Не время для дискуссий!
В Москве сделан еще один шаг по направлению к развитой демократии: Госдума и Совет Федерации приняли закон, сильно усложняющий проведение митингов. Более того, не исключено, что начнутся проблемы с проведением иных массовых мероприятий. Сегодня, например, всевозможных политтехнологов интересует один вопрос: а как же будут проводить кандидаты в депутаты встречи с избирателями? Вопрос возникает своевременно, ведь на носу выборы в региональное законодательное собрание. То бишь в Саратовскую областную думу. Сегодня мы попробуем заняться сколь неблагодарным, столь и увлекательным делом – прогнозом. Подумаем, как будут проходить думские выборы при соблюдении некоторых условий. Или несоблюдении их. То есть попробуем решить задачу с несколькими постоянными величинами и несколькими переменными.
Постоянные величины
Изначально на политическом поле области у нас есть четыре партии, которые будут принимать участие в выборах.
Безоговорочным лидером на выборных гонках, обладающим безусловным административным, приличным кадровым и сносным материальным потенциалом, у нас в регионе является и до выборов, увы, останется «Единая Россия».
Сегодня под ЕР заточены администрации всех уровней, избирательные комиссии, бюджетные организации. Чего уж говорить, наш губернатор, правительство, областная и городская думы также заточены исключительно под партию власти.
И дай волю, ЕР без всякого угрызения совести радостно заняла бы все кресла в областном парламенте. Но тогда этот самый парламент стал бы нелегитимным. Потому что у нас в стране типа многопартийность. То есть нашей всемогущей партии в Саратовской области придется соблюдать ритуалы. И тут начинают работать переменные величины, о которых поговорим немного позже.
Следующие постоянные и неизменные в Саратове и области политические персонажи – это три условно оппозиционные партии. Причем все три оппозиционные в большей или меньшей степени.
Первыми, безусловно, надо назвать коммунистов, которые вот уже более двадцати лет безуспешно стараются взять реванш и повернуть время вспять. Причем иногда кажется, что главное для коммунистов не результат, а участие. Потому что в регионах коммунисты, может, и являются оппозиционерами, но в Госдуме частенько идут на поводу если не у единороссов, то у Кремля.
Но в Саратовской области коммунисты на выборах будут представлять реальную силу. Тем паче сегодня саратовской горком партии возглавил молодой и амбициозный Александр Анидалов, который, очень вероятно, оживит политическую жизнь регионального отделения КПРФ. Так что, скорее всего, коммунисты возьмут несколько списочных мандатов. На одномандатные кресла коммунистам рассчитывать практически не приходится: при наличии человеческого потенциала (всё тот же Анидалов) иного обязательного ресурса в виде изрядной суммы на ведение кампании у них нет.
Очень странная ситуация сегодня складывается с региональными либерал-демократами. Изначально они радостно влились в оппозиционное (читай: антиединоросское) движение в области, а потом как-то сдулись. Как будто получили руководящее указание сверху. То, что ЛДПР пойдет на выборы в областную думу, – это однозначно. Не очень понятно, какими ресурсами, но в кампании участвовать они будут. А вот есть ли у них шансы получить даже списочные мандаты – огромный вопрос.
Еще забавнее ситуация у эсеров, которые на федеральном уровне, как ни странно, благодаря отцу и сыну Гудковым превращаются в реально оппозиционную партию. Но этот ребрендинг идет в Москве. Более того, неизвестно, чем он закончится. А у нас все без перемен. Руководитель регионального отделения «Справедливой России» Алексей Полещиков демонстрирует ораторское искусство на заседаниях городской думы. Зинаида Самсонова зажигает на заседаниях думы областной. И еще Зинаида Михайловна стала чаща появляться на экранах телевизоров с различными социальными проектами, которые реализует ее «Торговый центр». И всё. Какого-либо иного движения от эсеров не заметно.
То есть, как и в случае с ЛДПР, понять, какой может быть списочная тройка от «Справедливой России», пока нельзя. Претендовать на одномандатное депутатское кресло по-прежнему может одна Самсонова. В случае ее огромного на это желания. Потому что только у Зинаиды Михайловны есть моральные силы и финансовые возможности вытянуть избирательную кампанию в одномандатном округе в условиях тотальной единоросской осады. Что касается пары-тройки списочных мандатов, то всё тут зависит от переменных факторов, о которых, как мы уже говорили, чуть позже.
Переменные величины. Ожидаемая переменная
Их на самом деле две. Первая называется «указание сверху», вторая – «объединенные демократические силы».
Итак, не секрет, что на федеральном уровне мы дружными рядами несемся в сторону демократии. И, что очень вероятно, к октябрю стремительно пронесемся мимо, не заметив никаких демократических или тем паче либеральных ценностей. Это первый из возможных сценариев.
Короче, к осени из Москвы в Саратовскую область поступит жесткое указание – всеми возможными и невозможными силами добиться тотальной победы «Единой России» на предстоящих выборах. Оставить пару иных партийцев для соблюдения ритуала, а все остальные должны быть единороссами. Желательно истинными. Надо сказать, осуществить этот сценарий у нас в области очень легко.
