Судьба прошлогоднего бюджета

Оценить
Не всё потрачено с пользой, но все социальные обязательства исполнены

16 мая в правительстве Саратовской области состоялись публичные слушания по исполнению областного бюджета за 2011 год. Все замечания и предложения участников приложат теперь к отчёту правительства области, который на заседании областной думы с легким сердцем примут к сведению депутаты, которые в свою очередь совсем недавно были очень недовольны бюджетными делами в регионе.

Удовлетворить социальную сферу старались изо всех сил

Первым выступающим был министр финансов области Александр Ларионов. Он рассказал, что бюджет 2011 года был напряженным, но все социальные обязательства удалось исполнить.

****

Из выступления Александра Ларионова

По итогам 2011 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области составили 55 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 14,3 процента. Это седьмой результат среди субъектов Приволжского федерального округа. Объём докризисного 2008 года превышен в номинальном значении на 10 миллиардов рублей.

Недобор налогов относительно запланированного объёма сложился преимущественно за счёт налога на прибыль, занимающего в структуре поступлений почти 37 процентов. Рост по налогам был заложен на уровне 42,9 процента. Фактический объём поступлений увеличился только на 23,4 процента. Не оправдался и прогноз администратора УФК по Смоленской области относительно распределяемых на централизованном уровне акцизов. В Саратовскую область не дошли 400 миллионов рублей.

Традиционно стабильный рост продемонстрировал налог на доходы физических лиц (НДФЛ), исполненный в сумме 11,9 миллиарда рублей, что почти на полмиллиарда больше, чем прогнозировалось при формировании бюджета. Лидеры по темпам роста – нефте- и газодобыча и обрабатывающие отрасли. Увеличение от поступления НДФЛ, а также платежи по упрощённой системе налогообложения частично компенсировали недопоступление по налогу на прибыль и акцизам. Налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения, фактически исполнен на 1,4 миллиарда рублей.

Налог на имущество организаций по итогам года превысил уровень десятого года на 620,3 миллиона рублей и составил 4,9 миллиарда рублей. Сборы транспортного налога увеличились незначительно и составили 733 миллиона рублей. Суммарный вклад в бюджет остальных налогов – менее полпроцента.

С федерального уровня в область поступило 20,7 миллиарда рублей, при этом безвозмездные поступления из федерального бюджета практически остались на уровне прошлого года – 17,9 миллиарда.

По расходам исполнение областного бюджета составило 66,9 миллиарда рублей. Практически все принятые обязательства – в первую очередь социальные – были обеспечены финансированием в необходимом объёме. Полностью отсутствует просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы и социальных обязательств в денежной форме перед гражданами.

По отраслям социальной сферы расходы увеличились почти на 6 миллиардов и составили 41,5 миллиарда рублей, то есть более 60 процентов областного бюджета. В полном объёме получили социальную помощь ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные, многодетные семьи и другие социально незащищённые слои населения.

На мероприятия по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями направлено 313,4 миллиона рублей на приобретение подъёмных механизмов и автобусов с приспособлениями для перевозки инвалидов, информационных табло для людей с нарушениями слуха и зрения. Сельхозтоваропроизводители области получили 3,5 миллиарда бюджетных рублей на компенсацию части произведённых затрат. Расходы на поддержку и развитие транспортной системы составили 1,7 миллиарда. На развитие дорожного хозяйства отправлено почти 3 миллиарда. Расходы на ЖКХ составили 2,5 миллиарда рублей.

Социальные выплаты по обеспечению жильём отдельных категорий граждан составили свыше 800 миллионов рублей. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность направлено 2,4 миллиарда рублей. Расход на содержание органов государственной власти профинансирован в сумме 1,5 миллиарда рублей, что соответствует уровню 2007 года.

Местным бюджетам суммарно перечислено 18,5 миллиардов рублей, что более чем на 2 миллиарда превышает объём предшествующего года.

В целом расходы областного бюджета превысили объём полученных в 2011 году доходов на 7,2 миллиарда рублей, что не позволило избежать заимствований. Их объём составил 19,5 миллиардов рублей. Объём государственного долга области на начало текущего года составил 30,1 миллиарда рублей. Расходы по обслуживанию долговых обязательств составили около 2 миллиардов. Параметры государственного долга области, расходов на его обслуживание и дефицитов бюджета не превышают установленных бюджетным законодательством ограничений.

