А котёл всё кипит…

Оценить
Закон об ужесточении наказаний за нарушения на массовых акциях принят

Спешка, с которой это сделали депутаты и сенаторы, просто неприлична. Оппозиция сдаваться не собирается и обещает проводить митинги за границей: мол, дешевле будет. В общем, очередной позор перед мировым сообществом не за горами.

В соответствии с передовым европейским законодательством

После митингов, шествий и всякого рода протестных гуляний власть решила охладить пыл оппозиции. Причём охладить серьёзно. Члены «Единой России» инициировали новые штрафы за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Наказывать будут как участников массовых мероприятий, так и их организаторов. Максимальные штрафы для граждан увеличены до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – до 600 тысяч.

Новым, дополнительным видом административного наказания становятся обязательные работы. Длительность этих общественно полезных работ, назначаемых судом, может варьироваться в количестве от 20 до 200 часов. Не грозит подобное наказание лишь беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и ещё некоторым другим «счастливчикам».

Также закон содержит норму, которая вводит наказание за организацию таких модных нынче народных гуляний. За «массовое скопление граждан в общественных местах» будут штрафовать или карать обязательными работами.

В ответ на критику о слишком завышенных штрафах единороссы говорят одно: прописанные в документе меры наказания соответствуют передовому европейскому законодательству, введение же такого вида усмирения, как обязательные работы, и вовсе свидетельствует о тенденциях гуманизации наказания.

Не согласны с позицией единороссов эксперты рабочей группы совета при президенте по правам человека. Они пришли к выводу, что закон не соответствует Конституции ни по порядку его принятия, ни по содержанию, и открывает «пространство для полного административного произвола».

Главный же порок закона состоит в том, что он по сути предполагает криминализацию процедуры использования базового конституционного права – права собираться мирно.

Основная претензия экспертов из президентского совета – к непомерно высоким штрафам. При этом действующий «потолок» штрафа в КоАП останется на прежнем уровне (5 тысяч для физических лиц и 50 тысяч для юридических).

Создаётся парадоксальная ситуация: если парочка расстроенных поражением своей команды футбольных фанатов сломает лавочку или урну в парке, им это обойдётся всего в 500 рублей. Но если лавочка или урна пострадают во время митинга, штраф будет весомее – 100 тысяч рублей. И примеров таких перекосов, создаваемых новым законом, можно привести массу.

Увеличение максимального размера штрафа сверх пяти тысяч рублей приведёт к смешению уголовной и административной ответственности, отмечают эксперты. И добавляют, что «предлагаемые размеры штрафов явным образом несоразмерны имущественному положению большинства граждан Российской Федерации и установленному государством минимальному размеру оплаты труда». По данным Росстата, средняя зарплата в России в 2011 году составляла 23 тысячи рублей с копейками. Прожиточный минимум – чуть более шести тысяч.

Ещё одна серьёзная претензия к закону – расплывчатые формулировки. Например, никак не конкретизировано, что такое «нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга». А значит, под этим можно рассматривать самые разные действия, в том числе не представляющие общественной опасности.

В блогах новый закон уже прозвали «Больше трёх не собираться», ведь теперь «организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах» требует уведомления. Поскольку эта формулировка в законе никак не расшифровывается, правоохранительные органы могут трактовать её в выгодном для себя свете. Блогеры шутят, что массовым пребыванием теперь могут счесть игру в волейбол, например, где-нибудь на пляже, скопление дачников, ожидающих на платформе электричку, и даже свадебные гуляния.

Заграница нам поможет

Столь скоростное принятия закона его противники объясняют просто: власть всеми силами стремится задушить зародившееся в стране протестное движение.

«Разумеется, закон специально подогнан под сегодняшнюю ситуацию с повсеместными выступлениями оппозиции», – уверен координатор Русского имперского движения в Саратове Роман Афанасьев. «Власть просто боится очередной активности, оттого такая скорость», – вторит ему политик демократического толка Максим Бычков. Он вспоминает закон о полиции, обсуждение которого всё же хоть как-то выносилось на обсуждение: «То есть новое наименование правоохранительного органа с гражданами обсуждали, а вот их право на публичное выражение своего мнения во время массовых акций, одобренное 31-й статьёй Конституции, обсудить не сочли нужным».

По мнению координатора регионального отделения ЛДПР Юлии Абрамовой, принятый закон – античеловеческий, трусливый и недемократичный: «Это очередная попытка единороссов возвести Великую китайскую стену между властью и обществом, отгородиться от людей, которым эта власть не нравится».

Что же касается увеличения штрафов, то, по мнению нашей собеседницы, было бы адекватно поднять на такую высоту и наказания рублём для председателей и секретарей избирательных комиссий, виновных в фальсификации итогов выборов. Ведь именно они и спровоцировали всплеск митинговой активности в стране.

«Наказание за митинги в разы выше, чем за другие, более серьёзные правонарушения. Получается, что митинговая активность – самое большое социальное зло в стране», – замечает Бычков.

Все обвинения оппозиции отвергает депутат Госдумы от ЕР Николай Панков: «Закон укрепит права людей, а не ущемит их, как считают оппоненты. Законопослушные граждане, желающие выразить свою позицию, впредь будут защищены, им не будут грозить риски, которые существовали ранее». Депутат поясняет, что закон ни в коем случае не запрещает проведение митингов. Он просто ужесточает нормы поведения для организаторов, которые «в угоду своих политических амбиций и зачастую уязвленного самолюбия нарушают закон и выставляют мирных людей на оборону своих лжепринципов».

