Главное в жизни – намерения
«Развитие экспорта сельхозпродукции провоцирует рост цены на внутреннем рынке. Поэтому мы экспорт будем развивать», – сказал новый министр сельского хозяйства Иван Бабошкин.
«У нас уровень ветеринарной подготовки на высшем уровне, и у нас есть огромный природный потенциал в Саратовской области, чтобы взрывным образом развивать сельское хозяйство», – убежден новый начальник управления ветеринарии Алексей Частов.
«Нам нужно обращать внимание не только на текущую деятельность, но и на маркетинг. Нам нужно понимание того, что происходит с продуктами на мировом рынке. Мы должны давать ориентиры местным товаропроизводителям по товарам, которые будут востребованы в рынке», – обнадежил не только фермеров новый заместитель председателя правительства области Александр Соловьев.
Некоторым журналистам, которые пришли на брифинг кураторов сельхозпроизводителей в минувший вторник, тоже захотелось все бросить и уехать поднимать село.
Нут – это шанс, и масло тоже шанс. Шансов вообще много
Иван Бабошкин ценит своих районных управленцев. Но считает, что не все понимают разность условий, в которых приходится работать. Поэтому он их будет возить по районам области и эти особенности – благоприятные и не очень – показывать. Надо думать, для того, чтобы они отучились завидовать материальной помощи, которая на одних сыпется градом, а другим перепадает крохами.
Еще Ивана Анатольевича волнует сбыт молока с небольших ферм. Производителям двух-трех тонн этого продукта практически невозможно войти в торговые сети. Но новый министр готов предложить им «социальную тарелку» – так он назвал потребность в продуктах детских и лечебных учреждений. На их закупку в бюджете предусмотрены немаленькие деньги – около двух миллиардов рублей.
Но главная забота Бабошкина сейчас – полевые работы. На сегодняшний день ранние яровые и технические культуры отсеяны на 2186 тысячах гектаров из запланированных 2400. Семь районов уже полностью вышли из посевной. Остальные приостановили работу из-за сложных погодных условий – в пахотном слое отсутствует продуктивная влага. Время окончания сева определено до 10 июня. Если пройдут осадки, работы продолжат. Сухо было весь май. Уровнем осадков от 5 до 30 мм могут похвастать только Перелюб, Озинки, Краснопартизанский район, Пугачев, Ершов, Федоровка. Территория от Саратова к Озинкам с начала мая смочилась от 0,1 до 4 мм.
Ситуация на полях некоторых районов осложняется саранчой. В постоянном мониторинге штаба по этой прожорливой зверюге находятся 20 районов области. Наиболее сложная ситуация – в Краснокутском, Новоузенском и Ровенском районах. По последним двум ситуация осложняется тем, что много земли не используется в сельхозобработке. В Новоузенском районе саранча заняла уже площади в тысячу гектаров.
Объявления чрезвычайной ситуации по саранче Бабошкин не исключает. ЧС обернется привлечением средств из федерального бюджета. Деньги из федерального бюджета придут в область и в том случае, если у нас будет объявлен режим чрезвычайной ситуации «по засухе». Подобные заявки в российский минсельхоз уже подали Воронеж и Волгоград, например. Но нам еще надо убедить в наших плохих «полевых» условиях Москву. Метеорологи подекадно предоставляют информацию в МЧС и в министерство сельского хозяйства по всем районам области. По этим данным федеральный центр будет судить о локальном или масштабном бедствии в регионе.
Урожай зерновых пока прогнозируется плохо. Сбор может составить и 4 млн тонн, и около 2,5 млн, и даже 1 млн, как в засушливом 2010 году. Хотя тогда погибли все озимые. А в этом году озимые на миллионе гектаров в разной степени, но сохранились. Повсеместно наблюдаемое «цветение озимой ржи и колошение озимой пшеницы» на самом деле вовсе не так хорошо, как подумали журналисты, прочитав пресс-релиз. Сроки цветения и колошения опережают прогнозные на две недели. И это значит, что ожидаемого сбора озимых уже не будет.