****

Новый министр образования области Марина Епифанова, отчитываясь за работу своего предшественника Гарри Татаркова, рассказала, что в 2011 году в систему образования было передано около 20 миллиардов рублей. Расходы на оплату труда увеличивались три раза – дополнительные средства на зарплаты составили 249 миллионов рублей. В результате средняя заработная плата учителей возросла с 13 тысяч рублей до 16,8 на конец года. Зарплата работников профессиональных учреждений в среднем увеличена до 20 тысяч рублей, учреждений среднего профессионального образования – до 14 тысяч. Теперь надо решать вопрос о повышении зарплаты работникам дополнительного образования.

Из аварийного состояния выведены здания двух сельских школ. Решать проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях будут в ближайшие три года. Зарплату работникам дошкольного образования уже подняли – воспитатели в среднем получают 10 тысяч рублей.

О пользе перехода в новый статус автономного учреждения рассказал собравшимся директор ГАУ «Саратовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Александр Козырев. В выигрыше остались все – и клиенты, и персонал, и само учреждение. Финансирование дома-интерната теперь производится путём выдачи субсидий из областного бюджета, а также за счёт отчислений от пенсий клиентов и оплаты услуг.

За время работы в автономии интернату удалось сформировать модель рационального использования средств, основанную на разумности расходов и получении дополнительных доходов. Приветствовалась экономия во всём: закупка продуктов питания производилась по низким ценам (при этом качество продуктов, по словам директора, остаётся высоким), был сокращен автопарк и, соответственно, расходы на бензин, энергосберегающие лампы давали экономию по электроэнергии в четыре тысячи рублей в месяц. Правильно подобранное лечение не требовало закупки ненужных медикаментов. По выражению директора Козырева, «повысилась удовлетворённость клиентов качеством жизни, а сотрудников – заработной платой».

Главный врач областного клинического противотуберкулёзного диспансера Татьяна Морозова рассказала, что их финансирует исключительно областной бюджет. Врач в среднем получает 22 тысячи рублей. Несмотря на это противотуберкулезная медицинская служба испытывает дефицит кадров: укомплектованность врачами составляет 59 процентов. Новое оборудование в 2011 году закупалось, но выделяемых средств недостаточно для проведения капитального ремонта и замены всего оборудования на более современное. И всё же, несмотря на все эти сложности, за последний год заболеваемость туберкулёзом снизилась на 5 процентов, смертность – на 7, распространённость – на 4,5. Основные эпидемиологические показатели в губернии существенно ниже, чем в целом по РФ.

Заместитель министра культуры области Владимир Баркетов назвал прогнозные показатели «культурной» части бюджета 2011 года. Хотели потратить 3,44 миллиарда рублей. Потратили на 7 процентов меньше. Хотя зарплата работников культурной сферы за год подросла на 14,4 процента и составила 9044 рубля, она остаётся самой низкой среди зарплат бюджетников. И поэтому справедливо, что с 1 января 2012 года в бюджеты муниципальных районов внесены дополнительные средства в объёме 389,34 миллиона рублей для доведения средней зарплаты работников культуры до 10 тысяч рублей.

Проблемой культурных учреждений остаётся материально-техническая база. На эти цели в 2011 году из областного бюджета было выделено 13,2 миллиона рублей (что в 2,5 раза меньше, чем в 2010-м). Выведены из аварийного состояния два сельских дома культуры, проведены ремонты в 176 учреждений культуры – но это число мизерно. Так что первоочередными задачами являются текущие ремонты и противопожарная безопасность. В результате не самых лучших условий в культурных заведениях падает посещаемость и, следовательно, объём платных услуг.

Спортсменам посветили новой жизнью

Валентина Куприянова, директор областного центра спортивной подготовки школы высшего спортивного мастерства, нарушила прекраснодушие бюджетного отчета. Засыпав всех количествами мероприятий, побед, медалей, она отчиталась за израсходованные в 2011 году 40 миллионов рублей. На зарплату ушло примерно 12,5 миллионов, на тренировочные процессы в режиме постоянно действующих тренировочных сборов – около 20 миллионов. По целевой программе на олимпийскую подготовку было заложено 33 миллиона, но по факту получено только 13 миллионов. Расчетная стоимость одного спортсмена составляет порядка 980 тысяч в год, но согласно полученным средствам вышло всего по 452 тысячи.

