То ли успокоили, то ли озаботили
В минувший четверг состоялось заседание правительства Саратовской области. Говорили о бюджетных прогнозах, о повышении тарифов на транспорте, о масштабном жилищном строительстве, о самочувствии населения. Вспоминали даже заветы чиновников столетней давности.
Майские заседания в областном правительстве похожи на генеральную уборку, начатую одновременно во всех комнатах дома. Все вещи выброшены на пол, кто-то что-то выбрасывает, кто-то заносит с помойки обратно. Вёдра чистой и грязной воды стоят вперемешку. И результат неизвестен. Может быть, решат ограничиться уборкой, может, найдут в себе силы затеять косметический или даже капитальный ремонт, но совершенно не исключается, что очень скоро всё будет брошено на полпути и всё разбросанное снова затолкают в ящики. Потому что и так жить можно.
20 процентов – это не много и не мало
Тарифы должно регулировать государство. За этим процессом должна наблюдать общественность. Потому что тарифам необходимо соотноситься с платежеспособностью населения. С этой формулы, высказанной еще министром транспорта российского царского правительства Сергеем Витте, начала свое выступление о повышении тарифов на транспорте председатель комитета государственного регулирования Лариса Новикова.
С железнодорожных тарифов Лариса Николаевна и начала. Три пригородных железнодорожных компании занимаются в регионе перевозкой пассажиров внутри области. И все эти компании бюджетозависимы. 40 процентов расходов они закрывают средствами федерального бюджета, на 34 процента предъявляют требования к областному бюджету. И только 26 процентов расходов покрывают заработанными на перевозке пассажиров деньгами.
Анализ расходов, проведенный в этом году, показал, что не всё с расходами так гладко и стройно, как кажется. Комитет доложил членам правительства, что из общей суммы расходов пришлось исключить около 100 миллионов рублей спорных затрат. Почти все они касаются денежных отношений мелких железнодорожных компаний с Российскими железными дорогами (РЖД). Этот монополист выставлял огромные суммы за аренду рельсов-шпал-стрелок-семафоров и всего остального путевого хозяйства. А всего расходная часть пригородных компаний скорректирована на 249 миллионов рублей.
«Мы не можем нести неэффективные расходы и содержать из бюджета Российские железные дороги», – жестко заявила Лариса Новикова. И снова процитировала Витте, который считал, что Российские железные дороги надо критиковать без всяких реверансов. И что даже некомпетентная критика пойдет им на пользу больше, чем ее отсутствие.
Такой жесткий подход к тарифной политике обоснован большими рисками, которые грозят областному бюджету. Дело в том, что еще в 2010 году распоряжением российского правительства региональным властям было приказано поднять за три года тарифы пригородного сообщения до экономически обоснованного уровня, при котором затраты перевозчика будут покрывать пассажиры. По истечении этого срока федеральная власть снимает с себя обузу по компенсации затрат железнодорожных перевозчиков из федерального бюджета. Три года истекут, соответственно, в конце 2013 года. Поэтому тарифы необходимо поднимать с одновременным снижением расходной части. Иначе вместо оптимизации расходов областного бюджета, на который нацелена новая команда нового губернатора, получится их раздувание.
Лариса Новикова успокоила всех разволновавшихся, что сейчас у нас самый низкий тариф в Приволжском федеральном округе. И что размер субсидии из областного бюджета всё время увеличивается. Взвесив все за и против, тариф подрастили на 20 процентов. Вместо 10 рублей за определенное число километров пассажиры начнут платить 12 (аппетиты компаний были гораздо большими и доходили до 29 рублей).
Тарифы на речные перевозки тоже увеличат на 20 процентов. Если, конечно, это предложение поддержат представители общественности в первую очередь в лице депутатов Саратовской областной думы. Тарифы на перевозки автомобильным транспортом пока вообще под вопросом. Их поднимут однозначно. Но ответственность за размер повышения должен взять на себя муниципальный уровень власти. Комитет по тарифам и здесь колеблется в своих предложениях около 20 процентов.