Журналисты спросили про подсолнечник. Министр сказал, что «отсеяно» 836 тысяч га. Прогнозная цена – 10–11 рублей. А еще у этой культуры прекрасное будущее. Рынок сбыта растительного масла практически не ограничен. И поэтому в Балакове планируется построить еще один маслозавод с мощностью 1800 тонн в сутки.
Разговор про подсолнечник подкрепили примером свекловодов. В позапрошлом засушливом году они были баловнями судьбы. За тонну сахарных корнеплодов им давали аж три тысячи рублей. В прошлом году свеклы уродилось много, и цена на нее так резко упала, что свекловоды плюнули и оставили много сахарного сырья в поле. В этом году запланированная изначально площадь посева в 10 тысяч га резко сократилась до шести. Всё дело в том, что свекловодам вдруг был обеспечен гарантированный сбыт. Переработчики заключили с производителями договора на поставку конкретных объемов, которые расписали и во времени, и в цене.
К концу полуторачасового разговора выяснилось, что у министра среди культур есть любимчики. Это нут – высокодоходная культура, которая начала активно внедряться на территории юга-востока области. По прогнозам, в этом году нут будет стоить 450–500 долларов за тонну. Перелюбский район сажал его, оказывается, давно, экспериментируя и особо не афишируя. В этом году нутом в регионе засеяно порядка 234 тысяч га. Нут – это шанс для Питерского, Дергачевского, Перелюбского, Ершовского, Озинского, Краснокутского, Ровенского районов, считает новый министр.
Хаотичная чума и хаотичное движение животных
Алексей Частов немного напугал журналистов. Нет, все, конечно, понимали, что управление ветеринарии, которое он возглавил, обязано обеспечить ветеринарную защиту животных. Но как-то слишком «правоохранительно» он собирается это делать. Сказывается, что ли, недавнее прошлое руководителя Роспотребнадзора?
Он говорил в основном не про факты, а про риски – которые надо пресекать. Рисков было множество. Первый: африканская чума свиней. Обеспечивать «абсолютную защиту от нее» будут, исключая бесконтрольное перемещение живых животных и животноводческой продукции. Стоит задача по пересчету всего поголовья на территории области. «Ранее мы прогнозировали занос с юга. Теперь прогнозируем с любой стороны. Потому что фактически чума хаотично расположилась по территории Российской Федерации». Алексея Александровича тревожит «масса случаев» ввоза и вывоза незаконного животных, а также животноводческого сырья. Буквально месяц назад уничтожили две тонны мяса из Волгоградской области, а уже оттуда в Ровенский район завезен бруцеллез. «Будем принимать самые жесткие меры к нарушителям, поскольку эти люди создают угрозу здоровья людям и животным, а также подрывают экономические устои региона, вызывая социальное напряжение», – выстроил целую цепочку новый главный ветеринар.
Следующий риск – граница с республикой Казахстан. «Это степь, это перепасы животных. И ящур, который на территории Казахстана регистрируется повсеместно». А после создания единого таможенного пространства перемещения животных происходят более свободно.
Я спросила, за чьи деньги привиты многие сотни тысяч голов домашнего скота от всех этих страшных болезней. Алексей Александрович ответил, что все диагностические средства и биологические препараты оплачиваются из федерального бюджета. За расходные материалы платят сельхозпроизводители. «Есть обязанности владельцев животных. И если профилактические мероприятия против сибирской язвы, бруцеллеза, ящура прописаны в законе, значит их нужно делать».
После разговора с новым начальником управления мы поняли одно: стрелять нарушивших ветеринарные правила пока не будут, но в тюрьму кого-нибудь для острастки остальных вполне могут посадить. А уж привлекать на подмогу правоохранительные органы будут точно.