Конечно, для серьёзной подготовки к выступлению на международной арене этого недостаточно. Для сравнения: средняя стоимость подготовки олимпийцев по другим приволжским регионам колеблется от одного до 1,2 миллиона рублей. К проблемам 2011 года также относятся проблемы со спортсооружениями, несвоевременным финансированием (иногда это ставит под угрозу выступления спортсменов на соревнованиях), платой высококвалифицированным спортсменам (они покидают регион), недостатком предложений по жилью.

Заместитель председателя правительства Андрей Россошанский поинтересовался у директора центра: что надо для того, чтобы в области появился один олимпийский чемпион по фехтованию? «Какие-то дворцы спорта нужны, тренеры великие? Вот рапира, вот шпага. Почему в советское время было огромное количество заслуженных мастеров, чемпионов мира, Европы, олимпийских игр?» – спрашивал он.

– Это проблема не только наша, а всего российского спорта на данный момент, – ответила Валентина Куприянова. – Конкуренция жесточайшая. Финансирование во всём мире – это позиция номер один.

– Это всё неправильно вы говорите, – прервал ее Россошанский.

– Я так понимаю, Андрей Владимирович спрашивает, если мы найдём миллион, будет ли у нас олимпийский чемпион? – пояснил директору вопрос министр финансов.

Андрей Владимирович уточнил, что ему интересен чемпион именно в фехтовании. Ведь он должен стоить разумные деньги. Ему же «не нужен стадион или что-то ещё для фехтования».

– Давайте хотя бы те деньги, что были запланированы, – сдалась в споре директор центра.

Еще один хорошо информированный выступающий рассказал, что счётная палата проверяла несколько спортивных госучреждений и обнаружила, что огромные деньги тратятся на аренду спортивных помещений. Средства на аренду сопоставимы со строительством нескольких ФОКов. А еще было обнаружено множество фактов перекрёстного финансирования, когда одни и те же тренеры работают с одними и теми же спортсменами, а зарплату получают в разных местах. Фактов превышения среднерыночных цен на закупаемое оборудование у счетной палаты тоже предостаточно. В одной школе спортивное табло было куплено за три с лишним миллиона рублей, тогда как реальная его цена у саратовских производителей составляет 1,9 миллиона.

– Была один-два года назад в одной школе ситуация, когда было потрачено два миллиона рублей на оборудование, которое никто найти не может. Оно даже не заходило на склад, – с новыми силами пошел в наступление Андрей Россошанский. И пообещал полную реорганизацию сети: – То, что настроили за последние годы, и упоминаемая здесь немыслимая аренда – всё это закончится в этом году.

Надо понимать, что карьера Валентины Куприяновой в ходе масштабной вырубки недостатков вполне может тоже закончиться.

Предложения из зала

Участники слушаний донесли до власти свое беспокойство о состоянии моста через Волгу. Несколько лет деньги туда вкладывались, но ремонтные работы, которые обещали закончить, не выполнили. В ответ разволновавшимся было сказано, что хоть мост построен в 1965 году и капитальному ремонту не подвергался, по последним исследованиям 2008 года, серьёзных разрушений, которые повлекут незамедлительное его падение, не выявлено.

Хотя капитальный ремонт нужен, как и любому сооружению. Чиновники это понимают, и в федеральное дорожное агентство была направлена просьба о финансовой помощи в размере 500 миллионов рублей. Средств в областном бюджете для этих целей недостаточно. В прошлом году было выделено 25 миллионов рублей, проведена работа по перильным ограждениям. На этот год на продолжение работ по ремонту тротуаров и ограждений запланировано 35 миллионов рублей. Но это ничто по сравнению с отложенной работой с деформационными швами и по полной замене покрытия с гидроизоляцией.

Люди просили вывешивать на сайте правительства области документы, презентации и расшифровки докладов выступавших на публичных слушаниях. Некоторые обижались на то, что никто не думает про зарплаты людей низшего муниципального уровня власти. Главы сельских поселений получают зарплаты в несколько раз меньше директоров сельских школ. Но перед народом-то как раз они стоят.