Бензин – специфический товар
Увеличение розничных цен на бензин в начале мая было зафиксировано в 50 регионах России. Рост розничных цен на топливо продолжится. Так считают в российском министерстве экономического развития. О закономерном повышении цены автомобильного топлива выше инфляции говорят и в федеральной антимонопольной службе (ФАС). А вот новая управляющая команда Саратовской области почему-то считает, что ценовое ралли вполне можно остановить окриком сверху. Хотя сам президент России Владимир Путин незадолго до выборов предостерег политиков, склонных заигрывать с избирателями, от неправильной позиции по ценам на бензин. Их административное снижение приведет к дефициту бензина на российском рынке. «Компании просто не будут производить этот продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж», – говорил нынешней весной еще премьер Путин.
Редакция «Газеты недели в Саратове» попыталась разобраться, чья позиция ближе к истине и каких сюрпризов нам ждать на автозаправочных станциях в ближайшие месяцы.
Стартовый пистолет выстелил в марте
Саратовская область в Приволжском федеральном округе среди 14 регионов занимала на минувшей неделе первое место по высокой цене на АИ-92. А по АИ-95 первенство было у Самары. Мужская часть моих соседей по даче диагноз этой статистике поставила единогласный: саратовские автолюбители предпочитают 92-й бензин, а самарские из-за более нового и дорогого автопарка покупают 95-й. Вникать в октановые числа и деструктивные качества марок я категорически отказалась. И засела изучать динамику бензиновых цен в диаграммах и таблицах.
На примере этих изменений цены стоимости бензина АИ-92 по нескольким регионам хорошо видно, что такие резкие движения цен могут быть продиктованы, например, соотношением спроса и предложения. Например, АЗС богатой Самарской области весной прошлого года позволили себе за месяц поднять цену автомобильного топлива почти на пять рублей. И продержаться в пределах 27 рублей за литр с мая до декабря 2011 года. Плавное снижение цены с декабря по апрель присуще всем регионам и объясняется, скорее всего, политическими мотивами. Не особо скрывалось, что между нефтяниками и правительством России был заключен договор о замораживании розничных цен на бензин. Потом пошли резкие ценовые скачки. В первом квартале 2012 года отличилась Кировская область, притом что в январе там были зафиксированы самые низкие в Приволжье цены на бензин.
Так что, надо так понимать, что некоторые нефтяники, едва дотерпев до окончания выборного цикла в марте, начали наверстывать упущенные доходы. Кто с какой скоростью это себе позволяет, зависит в основном от накопленных объемов издержек. При этом никто себе, конечно, не враг. И цену выше конкурентной по региону не задерет. У нас в Саратовской области в апреле, например, наиболее высокой ценой АИ-92 отметился ЛУКОЙЛ (27,35 руб.). Следом за ним с достаточно большим отрывом шел ТОРЭКО (26,95 руб.) и ТНК-ВР (26,85 руб.).
****
На территории Саратовской области расположено около 360 АЗС. 129 из них принадлежат вертикально интегрированным компаниям: ТНК-ВР – 90 АЗС, ЛУКОЙЛ – 39 АЗС. Остальные 231 АЗС принадлежат независимым участникам розничного рынка нефтепродуктов.
ОАО «Саратовнефтепродукт» эксплуатирует АЗС под брендом ТНК, реализуя через них на территории Саратовской области около 216 тысяч тонн бензинов.
Поставщиками бензина для АЗС ЛУКОЙЛ являются ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтьоргсинтез». Они реализуют на территории области около 80 тысяч тонн бензинов в год. Из них около 4 тысяч тонн мелким оптом потребителям области, в т. ч. частным предприятиям, имеющим АЗС. Объем реализации дизельного топлива ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» составляет около 40 тысяч тонн в год (в т. ч. через АЗС – 30 тысяч тонн и около 10 тысяч тонн в год оптовым потребителям).
Доля бензинов, реализуемых вертикально интегрированными компаниями через сеть собственных АЗС, составляет 71 процент.
Кроме этого, на территории области расположено 8 автозаправочных комплекса «Торэко», принадлежащих ООО «Алькорр». Поставщиком топлива является уфимская группа нефтеперерабатывающих заводов ОАО «АНК» Башнефть».
Торговая компания «Премье» реализует продукцию Уфимской группы заводов, ОАО «ТНК», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» через шесть АЗС. Таким образом, доля бензинов, реализуемых вертикально интегрированными компаниями мелким оптом частным предприятиям, имеющим АЗС, составляет 29 процентов.
****
В политически важные для страны моменты цена бензинов в регионе зависит еще и от того, какие компании делят здесь рынок. Больше всего на понижение цены влияет присутствие РОСНЕФТи и ГАЗПРОМ НЕФТи. В этих компаниях сильно государственное влияние, и они вынуждены соблюдать максимальные договоренности с правительством в обмен на максимальные же государственные преференции.