Надо разок собрать глав всевозможных администраций, которые если еще не любят искренне «Единую Россию» вообще и Вячеслава Викторовича с Валерием Васильевичем в частности, то скоро это будут делать непременно. Или будут заменены на любящих. И объяснить всем им, что от того, как проголосуют граждане на вверенных им, главам, территориях, зависит будущее страны, области и их, глав, будущее тоже. А голосовать граждане должны так, чтобы Вячеславу Викторовичу, Валерию Васильевичу и «Единой России» не было стыдно. Короче, вы поняли.
Естественно, после таких объяснений процент голосов, отданных за партию власти, стремительно приблизится к 146 процентам, и нашу область будут ставить в пример всем остальным, и даже Чечне с Дагестаном. Картинка, конечно, слегка преувеличена. Но только слегка.
Есть второй вариант этой переменной величины. Из Москвы получено разрешение или даже прямое указание проводить выборы без приоритетов. Этот вариант имеет два подварианта. Реалистичный и утопичный.
Утопичный: все ответственные за проведение выборов чиновники возьмут под козырек и ринутся завоевывать голоса избирателей в честной борьбе. По телевизору будут проходить дебаты кандидатов в депутаты, почтовые ящики заполонят листовки, во дворах начнут гужеваться агитаторы, объясняя гражданам, почему хорош именно их кандидат. Да что там агитаторы, кандидаты станут проводить встречи повсеместно, рассказывая об уготованной жителям области светлой жизни. И все без исключения кандидаты будут иметь одинаковые права, а возможности – в соответствии со своим и своего штаба умением. Фантастика? Безусловно. Но как красиво…
Второй подвариант – реалистичный. Пусть Москва даст отмашку на честные выборы (мы же имеем право на мечты?). Но начнутся местные ритуальные танцы. Во-первых, разные политические силы внутри партии власти будут хотеть провести своих кандидатов. А во-вторых, что гораздо важнее, наша «Единая Россия» начнет завоевывать процент просто так, на всякий случай. Или по привычке. Как отличник-подхалим, привыкший получать пятерку, зубрит урок, даже зная, что его не вызовут. Просто на всякий случай. Или чтобы, если вдруг этот случай случится, его похвалил учитель. Короче, даже если прямого указания из столицы с обозначением нужного процента для ЕР и не поступит, мы выдумаем его сами.
Переменные величины. Неожиданная переменная
Шансы на появление этой неожиданной переменной растут с каждым днем. Насколько значимой станет эта переменная величина к 14 октября, пока не понятно. Зато уже сегодня ясно, что потенциал у нее есть. Эта неожиданная переменная называется «демократические силы». Причем демократические силы разные.
Одни из них называются «партии» или «партийное объединение», вторые – «гражданское общество». Партийное объединение, об организации которого заявлено совсем недавно, может к осени окрепнуть, расправить крылья и поведать о себе избирателю, который не хочет голосовать ни за одну из описанных выше партий. Понятно, что этого избирателя (25–30 процентов электората) нужно будет вытащить из электорального болота, где он дремал, негодуя на имеющиеся режим, власть, партии и прочие несправедливости, и, естественно, никогда не голосовал уже много лет, погружаясь в это болото всё глубже и глубже.
Если демократы сумеют разворошить болото и заставить своего избирателя выбраться на чистое электоральное поле, то у них есть шанс получить несколько списочных мандатов в областной думе. К сожалению, для подготовки победы в одномандатных округах у демократов просто нет времени.
Еще одна демократическая сила – это гражданское общество. Либо разгневанные горожане или наблюдатели, невесть откуда заведшиеся в социальных сетях и неожиданно для всех выбравшиеся в реальную жизнь. В виде наблюдателей на последних выборах. Само забавное, что несмотря на все свои наблюдательно-избирательные неудачи выходцы из социальных сетей не разочаровались в своих начинаниях, а объединились. И наверняка на осенних выборах прирастут сторонниками и станут реальной силой на выборах в областную думу. Но сила эта повлияет на результаты выборов, если звезды сведут воедино очень много факторов.
Задача с бесконечным множеством решений
На сегодняшний день ответ у нашей задачи неутешителен для оппонентов «Единой России». Пока получается, что многочисленные постоянные величины и даже некоторые переменные играют на руку партии власти. Мощная административная машина, абсолютная инертность населения вкупе с его неинформированностью и патологическим чинопочитанием – это всё сулит запредельные проценты партии власти на грядущих выборах.
С другой стороны, люди ходят по разбитым и не очень чистым улицам, захаживают в магазины, где цены на продукты и прочие товары отнюдь не снижаются, а совсем наоборот – растут с каждым днем, как и платежи за коммунальные услуги. А еще люди, чего греха таить, болеют, пытаются дать образование детям, сталкиваются с сотрудниками правопорядка. И есть подозрение, что радости всё это им не приносит.
И если объединенные демократические силы за четыре оставшихся до выборов месяца смогут объяснить этим людям, что ситуацию можно поменять, то результаты выборов станут непредсказуемыми. А если вдруг и наблюдатели стеной встанут на защиту избирательного законодательства и смогут одержать хоть немного побед, то…
Нет, конечно, это всё утопия. Но помечтать-то мы можем? Нет, не верить, кто же верит в утопию, но помечтать… И что-то сделать, чтоб сказка стала былью…Тогда решение будет одно. И единственно верное.