Школьная еда с частно-муниципальным выбором

Оценить
Централизованная организации питания может обойтись дорого

Как лучше кормить школьников, создав для этих целей муниципальное предприятие или обратившись к частному бизнесу, решали в минувшую среду на заседании комиссии по местному самоуправлению городской думы. Представитель комитета по образованию отстаивал необходимость централизации «питательного» вопроса, депутаты в этом сомневались.

Ну и в чём выгода-то?

Для начала и. о. председателя городского комитета по образованию Ирина Архипова рассказала о проблемах нынешней системы организации школьного питания. Сейчас схема работы такова: каждый год комитет по управлению имуществом и автономные образовательные учреждения проводятся аукционы на аренду школьных столовых. Главное слово здесь «аренда», а не «питание», поэтому выигрывают те, кто предложит большую сумму. А значит, тема качества школьных обедов зачастую вторична. Нет, ерундой какой-нибудь детей не кормят, но питание во всех школах разное и, по словам Архиповой, несбалансированное, «где-то мясных продуктов больше, где-то молочных...»

Среди недостатков нынешней схемы имеются и такие: постоянное несоблюдение технологии переработки продуктов питания, использование сырья «без опознавательных маркировочных знаков», низкий профессиональный уровень обслуживающего персонала, несоблюдение температурных режимов хранения и товарного соседства.

Всё это можно исправить, организовав централизованную систему питания, отметила Архипова и поделилась с собравшимися опытом соседей. В Тольятти, Нижнем Новгороде и Казани действуют специализированные комбинаты школьного питания. Эти МУПы, производящие пищу для всех образовательных учреждений города, состоят из центрального комбината и сети вспомогательных. В некоторых регионах такие предприятия получают определённые финансовые льготы. Например, освобождаются от налога на прибыль или платят минимальную арендную плату. МУПы готовят полуфабрикаты, которые потом доставляют в школы.

Совсем другой опыт централизации имеется в Мордовии. Там на аукцион выставляется услуга по обеспечению питанием, а не помещения школьных столовых. Участвуют в аукционах кейтеринговые компании. Эти компании имеют свои производственно-логистические центры, всю пищу стряпают на своей базе, после чего полностью готовые блюда термофургонами развозят по школам. В Мордовии такие компании работают, как правило, с местными производителями. Схема обслуживания такая: один район – одна компания.

Плюсы централизации, по словам Архивопой, будь то муниципальный комбинат питания или частные кейтеринговые компании, таковы: единое меню для всех школ, единые цены, которые будут к тому же ниже нынешних, более жёсткая система контроля качества школьной еды. Есть, правда, существенное «но»: в Саратове все плюсы с лихвой перевешивают имеющимися минусами. Что касается организации муниципального предприятия. Во-первых, это очень затратно. По опыту других регионов известно, что на это потребуются десятки миллионов рублей. Во-вторых, вечные пробки могут значительно «подвинуть» время приёма пищи: пока от комбината еду довезут до каждой школы, уже уроки могут закончиться. А кейтеринговых компаний на саратовском рынке мало, охватить все школы не получится.

Депутаты пришли от услышанного в недоумение. «Я до сих пор не понял, почему это выгодно», – заявил Василий Артин. «При гигантомании всегда всё становится больше. Завтрак сейчас в школах стоит от 14 до 34 рублей, когда единая система заработает, он станет стоить 40–45», – заметил Сергей Козин.

Прочитав в справочном материале, что централизация предполагает внедрение компьютеризированного контроля над всеми процессами производства и движения продукции, депутат возмутился ещё больше. «Логистику отследить никто не сможет, если термофургон сломается, в уазик еду покидают и повезут. Камеру надо ставить только для того, чтоб никакая террористическая морда отраву в еду не подсыпала, зачем всё компьютеризировать нужно?» – не унимался Козин.

«Вы мнение директоров школ изучали? Я разговаривал на подобную тему с руководителями лечебных учреждений, никто не хочет на централизованную систему организации питания переходить, когда производство под рукой, можно хоть как-то на него влиять», – заметил Владимир Попков.

