Авангард в тылу
Уже несколько столетий в Россию наведываются иностранные специалисты. Отношение к ним неоднозначное: очень часто на поверку оказывается, что приехал средней руки подмастерье, которому щедро заплатят исключительно за иностранный паспорт. Недавно в Саратов пожаловал греческий авангардный режиссер и актер Стаматис Эфстатиу. Мы попытались разобраться: действительно ли к нам приехал мастер?
Forgotten places
На встрече с актером и директором театра «Атропос» Эфстатиу в зале ДК «Россия» сидело всего 23 человека, не считая самого грека и переводчика. Стаматис рассказывал о концепции своего театра, обозначенного им как «Театр взаимодействия», одним из принципов которого является непременная работа со зрителем как одним из актеров, и потому грек так любит устраивать импровизированные перформансы. Я не удержался и спросил его, почему он оказался в Саратове. Режиссер долго отвечал, общий посыл сводился к тому, что ему интересней работать с нестоличными театрами, где зритель ходит на спектакль как на праздник (надо заметить, что при слове «нестоличный» зал рассмеялся, потому что Эфстатиу несколько раз четко сказал «forgotten», что можно было перевести как «(по)забытый», но переводчик решил смягчить.
Как потом мне объяснила Светлана Антропова, переводчик Стаматиса, вариант с приездом в Саратов появился следующим образом: в начале мая грека пригласили на мастер-класс во Вроцлав, одновременно пришло приглашение из Киева. Тогда же возникла идея с приездом в Россию: вариант с Санкт-Петербургом отпал. Сама Светлана жила в Саратове полтора года и предложила этот вариант Стаматису.
Театр взаимодействия
Программа поездки Эфстатиу выглядела следующим образом: в четверг, 24 мая, он играл в моноспектакле «Вне себя» в ДК «Россия», где помимо него в тот же вечер должен был выступить «Свободный театр» с «Женскими сказками». Затем с пятницы по вторник в программе был мастер-класс «Театр Хайку», в котором было знакомство с традиционной японской поэзией и различными упражнениями, после чего все желающие могли представить зрителям свой перформанс.
В четверг на спектакли пришло больше народу, чем на встречу, хотя глупо было ожидать очередей: информация о мероприятии распространялась через социальные сети, а особой надежды на СМИ и министерство культуры не было.
Постановка «Свободного театра» была чудесной. Это был любопытный спектакль-аллюзия, в котором образно показывается женская логика, женские ценности. К сожалению, постановка Стаматиса показалась мне слишком авангардной. Язык тела был прекрасен, но идею я совершенно не уловил, хотя иногда казалось, что вот-вот дотянусь. Когда мои слова передали режиссеру, он ответил: «Это бывает, это совершенно нормально. Но я ничего не смогу сказать».
В Греции есть не всё
О сложной экономической ситуации в Греции все прекрасно знают. Мысль «Не приехал ли сюда грек за длинным рублем?» могла появиться. Когда я спросил его об этом, он искренне удивился и сказал, что ему просто была интересна сама поездка: «На самом деле на этом я ничего не зарабатываю, это чисто символические деньги. Я выбрал простой образ жизни, без особых излишеств».
Остается только ему позавидовать. Хотя завидовать на самом деле нечему, потому что авангардное независимое искусство в Греции находится примерно на тех же задворках, что и в России. Государство никогда особо не спонсировало независимые театры, а с учетом кризиса ему стало вообще не до этого, хотя Стаматис не может утверждать наверняка, потому что в последнее время бывает на родине не так часто.
В России ситуация не намного лучше. Правда, в Санкт-Петербурге регулярно проходил фестиваль искусств «Диалоги», в котором принимают участие авангардисты. Но в этом году, после того как сменился руководитель комитета культуры, мероприятие было отменено за два месяца до начала. Возможно, чиновники зашли как-то на такое мероприятие (верится с трудом на самом деле) и получили примерно такую же пищу для размышлений, как когда-то Хрущев, увидев картины авангардистов. Ну и решили, что «оттепели» пора уходить.
«Авангардистов у нас и так достаточно»
Мы попросили специалистов прокомментировать ситуацию с приездом иностранных режиссеров в Саратов. Ия Воробьева, режиссер народного театра драмы «Свободный театр», педагог театра-школы «Образ»:
– Всё зависит от того, кто куда приезжает. Если режиссер приезжает в ТЮЗ, то в принципе они зарабатывают деньги, а если человек приезжает как Эфстатиу, то это бессребреники, которым важно не заработать, а учить.
Андрей Быков, режиссер-постановщик:
– В области театра мы находимся на достаточно серьезном уровне, потому что Европа уже сильно пострадала от новых веяний, и положительные наработки можно отметить, полагаю, только в Польше и Германии, а остальное – в весьма плачевном состоянии. Приглашать кого-то можно (но лучше своих режиссеров и сценаристов), но в культурной среде, я не думаю, что это будет сверхъестественным открытием.
Ситуация с авангардистами меня еще больше настораживает: у нас и так их достаточно много. Тот же «Театр.doc»: довольно много пьес, интересных и любопытных, которые никто не ставит, потому что боятся. Все театры очень трусливы, потому что идут на поводу у ситуации, когда всё зависит от власти: закроют – не закроют. Нам запрещали ставить Шендеровича, у которого было два судебных процесса с «Единой Россией». Мы всё равно его поставили, пошли на риск, но спектакль пользовался успехом.
Также в Саратове никто не занимается так называемой новой драмой, потому что все трусливы. И потому идет сплошная конъюнктура. Потому и привозят иностранных режиссеров-авангардистов. Раньше это был примитивизм, а теперь – модернизм! Вот в чем парадокс: чем примитивней, тем лучше. Упали там, теперь у нас прививают. Притом что у нас своего, российского, море!