Ирина Бобровникова: Если «Бурановские бабушки» смогли, то и наши смогут
Согласно данным последней переписи населения, в Саратовской области проживают 615 тысяч человек в возрасте старше трудоспособного. То есть каждый пятый житель региона – пенсионер. Многие пожилые люди лишены поддержки со стороны своих близких, поэтому так востребованы оказываются государственные социальные услуги. Причем клиенты учреждений соцзащиты просят у соцработников не только помощи в быту, но с радостью посещают различные кружки и клубы, восполняя тем самым дефицит общения. Некоторые из центров социального обслуживания населения избрали для себя статус «автономных государственных учреждений». Мы побеседовали с директором государственного автономного учреждения Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Балашовского района» Ириной Бобровниковой о том, что даёт автономия, к чему приведет модернизация и что интересно всем гражданам старшего поколения.
Автор: Марина Мирная
– Уже полтора года ваше учреждение имеет статус «автономного». Вы почувствовали разницу?
– Автономность позволяет самостоятельно использовать денежные средства, получаемые от оплаты социальных услуг, на дальнейшее совершенствование учреждения и внедрение инновационных технологий. Можно с полной уверенностью сказать, что автономность – это большая ответственность.
– Ваше учреждение обслуживает город Балашов и Балашовский район. Сколько же пожилых людей пользуются вашими услугами?
– В городе мы обслуживаем 1100 человек и 1195 человек из сельской местности. В центре социального обслуживания работают 413 человек, в том числе 345 социальных работников. Нагрузка на одного социального работника составляет в частном секторе 6 пожилых граждан, в городе – 8 человек. Основной целью работы центра социального обслуживания является повышение качества и доступности услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В центре функционирует 34,5 отделения социального обслуживания на дому, из них 14,5 по городу и 20 по району, а также отделение срочного социального обслуживания и организационно-методическое отделение.
– Не все до конца понимают, что входит в круг обязанностей соцработника. Что приходится делать вашим сотрудникам и кому услуги оказываются?
– Услуг очень много. Мы делим их на шесть групп: социально-бытовые, социально-психологические, социально-экономические, социально-правовые, социально-медицинские и социально-педагогические. Из того, что делают наши сотрудницы на дому у пенсионеров: это и пол подмести, и окна помыть, мусор вынести, воды набрать. Сотрудники приносят клиентам продукты и необходимые товары, помогают оплачивать коммунальные платежи и писать письма. Кроме того, через наших сотрудников пожилые люди могут получить правовые и психологические консультации.
– Во многих учреждениях соцсферы есть проблема с молодыми кадрами. Вы испытываете нехватку молодежи?
– Коллектив у нас в основном женский. И молодежи много. У нас как раз меньше пожилых людей, потому что работа даже с физической точки зрения достаточно тяжелая. Кто такой социальный работник? Это человек, который занимается домашним хозяйством, по большому счету. Каждому пожилому человеку надо привести в порядок квартиру, сходить за продуктами и прочее, и прочее, и прочее.
А вообще, отмечено, что через пять лет соцработник «выгорает». Ведь это тяжело еще и с моральной точки зрения. Бывает, что люди говорят: «Мы не можем смотреть на боль и отчаяние этих стариков», – и уходят на другую работу. А те, кто остаются, им низкий поклон. Потому что нужно иметь колоссальное терпение и духовную стойкость. Но те, кто решают посвятить себя этой непростой работе и выдерживают первые пять лет, остаются навсегда. Потому что они уже сделали свой выбор.
– Сейчас много говорится о модернизации социальной сферы, как вы ощутили модернизацию на себе?
– Модернизация –это такой процесс, который будет идти всегда. И поэтому мы стараемся идти в ногу со временем. На сегодняшний день мы понимаем, что нам необходима была бы дополнительная техника. Хотелось бы, чтобы у социального работника был отдельный транспорт. Особенно это актуально на селе. Есть проблема бездорожья, весной нашим сотрудникам приходится по три-пять километров пешком с этими сумками идти.
Социальный работник – это звено, которое соединяет пожилых граждан с внешним миром. С 2010 года центр работает, руководствуясь государственными заданиями –документами, устанавливающими состав и объем оказания социальных услуг, источники финансирования, а также требования к качеству, условиям и порядку их оказания. Сегодня социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в комплексных центрах социального обслуживания населения строится на основании государственного стандарта, который определяет состав, объем оказания услуг, требования к их качеству и количеству за определенный период времени.
– На официальном сайте центра я прочитала об интересных проектах и акциях центра. Расскажите о наиболее востребованных из них.
– Да, мы стараемся применять инновационные методы работы. Мы оказываем содействие при доставке пожилых людей к учреждениям здравоохранения и в получении социально-правовых услуг. В центре работает «Телефон «Общение», по которому можно получить либо психологическую, либо юридическую помощь. Сейчас у нас есть мобильная бригада, в состав которой входят квалифицированный юрист, психолог и специалист по социальной работе.