Дефицит снова покроют банковскими займами
Запуск нового бюджетного цикла наложился на политический момент. Как сказал министр финансов области Александр Ларионов, на федеральном уровне ведется поиск механизмов, которые позволят реализовать задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным в его предвыборных статьях. Главное обещание, кстати, уже замылено в кабинетах. Вопрос о передаче дополнительных доходов на уровень регионов и муниципалитетов обсуждается уже исключительно в рамках передачи дополнительных полномочий. Никакого добровольного перераспределения в пользу нижестоящих уровней не будет. Межбюджетные отношения не меняются. Так что существенного повышения доходной части областного бюджета не будет. Покрывать разницу между расходами и доходами будут по-прежнему банковскими заимствованиями. На бездефицитный бюджет область выйдет в лучшем случае к 2016 году.
Обзор налоговых новшеств 2013 года министр Ларионов начал обнадеживающе – с ожидаемого снижения нагрузки на труд и капитал и повышения ее на потребление и рентные доходы. Но это скорее все-таки продолжение пропагандисткой риторики федеральных властей. От нашего регионального уровня здесь мало что зависит. И если данное президентское слово отменится, региональная власть в этом не виновата точно.
А вот возможность для правительства области самостоятельно принимать решение по ставке налога на недропользование для общедоступных полезных ископаемых – это по форме хорошо, а по сути издевательство. Потому что налогом для нефтяников и газовиков всё так же будет командовать федеральный центр. А здесь речь идет о песке, глине, известняке, торфе… От их добычи производитель абсолютно точно не имеет сверхприбылей. И не надо быть большим экономистом, чтобы связать повышение налоговых ставок на добычу сырья для стройматериалов с тем неприятным фактом, что в конце концов более дорогим станет каждый метр жилья. Министр Александр Ларионов об этом не сказал. Не принято у нас еще с регионального уровня публично критиковать федеральные законодательные изыски.
По налогу на недвижимость пока тоже много неясного. Установление эффективных ставок для всех и каждого откладывается. Не доделана работа по оценке объектов. Но богатые и сверхбогатые россияне могут начинать нервничать. Заявлено, что в рамках этого налога будет установлена ставка в 0,3 процента для престижной недвижимости совокупной стоимостью свыше 300 миллионов рублей. При этом с федерального уровня четко сказано, что у регионального уровня власти не будет права на ее снижение и что не будет приниматься во внимание ни количество собственников недвижимости, ни разделение их на физические и юридические лица.
И это еще не все сюрпризы для состоятельных людей. Обещанный им Владимиром Путиным налог на роскошь начинает внедряться в жизнь. С 2013 года для автомобилей с большой мощностью из Москвы спустят повышенную ставку транспортного налога, приказав на региональном уровне при желании только повышать ее, но никак не понижать. Как повысят ставку на автомобильные лошадиные силы, министр Ларионов не сказал. Но тенденцию понять можно. Для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт ее увеличат в пять раз!
Что касается простых граждан, то налоговый контроль за ними будет усилен. Дополнительная перекрестная информация о налогоплательщиках в налоговые службы будет поступать от банков.
Целевая финансовая помощь регионам будет замораживаться и дальше. На что-то серьезное могут рассчитывать только те, кто оживляет у себя предпринимательскую активность и привлекает как можно больше инвесторов на свои территории. Нецелевая помощь в 2013 году будет снижена в два раза, а в 2014-м – в три раза по сравнению с не очень щедрой и в прошлом.
Так что бюджетные расходы придется сокращать. Начнут с уменьшения норматива на содержание власти. Федерация уменьшит его для областного уровня, областной уровень разрешит тратить меньше денег на себя муниципальным уровням.
Выступивший затем министр экономического развития Владимир Пожаров сказал, что все прогнозы по росту экономики региона пока очень приблизительные. Реальные показатели по связанной с этим ростом доходной части будут сформированы только к сентябрю.