехали на фестиваль. Предусмотрели и большую стоянку для автобусов и личного автотранспорта.

От станции путь любителей рока пролегал через дачный массив и пустырь. Кажется, организаторы феста даже установили фонари на пути к полю. Правда, от указателей, развешанных на этих столбах на привычной высоте, уже мало что осталось. Видимо, те, кто приехал раньше, решили, что хороший рокер дорогу сам найдет, а украсть что-нибудь «на память» – дело святое. Как раз у столба с таким вот выпотрошенным указателем мы встретили полицейского с… топором. Хозяйственное орудие и холодное оружие стражи порядка отобрали у одного из подвыпивших гостей фестиваля, который, впрочем, кроме «Ребята! Ну, подождите. Сейчас ребята придут» выдавить из себя ничего не смог. «Чего ждать? Когда ты зарубишь кого-нибудь?» – эмоционально высказался один из сотрудников органов, держа в руке топор, и увел юношу к своей машине.

Дальше – веселее. На входе рамки. Организаторы предупреждали, что никакие жидкости ни в какой таре с собой лучше не привозить. В итоге у каждого в рюкзаке по бутылке, а то и по две. Всё это сначала полицейскими обнюхивается, а потом и выбрасывается здесь же у рамок. Уже через час на входе образовались огромные горы пластикового мусора. Порадовал запретительный плакат, на котором картинками показали, что нельзя брать с собой на фестиваль. Например, рыбу (в живом или сухом виде, по рисунку было не понять). Официальный спонсор феста – пиво. Но не самарское живое, как можно было предположить, а какое-то «левое» и, по словам тех, кто его пробовал, не особо изысканное.

Но было только такое, и к обеду многих меломанов сморило в сон. Спали они прямо на траве – на туристических пенках и пледах. Пока их коллеги, еще державшиеся на ногах, размахивали длиннющими удочками с флагами, в том числе имперскими и пиратскими. На сцене тем временем выступали завсегдатаи «Рока над Волгой» «Би-2» и «Ю-Питер». Вслед за ними ведущий вызвал на сцену игумена Сергия (Рыбко), который известен своими проповедями среди неформальной молодежи. Батюшка также считает, что рок-музыка пропитана особой духовностью. В числе прочего настоятель нескольких московских храмов игумен Сергий со словом «Artist» на бейдже сказал: «Много нареканий было на православную церковь в последнее время. В общем-то, это не без оснований. Мы исправимся, мы постараемся». Стоило ехать в чисто поле под Самарой, чтобы услышать наконец такого рода покаяние. Если учесть, что выступал игумен по личному благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то по-другому это никак не назовёшь. Какого было моё удивление, когда, вернувшись в Саратов, я нашла на «Ютубе» выступление того же отца Сергия на каком-то байкерском фестивале, точь-в-точь повторяющее самарское.

Вслед за батюшкой вышла рок-легенда и юбиляр этого года группа «Аквариум». К регги-ритмам БГ толпа отнеслась снисходительно. После него выступал «Ленинград». Солист группы был без рубашки и в стрингах, надетых поверх штанов. Сергей Шнур со своими зажигательными матерными песнями привлек народ к сцене. Ведущим после его выступления пришлось просить людей из фан-зоны сделать несколько шагов назад. Так как один из родителей, побоявшись за здоровье своего сына, перебросил ребенка через ограждение, чтобы его банально не раздавили.

Кроме того, под хиты группы некоторые гости фестиваля начали устраивать танцы, расталкивая всех стоящих рядом. Особый ажиотаж вызвала композиция «Всякое говно любит наш народ». Что ж, воистину, высокодуховный рок. Особенно после «Ленинграда» красиво смотрелись информационные сообщения о наличии на фестивале детской и спортивной площадок. Прилетевший после задержки рейса ведущий Дмитрий Дюжев начал заводить публику тем, что кричал, как лично он и все мы любим Россию. На экранах появились ролики, посвященные 100-летию российской мультипликации и 35-летию автомобиля «Нива». В струю патриотического пафоса попал и Игорь Растеряев – певец будней трактористов. Он исполнил несколько песен и был принят публикой, собравшейся слушать настоящий рок, очень тепло.

Периодически поле облетал вертолёт полиции, после чего ведущие сообщали, сколько сейчас гостей на поле. В итоге РНВ-2012 побил рекорд прошлого года. В этот раз под Самарой собрались 307 тысяч человек против 260 тысяч в 2011-м. И если с туалетами в этом году проблем не было, их вдоль поля выстроили целую батарею, то найти урну для мусора и купить еду на фестивале было весьма и весьма проблематично. Поэтому ближе к выступлениям хедлайнеров – группы «Алиса» и «Limp Bizkit» – поле заросло пустыми бутылками от «пива-спонсора» и одноразовой посудой. Но прежде выступили чувственный украинец Святослав Вакарчук с коллективом «Океан Эльзы» и «Король и Шут». Француженку ZAZ cеё девичьими песнями встретили холодно, хотя сама артистка была в приподнятом настроении и даже пыталась говорить по-русски. Музыканты американской команды «Garbage» так долго настраивали инструменты, что ведущие Сергей Светлаков и Ольга Шелест, исчерпав весь запас шуток, стали читать плакаты фанатов. Особенно шоумену Светлакову запал в душу лозунг «Век живи – сиськи мни». Солистка группы «Garbage» Ширли Мэнсон, появившись на сцене, поразилась количеством публики и назвала русских «fuсking crazy».

Группа «Алиса», которая всегда закрывала фестиваль, в этот год решила играть между двумя приглашенными из-за рубежа коллективами. Как пояснил лидер коллектива Константин Кинчев, это сделано из-за того, что иностранцы затягивают свои выступления и урезают сет «Алисе», поклонников которой на фестивале чуть ли не треть. Таким образом, те, кто хотел послушать «Limp Bizkit», оказались в заложниках у Кинчева и алисаманов и вынуждены были слушать всё их выступление, апофеозом которого стала песня «Небо славян», поднявшая с земли всех, кто проспал большую часть фестиваля.

– Ваша страна просто огромная! В Америке устраивать такие фестивали просто негде, – заявил фронтмен легендарной «Limp Bizkit» Фред Дёрст на пресс-конференции.

Но если проводить их так, то и не совсем понятно, зачем. После фестиваля осталось ощущение полной каши в голове, навязчивой эклектики и ни капли патриотизма, если честно.