Вообще мы, пропуская через себя все чаяния и нужды пожилых людей, поняли, что одна из наиболее сложных проблем сейчас – это оторванность молодого поколения от пожилых людей. Вот приходит социальный работник к пожилому человеку, приносит продукты. Но им не только продукты нужно, но и общение. Сердце кровью обливается, когда видишь такое одиночество. Нужно время, чтобы поговорить. Все услуги регламентированы стандартами, но душевную теплоту в них не уместишь.
У многих наших клиентов есть и внуки, и правнуки, которые не считают своим долгом уделять им внимание. Мы считаем своей целью в числе прочих и укреплять связь поколений. Для этого проводятся встречи молодежи с пожилыми людьми, организуются бригады волонтёров из числа студентов и школьников. Так, ко Дню Победы 37 наших волонтёров вскопали 19 приусадебных участков для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и пожилых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
– А что такое университет «третьего возраста»?
– Это инновационная форма социального обслуживания, в рамках которого пожилые люди посещают лекции профессионалов из разных областей знаний. Условно мы обозначили три факультета – «историко-краеведческий», «здоровый образ жизни» и «православный». Направления лекций мы выбирали согласно пожеланиям слушателей. Чтобы привлечь внимание к проекту, мы поместили объявления в Пенсионном фонде и ветеранских организациях.
Наибольший интерес у пенсионеров вызвали краеведческие и исторические темы, их в проекте освещают представители краеведческого музея. Также пожилые люди высказали желание побольше узнать о православии. Для этих лекций мы приглашаем батюшек. Медицинская сестра у нас рассказывает о здоровье и профилактике заболеваний. Кроме самой лекции сотрудники центра организуют «стол вопросов и ответов», через который слушатели получают ответы на какие-то конкретные вопросы. Подготовка к лекциям ведется очень детально. Сейчас на каждом факультете у нас сформировались группы слушателей до 20 человек, причем не всегда это клиенты нашего центра.
– Компьютерные курсы у вас есть?
– У нас есть специальная программа «В ногу с прогрессом», по которой как раз и проходит обучение компьютерной грамотности. Занятия проводятся специалистами в компьютерной сфере. Сейчас они обучают группу в девять человек. Они не только учатся общению с компьютером, который есть не у всех в таком возрасте, но и обучаются пользоваться Интернетом и простейшими способами общения через него со своими родственниками и ровесниками.
– А есть какие-то проекты, которые вы только планируете осуществить?
– Мы принимаем участие в областной благотворительной акции «Марафон добрых дел», когда каждый сотрудник центра совершает какое-то доброе дело. Уже сейчас в рамках акции в домах обслуживаемых граждан была проведена генеральная уборка, оклеены обоями стены и потолки. Для некоторых подопечных социальные работники пошили и повесили шторы. Силами работников центра провели очистку от мусора приусадебных участков, прилегающей к дому территории, побелили и обрезали деревья. В селе Лесное привели в порядок заброшенные могилы близких родственников обслуживаемых граждан, а в селе Репное соцработники приняли активное участие в уборке прилегающей к кладбищу территории.
Сейчас у нас родилась идея провести конкурс «Евровидение земли Балашовской». Участниками как раз будут люди пожилого возраста. Уже сейчас у нас организовались несколько коллективов-участников. Мы нашли для них специалиста, который на благотворительной основе с ними занимается. Нашлись и спонсоры, которые изготовят костюмы. Я могу сказать, что поют они очень профессионально. Вся страна видела, как выступили хорошо «Бурановские бабушки». А если они смогли, то почему не смогут наши? Где-то в сентябре-октябре мы уже проведем конкурс.
– Сегодня в ДК «Нефтяник» состоится региональный конкурс профессионального мастерства среди социальных работников. Ваши сотрудники не раз становились его победителями. Поделитесь секретом успеха.
– Здесь учитывается профессионализм и творческий подход к работе. Конкурс проходит в несколько этапов – сначала в самом учреждении, а потом уже на региональном уровне. А почему у нас получается выигрывать? Вы видели наших участниц? Все декорации и костюмы они делают своими руками. Наши сотрудницы не только хорошо работают, но и умеют создать настроение праздника.
****
День социального работника
Профессиональный праздник социальных работников отмечается в России с 2001 года – 8 июня
В системе социальной защиты населения в нашем регионе занято более 17 тысяч человек. Более 1500 работников министерства соцразвития области и подведомственных учреждений к торжеству будут награждены федеральными, областными и ведомственными наградами.
Традиционно накануне праздника проводится ежегодный областной конкурс профессионального мастерства «Лучший социальный работник года». По итогам отборочных туров в финал вышли 14 участников. Финалисты представят творческие выступления, связанные с внедрением инновационных форм работы с клиентами, а также информатизации, предоставления услуг в электронном виде. Одним из конкурсных испытаний в финале является профессиональная викторина на знание теории и практики социального обслуживания населения.
Кроме того, 16 социальных работников из Саратовской области участвуют во всероссийском конкурсе на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».
По информации министерства социального развития Саратовской области