Благодаря стараниям единороссов Россия в очередной раз продемонстрирует миру, что в её пределах такого понятия, как демократия, нет. Калининградская оппозиция собирается очередной митинг в защиту детских садов провести в конце июня не в Калининграде, а в польском городе Безледы. Граждане подсчитали, что транспортные расходы обойдутся им дешевле, чем новые штрафы.

Вернуть здания детсадов, отданных в 90-е годы в частные руки, жители города просят давно. Но добро на проведение массовых акций, посвящённых этому, в самом центре города местная власть им не даёт. В результате на счету граждан 45 неразрешённых пикетов и заплаченных за них 45 тысяч рублей штрафов. Теперь же, благодаря новому закону, даже один такой митинг будет для калининградской оппозиции «смертельным» – несанкционированная акция может обойтись её организаторам в несколько сотен тысяч.

Стоит отметить, что в конце июня в Польше будут проходить четверть- и полуфиналы матчей «Евро-2012». И если митингующие постараются, то пристальное внимание иностранцев к их акции и новому закону обеспечено.

«Граждане по всей стране выходят на митинги, чтобы выразить протест, сказать власти в лицо: «Хватит воровать! Хватит нас обманывать!» Но вместо того чтобы перестать обворовывать людей и начать работать, единороссы принимают закон, ужесточающий штрафы за организацию и проведение митингов», – говорит Абрамова. Саратовский координатор ЛДПР очень надеется, что такое поведение партии власти наконец-то откроет глаза тем, кто за ЕР ещё голосует: «Пусть делают выводы. Особенно это касается работников бюджетной сферы, которых уже довели до протестных митингов, а по новому закону ещё и штрафовать будут за «непокорность».

Впереди – подполье и силовые акции протеста

Кипящий котёл, как крышку к нему ни приваривай, когда-нибудь взорвётся. Власть этого не понимает. Прибегая к подобным драконовским мерам, Кремль лишь демонстрирует свою слабость и свой страх, считает Афанасьев: «Не думаю, что протестные настроения в обществе снизятся. Зато угроза перехода от относительно мирных митингов к силовым акциям протеста вполне реальна».

«Утвердив новые штрафы, власть таким образом лояльного общества не сформирует, – рассуждает Бычков. – Запреты будут только усиливать маргинальную составляющую протестов: это грозит различными вылазками и подпольными акциями». В пример собеседник приводит Китай: «В качестве воспитательного метода там активно применяется смертная казнь, но преступность в Китае это не искоренило. Вывод: усиление мер ответственности – не решение вопроса. Нужно решать причины протестов, а не их последствия».

К тому же собеседник уверен, что большинство столкновений на митингах случаются из-за присутствующих там провокаторов. «Возникает вопрос, как они проникают на митинги, ведь всех приходящих туда теперь тщательно досматривают. Не исключено, что кто-то специально засылает их в толпу, таким образом создавая искусственный запрос общества на принятие каких-то действий. Вспомните, первые митинги – после выборов в Госдуму – проходили тихо и спокойно, побоищ не было», – замечает Бычков.

Хулиганы, которым лишь бы подраться, лишь бы спровоцировать кого-то, есть всегда как с той, так и с другой стороны, уверен политолог Александр Пантелеев.

Политолог считает: «Закон, как ни парадоксально звучит, нужен. Но действие его должно быть узконаправленным. Объектом его должны стать те самые хулиганы, которых так много в среде футбольных фанатов, радикальных молодёжных группировок, да и просто среди молодёжи, деваться-то молодёжи сейчас некуда, вот она так и проявляет себя».

В странах Западной Европы, где демократия существует давно, поведение людей на митингах отличается от российских реалий. Возьмем Францию, предлагает Пантелеев. Там недавно были ужасные беспорядки: машины жгли, витрины громили, а людей не трогали, так как все прекрасно понимают, что вред другому человеку наносить нельзя. Система штрафов за это там достаточно серьёзная. У нас же культура митингов ещё не сформировалась. Специфика борьбы в стране такова: стороны настолько не доверяют друг другу, что готовы перегрызть оппонентам глотки. И в первую очередь виновата в этом «бюрократия, которая за последнее время продемонстрировала, что доверять ей нельзя». Сейчас ситуация, по мнению Пантелеева, неразрешима. Заставить людей не бросать в других файеры, бутылки пока ещё нельзя.

Вообще же новый закон – палка о двух концах, будут в его исполнении и перекосы, уверен наш собеседник. «Закон призван сдерживать агрессивную ораву, но есть опасность, что он превратится в предмет политического давления на оппозицию».

Пантелеев соглашается с общей претензией о непомерно завышенных штрафах, которые больно ударят как по несогласным с действующим режимом, так и, скажем, с защитниками детсадов в Калининграде: «Бюрократия не будет разбираться, кто виноват, кто прав. Скажут: «У вас нарушения на митинге были, значит платите штраф». Закон даёт полное право приписать беспорядки нужной стороне. Да и что говорить, специально их провоцировать. Нанять 10–20 людей, которые устроят дебош на неугодном властям митинге, проблем нет. Проблема в том, что никаких ограничений, если законом будут злоупотреблять, не прописано. Основной недостаток: закон не защищает организаторов от провокаций самой противоборствующей стороны – власти и бюрократии. Раньше руки были коротки, теперь руки развязали. Посмотрим, во что выльется».