Липки, власти и пыльный «дождик»

Оценить
Первый саратовский скверик то украшал город, то позорил его

Неприятной достопримечательностью Саратова всегда были пыльные атаки ветров, которые местные острословы прозвали «саратовским дождём». Простейшее средство борьбы – полив улиц – применялось эпизодически. Весной 1888 года газета «Саратовский дневник» сетовала: «Едва сошёл снег, как на улицах появилась пыль; вчера, например, 30 марта, несмотря на то что ветер дул незначительный, на главных улицах – Немецкой, Никольской и Соборной площади – от пыли не было возможности ходить, не закрывая глаз. Неужели и в нынешнем году вопрос о поливке улиц останется в области предположений?»

С 1889 года по требованию губернатора полив стали проводить чаще. Поливной сезон 1910 года длился с 9 апреля по 21 сентября. Полив осуществлялся на 30 верстах (верста = 1,0668 км) центра города с помощью 30 водоливов-кучеров, двух конюхов и 32 лошадей, работу которых организовывали два надсмотрщика.

Преградой на пути ветров, не позволяющей им вольготно гулять по городу, швыряя пыль и мусор в лица прохожих, могли стать деревья. Заодно они украшали город зеленью крон, освежали воздух, давали благодатную тень. Первым шагом в озеленении Саратова стала закладка бульвара около Александровского собора (в 30-е годы собор снесён, ныне на его месте стадион «Динамо»).

26 марта 1824 года городская дума записала в своём журнале принятых решений, что «к украшению города нужным признаёт сделать на площади Александровского собора бульвар, насадить липок и сделать приличную огородку».

Для осуществления этого замысла были составлены и специальные «кондиции», в которых давалось подробное описание, как должен был выглядеть впервые создаваемый бульвар: «Дорожки на манер шоссе сделать овалом, а площадки вокруг собора и впереди оного по ватерпасу, для чего потребный кирпичный щебень разбить намелко и укатать первый слой чугунным катком, а потом мусором разбить и просеять сквозь проволочные грохоты, и оным начинать усыпать пополам с песком каждую дорожку не менее, как в вершок, и делая возвышением среднюю – на четыре, а крайние – на два вершка противу боков выше, и укатывать каждый слой чугунным катком. По окончании ж сего все дорожки по поверхности усыпать чистым песком».

Был нанят и специальный поливальщик. Он должен был доставлять воду с Волги «к бульвару и поливать оною липки вновь посаженные в каждую неделю по одному разу по шесть ведер под каждое дерево».

Так возникли «Липки», называемые то бульваром, то сквером, то садом. Они стали любимым местом отдыха горожан. Жившая в начале 1840-х годов в Саратове будущая писательница Вера Желиховская вспоминала: «Мы собирались после уроков возле собора на бульваре, играли в разные игры с подругами, бегали и веселились так, что стон стоял по аллеям от нашего смеха и криков».

Краевед Александр Минх, запечатлевший саратовскую жизнь середины XIX века и среди прочего описавший Соборную площадь и возвышающийся на ней собор, отметил: «Его окружает с трёх сторон городской сад «Липки», где бывают гуляния и иллюминации по царским дням. Стараниями нынешнего городского головы Масленникова сад этот приведён в весьма хороший вид и продолжает улучшаться: здесь построены беседки, сделаны горки, есть палатка кафе-ресторан, липовые аллеи, чистенькие дорожки, цветники, клумбы и прочее». Примерно в этот период на северной части «Липок», прилегающей к Армянской (ныне Волжской) улице, была насыпана искусственная горка, на которой стоял белый круглый столбик с солнечными часами. В южной части сквера над полукруглым рядом скамеек возвышался решётчатый трельяж, весь увитый настоящим виноградом.

Случались в жизни «Липок» и грустные времена, когда они не служили украшением города. Посетивший Саратов летом 1871 года писатель Глеб Успенский писал: «Ни зелени, ни садика – ничего нет, есть какая-то зеленоватая сволочь около собора, но и та вся потоплена пылью непроходимою».

Печальное зрелище представляли «Липки» вплоть до 80-х годов. «Там царила мерзость запустения, – вспоминал гласный городской думы Иван Славин. – Деревянная, местами развалившаяся, ветхая изгородь, полное отсутствие какого-либо освещения, ухода за древесными насаждениями, цветником, разрушающиеся скамейки, пыльные, грязные, никогда не поливающиеся аллеи – всё это делало из городского бульвара очень неприглядное и жалкое место гуляния, пользоваться которым даже считалось неприличным». Особенно пустынно и мрачно становилось здесь осенью.

В 1883 году городская управа наконец озаботилась состоянием «Липок» и выделила средства на ремонт изгороди и скамеек, установление освещения, оплату оркестра, который играл здесь по четвергам и воскресеньям с мая по сентябрь. По свидетельству Ивана Славина, «публика после этого валом повалила, не только в дни музыки, когда на главных аллеях сбиралась трудно проходимая толпа гуляющих, но и в другие дни».

С момента закладки «Липки» имели деревянное ограждение. Но в сентябре 1907 года взамен очередного развалившегося деревянного ограждения «Липки» наконец-то получили новую кованую ограду. При этом площадь сквера увеличилась по всему периметру, а особенно по улице Никольской (ныне ул. Радищева), где его территория дошла до здания присутственных мест (ныне колледж искусств). Ограда стоит и сейчас, давно уж став таким же символом Саратова, как ограда Летнего сада в Санкт-Петербурге.