Архипова как могла депутатам отвечала, говорила о перспективах участия Саратова в федеральном проекте по централизованному питанию школьников, но количество вопросов не уменьшалось. В итоге депутаты рекомендовали комитету детальнее проработать плюсы и минусы централизации, подумать над реалиями и перспективами участия в федеральном проекте.

Облагородить «лицо» района

При обсуждении программы модернизации здравоохранения главным её объектом неожиданно стал травмпункт Ленинского района. Случилось это с подачи депутата Юрия Ерофеева. Он принялся рассказывать, что травмпункт, обслуживающий самый крупный район Саратова, находится в безобразном состоянии: оборудование там родом из 50-х и помещения убогие. «Я туда попадаю раз в 15 лет, и там ничего не меняется. Туда, как зайдёшь, страшно становится, помирать хочется», – отрекомендовал учреждение Ерофеев. И спросил докладчика – заместителя председателя комитета по организационным и хозяйственным вопросам Игоря Молчанова, давно ли тот посещал Ленинский травмпункт. «Я там раз в месяц бываю. Оборудование, что там, работает, и неважно, каких оно годов. Для оказания первой помощи всё имеется», – бодро заявил чиновник.

Солидарность с Ерофеевым в его мнении об ужасном состоянии учреждения проявила его коллега Ольга Попова. Тогда на помощь Молчанову пришёл депутат Игорь Салов. «Сколько дали, столько и требуйте. 20 лет по остаточному принципу медицину финансировали, за два года модернизации невозможно всего наверстать», – отрезал он.

Под конец, когда депутаты голосовали, Ерофеев всё же уговорил коллег включить травпмункт в перечень объектов, на ремонт которых необходимо в этом году выделить деньги. «Это же лицо района, путь люди, приходя туда, видят, как дела идут», – заключил депутат.

Что касается программы модернизации, то в этом году в больницах №1, 2, 8 и 9 планируется провести ремонт взрослых стационаров (на 137 млн рублей), в больницах № 2, 4 и 6 – детских (на 27 млн). Также будут отремонтированы помещения больницы № 5, поликлиник № 3, 6, 9 и 20 (на1,7 млн). 2,6 млн выделено из бюджета на подготовку помещений перед установкой нового оборудования. В планах также поставка 55 единиц медицинского оборудования в 13 лечебно-профилактических учреждений (на 297,7 млн рублей).

Дом молодёжи – да в вестибюле кинотеатра

О перспективах создания в Саратове Дома молодёжи рассказывал депутат Василий Артин. В этом здании могли бы разместиться как молодёжные, так и ветеранские организации, а также фонды музеев трудовой славы. Последние пригодились бы для патриотического воспитания подрастающего поколения.

«Для Дома молодёжи необходим крупный объект», – заметил Артин. И напомнил, что изначально рассматривался для этих целей Дом офицеров. Теперь же это здание отпадает, так как там планируется создание культурного центра, в который войдут государственные учреждения культуры и искусства. Единственный на сегодня объект, который, по мнению Артина, годится под Дом молодёжи, – это кинотеатр «Темп». «Какие ещё помещения есть?» – обратился Артин к и. о. председателя комитета по управлению имуществомадминистрации Саратова Александру Курносову.

Чиновник начал с того, что «Темп» – единственный кинотеатр в Заводском районе, если сейчас выйти с предложением расторгнуть договоры аренды, людям будет негде проводить досуг. Помимо крупного арендатора, кинотеатра, есть в «Темпе» ещё и мелкие, в их числе и общественные. Некрасиво получится, заметил Курносов.

«Там же есть и коммерческие, бильярд и прочее», – возразил Артин. «Они же в вестибюле находятся. Вестибюль от кинотеатра не отделишь, там кассы и всё такое», – ответил Курносов. Он предложил подумать о таком варианте – попросить правительство области переместить областной Дом работников искусств, расположенный в муниципальном помещении, в Дом офицеров. А освободившуюся территорию отдать под Дом молодёжи.

На этом и остановились, так как председатель комиссии Елена Злобнова отчитала Артина за слабую подготовку вопроса. «Допрашивать здесь комитет по управлению имуществом не надо. Это рабочие вопросы», – заметила она.