ТНК-ВР, как компания с иностранным участием, находящаяся под пристальным повышенным вниманием властей, выбрала для себя позицию середняка. Ее цены, как правило, немного выше, чем у госкомпаний, но всегда ниже, чем у коллег из ЛУКОЙЛа. Но колебания цены на автозаправках в пределах одного города не особо заметны для автолюбителей. Гораздо чаще они обращают внимание на сопутствующий сервис на АЗС и разные бонусы. В Саратове, например, за них ценят АЗС ТНК и ТОРЭКО. Таким образом, разделение регионов по ценам на бензин – весьма условная штука. Автолюбители, много и легко передвигающиеся по стране, давно поняли, что если пошло повышение, то раньше или позднее цена бензина выровняется «плюс-минус рубль» во всех российских городах. Потому что, во-первых, какая же власть допустит, чтобы дешевый бензин уходил в соседние регионы, где за него готовы платить больше, ведь это провокация топливного кризиса в своем. А во-вторых, структура бензиновой цены такая жесткая, что особо в ней не разгуляешься.
Цены будут бежать как минимум до конца июня
Некоторые аналитики, например очень авторитетный в стране и за рубежом Михаил Крутихин (партнер консалтинговой компании RusEnergy), убеждены, что в конечной цене российского бензина объем налогообложения составляет более 60 процентов.
Среди «прочих налогов» главным крючком для подъема цены является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он привязан к мировым ценам на нефть. Эксперты советуют запомнить, что если цена нефти вырастает на 10 долларов, то литр бензина следом подорожает на 50 копеек.
«Может быть, медленно, но цены будут приближаться к европейским. Сейчас в нашей стране цена топлива намного меньше, чем даже в нефтедобывающих государствах Европы (например, в Норвегии). Там на заправке бензин будет стоить в переводе на наши деньги 65 рублей за литр, а дизельное топливо – 55 рублей. Там, как и в России, правительство изымает большую часть прибыли нефтяных компаний в виде налогов. А так как у нас та же самая система, то нам есть куда расти в плане цен», – объясняет Крутихин. Заместитель руководителя федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин подтверждает его слова. Недавно в интервью «Российской газете» он говорил, что доля налогов в структуре стоимости топлива в стране в ближайшие два-три года будет расти, приближаясь к европейскому уровню. По словам чиновника, доля налогов в стоимости топлива в России составляет 55–65 процентов, тогда как в Европе – 70–80 процентов. (В США – 15 процентов, поэтому цена бензина там даже ниже российской.)
Исполняющий обязанности вице-премьера российского правительства Игорь Шувалов на минувшей неделе в интервью «Ведомостям» спокойно сказал, что цена на бензины-керосины в России будет расти, но волноваться из-за этого не стоит. Потому что большая часть денег, заплаченных за литр топлива, будет изыматься в доход государства.
С 1 января 2012 года в России началось резкое повышение акцизов на бензин. Акцизы – это такой неналоговый сбор, который депутаты Государственной думы устанавливают на предметы не первой необходимости (например, табак, алкоголь) по просьбе правительства. Размер акцизов зависит от потребностей бюджета. То есть чем больше потребности бюджета, тем больше и акцизы. В 2012 году акцизы увеличили цену литра бензина в среднем на 1,6 рубля и, например, в 92-м бензине составляют теперь 4,3 рубля.
А теперь вспомните, что у нефтяников был заключен мораторий с правительством. И розничные цены на бензин не учитывали как минимум до апреля этот возросший платеж в бюджет. Теперь эти потери компаниям надо вернуть. Выровняться желательно по итогам первого полугодия. Потому что сезонный спрос на нефтепродукты растет и объективно, и субъективно. А работать себе в убыток могут позволить только компании с госучастием, которым потом обязательно будет послабление в чем-то другом. Например, РОСНЕФТЬ будет ежегодно зарабатывать сотни миллионов рублей только на том, что одолжит свои емкости для хранения госрезерва топлива. Да и по НДПИ у нее особые льготные условия.
А потом выиграет тот, у кого будет качественный продукт
Независимые же от государственных акционеров компании вынуждены идти своим путем. Исполнять законы, не рассчитывая на их отсрочку. Одним из таких недавних российских законов стало решение о переходе к 2014 году на бензин не ниже Евро-4. Саратовский нефтеперерабатывающий завод, например, уже в прошлом году вложил в переоборудование своего производства около 12 млрд рублей. В этом году вложит еще пять. Но в дальнейшем (если правило все-таки вступит в силу в 2014 году) эта вертикально интегрированная компания сможет рассчитывать на более низкие платежи по акцизам.
Однако до окончания технического перевооружения эти денежные инвестиции будут серьезно сказываться на себестоимости бензинов. А еще ее буквально уже через месяц с небольшим увеличат энерготарифы, которые по воле государства рванут вверх, отыгрывая потери энергокомпаний. Есть еще тарифы на транспортировку, тарифы на воду, повышение зарплаты на уровень инфляции. Но, в конце концов, каждый год цена бензинов растет в среднем на 14 процентов. И искусственное сдерживание годовому результату вряд ли помешает и теперь.
Все довольны – все смеются
На днях агентство «Автостат» опубликовало данные, согласно которым за прошлый год россияне потратили на автомобильное топливо 68 миллиардов долларов. На эти деньги они купили порядка 80 миллиардов литров топлива при средней годовой цене за литр 25 рублей. По прогнозам экспертов, в 2012 году россияне купят топлива уже на 73–75 миллиардов долларов. Этому поспособствуют увеличивающийся автопарк и рост цен на бензин, который пока совершенно не тревожит саратовцев. Интенсивность движения не снижается, число покупок автомобилей тоже.