Скота, пожалуй, станет больше, чем людей
«Прудовая рыба – да, раки – конечно, да!» Новый заместитель председателя саратовского правительства Александр Соловьев легко откликается на предложения развивать саратовскую «пищевку». От разведения страусов, правда, отказался. Сказал, что это уж очень экзотичные птицы. Но индейкой саратовцев, вполне возможно, закормят.
Александр Александрович смотрит в будущее с большим оптимизмом. Говорит об амбициозной задумке по строительству нового сахарного завода в Ртищеве, потому как один Балашовский завод в силу транспортной удаленности от полей становится уже не выгодным. Понимает при этом, что проект дорогой. Что реализация его займет в лучшем случае три года, что инвесторы на сахарные производства не очень-то подписываются и за последние 25 лет было построено только одно новое производство в Тамбовской области.
Но раз уж он взялся за трудное дело соединения производителей продукции, переработчиков и реализаторов, то отступать без конкретных итогов нельзя. Утверждает, что новому сельхозблоку чиновников интересна глубокая переработка произведенной продукции – чтобы максимально доходы и налоги оставались на территории области.
Инвесторов ждут с распростертыми объятиями. Саратовских – потому что это патриотично. А иногородних – потому что они побогаче будут. Желательно, чтобы каждый принес от одного до шести-семи миллиардов рублей.
Будем перерабатывать зерно. Хоть вплоть до бензина. На сегодняшний день прошли переговоры по двум зерноперерабатывающим комплексам с ценой от 4 до 7 млрд рублей. Теперь думают о логистической базе. «Неплохо иметь малые элеваторы в районах и два мощных комплекса, через которые можно сделать отгрузку по реке в море и вплоть до Турции, Египта и южных республик».
От переработки мяса вообще некуда не деться. «По мясу у нас сложилась уникальная ситуация, когда группа предприятий, выпускающих колбасную продукцию («Дубки», «Фамильные», «Генеральские», энгельсская компания «Филеево»), по своим объемам является группой номер два в России». Но у нас нет для них мяса – ни по объемам, ни по стандартам. И поэтому Соловьев хочет, чтобы на территории области быстро возникли как минимум пять комплексов мощностью от 100 до 150 тысяч голов свиней. Рамфуд уже участвует в этой работе. И его первая очередь на 75 тысяч голов в стадии завершения. При этом самое главное, что их современный подход к убойному производству делает нас конкурентоспособными даже в условиях ВТО. «По нашему пониманию, нам нужны как минимум четыре базовые убойные линии. Одна в Саратовском-Энгельсском районе, в Калининске, Новоузенске и в районе Балакова-Пугачева».
По крупному рогатому скоту у нас в Заволжье есть хорошие конкурентные преимущества, если фермеры правильно возьмутся за мясное направление. «Мы им рекомендуем с учетом мнения академиков развивать определенные породы, которые дадут нам так называемое мраморное мясо с низкой себестоимостью».
Еще у нас будет расти индейка. Одна из компаний, желающих развивать это направление, уже выбирает земли в Балашовском районе (они будут перерабатывать выращенное поголовье до колбасных изделий), другие инвесторы отбирают площадки в Краснокутском районе. Есть желающие реализовать проект в Воскресенском районе. Уже работающие в Хвалынском районе производители хотят сильно расшириться в Энгельсском районе. По выходу у нас будет порядка 100 тысяч голов птицы в год.
По овощам мы будем ставить на лук. Хозяйства уже отработали прекрасные технологии его выращивания, но сталкиваются с проблемой реализации. Предварительные переговоры с республикой Якутия, Ханты-Мансийским округом показывают, что рынок сбыта не ограничен. Будем резать лук и сушить его. Есть еще несколько проектов по тепличному хозяйству. Мощности совхоза «Весна» в Энгельсском районе в этом году модернизируют более чем на миллиард рублей. В михайловские теплицы тоже вложат более 600 миллионов. И еще в Балакове будет развиваться тепличный кластер. Там конкурентоспособный продукт получится из-за дешевых теплоносителей.