Говорят, что дешево, говорят, что работает

Оценить
Сотни миллионов за сокращение личных контактов

Ответственный за информатизацию Саратовской области Павел Малков готов заплатить штраф за нарушителя правил дорожного движения. Так молодой глава комитета по информатизации хочет протестировать работу сайта государственных услуг.

В минувшую пятницу в пресс-центре правительства прошла встреча журналистов с председателем комитета по информатизации области Павлом Малковым и директором саратовского филиала ОАО «Ростелеком» Алексеем Артемьевым. Речь не в первый раз шла об электронном правительстве. Для тех, кто не в курсе, напомню, что уже некоторое время на бескрайних просторах Интернета существует сайт Gosuslugi.ru (64.gosuslugi.ru – его саратовская часть), на котором желающие могут получить доступ к государственным услугам (например, по оформлению загранпаспорта), избавляясь от личного общения с чиновниками и экономя силы, время и нервы.

Малков рассказал о некоторых функциях сайта: можно просмотреть задолженности по штрафам ГИБДД, узнать состояние пенсионного счёта, заполнить налоговую декларацию. Также сайт предоставляет услуги по содействию в поиске работы, регистрации рождения ребенка (пока ЗАГС работает в тестовом режиме, и только летом планируется запустить сервис в полную силу). В процессе этой демонстрации молодой министр так увлёкся, что открыл на компьютере слишком много страниц сайта госуслуг, отчего тот немного «задумался».

Реализует комитет и другие проекты: на днях будут тестировать видеосовещания с руководителями районных уровней (что позволит сократить количество командировок), уже в текущем году планируется раскрывать информацию об исполнении бюджета в Интернете. «Этот список можно продолжать ещё долго. Хочу лишь сказать, что руководство области определяет приоритетное значение вопросам электронного правительства. Есть план работ, готовится ежедневный отчёт о его выполнении для губернатора области. Вчера он получил в компании «Ростелеком» первую в области официальную электронно-цифровую подпись для портала госуслуг, – рассказывал Малков. – Мы находимся в начале пути, и нам очень нужна помощь – обратная связь от общественности. Что не так, где не так, предложения по развитию».

Директор саратовского отделения Ростелекома Алексей Артемьев подтвердил, что при всех успехах пройдена лишь очень небольшая часть пути. Всё рассказанное и показанное является лишь частью госпрограммы «Информационное сообщество», рассчитанной на период с 2011-го по 2020 год. Задача поставлена простая: взаимодействие с потребителями госуслуг максимально перевести в электронный вид.

Дизайн сайта предполагает предельную простоту, чтобы пользователи могли быстро найти нужную услугу. Вся инфраструктура реализуется на так называемых «облачных» сервисах, то есть нет необходимости в каждой структуре устанавливать свои серверы, на которых хранятся необходимые данные. Информация хранится в центре обработки данных компании «Ростелеком». Их восемь по России – по одному в каждом федеральном округе и основной в Москве. Для нашей области центром хранения данных выбрана Казань. Такой подход позволяет существенно удешевить решение. Доступ на сайт возможен как обычным способом (с настольного ПК или мобильного устройства), так и через инфокоммуникационные терминалы, а после перехода на цифровое вещание – с помощью приставок к телевизорам.

Артемьев рассказал о уже протестированном Ростелекомом проекте «Школа будущего» – с возможностью ведения электронного дневника, электронного классного журнала, организации сайтов для отдельных классов с вывешиванием домашних заданий. По той же схеме можно организовать общение с учреждениями здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

Базовый контракт на разработку всех этих технических усовершенствований нашей жизни стоил налогоплательщикам ориентировочно 300 миллионов рублей. Текущие расходы за перевод услуги в электронный вид и поддержку её функционирования будут тоже немаленькими.

На вопрос о том, пользуется ли сам министр электронными госуслугами, Малков ответил: «Это моя принципиальная позиция. Если можно получить услуги в электронном виде, я получаю их в электронном виде. Более того, все сотрудники комитета настроены на это. Мы уже проходили получение загранпаспорта, безусловно, все информационные услуги, если я еду в отпуск, я смотрю все свои задолженности. Сейчас я прошу кого-нибудь нарушить срочно правила дорожного движения, чтобы попробовать оплатить штраф ГИБДД. Плюс хотелось бы, но пока не довелось, провести лично регистрацию автотранспорта».

Про недостаточную информированность населения о новых формах услуг чиновников наши собеседники догадываются. Но серьезные траты на коммерческую рекламу в сметах не заложены.