И вновь продолжается бой
Глава городской администрации подал в суд жалобы на постановления о возбуждении против него уголовных дел. В минувшую пятницу жалобы рассматривались в Волжском районном суде.
На улице жара, палящее солнце. Почти солнечного цвета здание суда. Краска со стен здания постепенно исчезает: где уже облупилась, где только пошёл процесс. Третий этаж. Зал судебных заседаний. Страшная духота внутри. Флегматичный судья Виктор Кучко, похожий то ли на Александра Домогарова, то ли на Патрика Дэмпси. Его тихий монотонный голос. Эмоциональный адвокат с волосами огненного цвета. Два представителя прокуратуры. Тихие, невозмутимые. Иллюстрация к заседанию получилась такой…
Ваши претензии абсурдны
Самого сити-менеджера Алексея Прокопенко на заседании не было. Он представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заместитель прокурора города Роман Былинин заявил два ходатайства – приобщить копии документов, подтверждающих законность возбуждения уголовных дел, объединить рассмотрение всех шести жалоб в одно производство.
Насчёт «приобщения» адвокат Светлана Писакина не возражала. Попросила только 15 минут на ознакомление с документами. Что касается «объединения», то этот вопрос она оставила на рассмотрение суда. Суд объявил перерыв.
Пока Писакина знакомилась с копиями, представители прокуратуры пытались «вдохнуть» в зал судебных заседаний свежий воздух. Открыв те окна, что были за их спинами, они стали просить журналистов сделать то же самое и с остальными. На поиски пульта от кондиционера отправилась секретарь суда. Наконец все окна открыли. Но желанной прохлады это не принесло. Добавило лишь уличного шума. Расстроила и секретарь. Вернувшись, она сообщила, что на кондиционер можно не рассчитывать. Вскоре, правда, погода за окном переменилась. Солнце спряталось, поднялся ветерок, и прохлада достигла зала.
Перерыв закончился. Кучко сообщил, что по решению суда жалобы будут объединены в единое производство. После чего он предоставил адвокату право обосновать суть этих самых жалоб.
Писакина рассказала, что квартиры, из-за которых и разгорелся скандал, вылившийся в уголовные дела, предлагались не только бюджетникам, но и жителям аварийных домов, имеющим по суду право на получение жилья вне очереди. Кто-то от квадратных метров отказался, а кто-то нет. Так что злостного неисполнения судебных решений, ставшего поводом для возбуждения уголовного дела, не было, отметила Писакина. И резюмировала: «Проверка прокуратуры была неполной, и уголовные дела были возбуждены совершенно формально».
Если подробно, то дело, по словам адвоката, обстояло так. Согласно мировому соглашению, заключённому со строительной компанией «Шэлдом», в прошлом году в собственность города было передано 70 квартир. Вид использования жилья был определён решением арбитражного суда и не мог быть изменен, поэтому все квартиры были отнесены в специализированный жилищный фонд и отчуждению не подлежали. Никаких возражений на этот счёт от прокуратуры не поступало, особо подчеркнула Писакина. Добавив, что нынешние претензии судебных приставов и прокуратуры к Прокопенко «абсурдны».
Проверки в отношении граждан, фигурирующих в уголовных делах, были неполными, в частности, по трём гражданкам никаких запросов в администрацию города даже не поступало, заметила адвокат и привела примеры формально проведённой работы.
Так, например, одна из женщин, имеющих исполнительный лист, сама отказалась от предложенной ей городом квартиры на улице Мысникова. При этом размеры той квартиры даже превышали установленные судом – примерно на пять «квадратов». Зато две других женщины принять жильё от городской администрации согласились. Одна из квартир расположена на пятом Крекингском проезде, другая – в том же доме на улице Мысникова, от квартиры в котором отказалась первая гражданка. Все эти квартирные вопросы и ответы случились нынешней весной, ещё до того, как были возбуждены уголовные дела, заметила Писакина.
О лекциях и недопонимании
Мнение надзорного ведомства по жалобам сити-менеджера выражал Былинин. Суть его речи, если коротко, была такова: проверка проведена, постановление о возбуждении уголовного дела вынесено уполномоченным лицом в пределах своей компетенции.
Заместитель прокурора ссылался на многочисленные статьи Уголовного кодекса, повторял всем известные аргументы прокуратуры и судебных приставов. Были проведены проверки. В результате выявлены факты неисполнения решений судов о предоставлении жилья нуждающимся. Прокопенко было вынесено два предупреждения. Он не отреагировал, хотя возможность такую имел. Итог: против него возбуждены уголовные дела.
«Доводы адвоката, указанные в рассматриваемой жалобе, относятся к предмету доказывания, который будет исследован в рамках возбужденных уголовных дел. Таким образом, при вынесении постановления о возбуждении уголовных дел в отношении Прокопенко соблюдены все требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оснований для их отмены не имеется», – заключил Былинин.
Писакина отреагировала на слова заместителя прокурора весьма эмоционально. Первым делом она заметила, что лекцию по уголовно-процессуальному праву о том, кто может возбудить уголовное дело и на каких основаниях, а кто не может, читать не стоило: собравшиеся в зале – люди компетентные. К тому же речь в жалобах идёт не о процедуре, а об основаниях, заметила адвокат. И добавила, что прокурор ни одного слова в обоснованность этого факта не сказал.
«Я совершенно не преследовала цели говорить о доказанности или недоказанности вины. Сейчас решается только такой вопрос – законно ли было возбуждение уголовного дела. Не по факту, на что обращаю особое внимание, а в отношении конкретного лица, в отношении Прокопенко, которого обвиняют в злостном уклонении от выделения квартир очередникам», – снова пояснила суть жалоб сити-менеджера адвокат.
«Суд переходит к исследованию предоставленных материалов», – объявил Кучко. Делал он это очень тщательно и очень долго.
Присутствующие на заседании вели себя по-разному. Писакина изучала бумаги и посматривала на прессу. Былинин смотрел на судью, что-то набирал в сотовом телефоне, рисовал и раскрашивал некий загадочный рисунок. Закончив «исследовать», Кучко удалился для вынесения решения. Для этого он определил полчаса.
Итог заседания получился такой: суд жалобы Прокопенко отклонил.