Новые тарифы и новый пляж

Оценить
Нормальный отчет, нормальный бюджет, нормальные предложения

Депутаты Саратовской городской думы на своем внеочередном заседании в минувший четверг сэкономили немного бюджетных денег, совместив две должности в администрации города в одну: председатель комитета по экономике станет одновременно и заместителем главы администрации Саратова по экономическим вопросам. Стремление сокращать расходы «на себя» у городских властей в последние годы постоянно. Нормативом, установленным для Саратова областной властью, разрешено тратить на содержание органов управления 12,3 процента от доходов городского бюджета. В 2011 году уложились в 9,8. Об этом заявил председатель комитета по финансам Алексей Никитин во время своего отчета по исполнению бюджета за минувший год.

Земля и люди дали больше, чем от них ожидали

Анализ исполнения бюджета может стать увлекательнейшим занятием, если его показатели смотреть в динамике за несколько лет. К сожалению, в Саратовской области это не принято. У нас предпочитают смотреть темпы роста «год к году». И радоваться каждому проценту, а тем более десяткам. Но мне, например, кажется не очень правильным замалчивать такие красноречивые цифры, как земельные сборы, пополняющие финансовую казну. Потому что новых многих сотен миллионов могло в ней и не случиться, если бы в свое время глава города Олег Грищенко не начал упорную битву за участки земли неразделенной государственной собственности. Областной комитет по имуществу, захватив этот источник доходов после правления мэра Аксененко, сопротивлялся изо всех сил. И потом еще долго поливал городские власти словесными помоями, издеваясь над мизерными успехами в управлении земельными участками. Но цифры-то говорят сами за себя.

Арендаторы этой земли заплатили городу в 2011 году 482 миллиона рублей. Для сравнения: вся земля, оформленная в муниципальную собственность, принесла городскому бюджету чуть больше семи миллионов рублей. Для справки: во времена, когда неразделенной землей рулил комитет по имуществу области, город получал от ее использования в лучшем случае десятки, а никакие не сотни миллионов.

По земельному налогу в бюджет муниципального образования «Город Саратов» в 2011 году поступило более миллиарда рублей. (В 2010 году собрали чуть меньше, а в 2008 земля давала менее 350 миллионов рублей.) Рост поступлений комитет по финансам объяснил увеличением количества налогоплательщиков, принудительным взысканием с организаций-должников и кропотливой работой чиновников по формированию и оформлению участков под многоквартирными домами и другими объектами.

А еще землю продавали. Продавали и права на заключение договоров аренды. И если сложить все доходы, которые принесла земля в бюджет в 2011 году, то получится солидная такая сумма в один миллиард 650 миллионов рублей.

Эта цифра очень важна, потому что источников собственных доходов у муниципалитетов очень немного. Самая большая доля в общем объеме приходится на подоходный налог (3 миллиарда 778 миллионов). Но поступления НДФЛ зависят от областного уровня власти, который решает, какую часть из собранных на территории средств оставить муниципалитету. Некоторым районным центрам оставляются все 100 процентов. Раньше разрешали забирать 30 процентов от общего объема НДФЛ. Но в последние два года норматив увеличили до 36,6.

Земельный налог весь идет в городскую казну. И здесь уж «как потопаешь, так и полопаешь». Городская власть это понимает и старается на данном направлении не покладая рук. Вся оформительская работа, все судебные тяжбы с пользователями земли, не желающими делать платежи в бюджет, приносят свои тяжеленькие плоды. Когда-нибудь очередь дойдет и до другого источника в виде налога на имущество физических лиц. Он тоже на 100 процентов муниципальный. Но нормативная база для его администрирования прописана федеральными законодателями очень плохо. И потому в бюджете 2011 года на него приходится мизер – всего 50 миллионов рублей. Менее одного процента от собственных доходов.

Всего собственными налоговыми и неналоговыми платежами в доходную часть бюджета собрано 7 миллиардов 918 миллионов рублей. 4 миллиарда 232 миллиона поступили на исполнение различных полномочий из вышестоящих уровней бюджета. Истратили на 820 миллионов рублей больше. Их пришлось занимать. Общий муниципальный долг составил на начало 2012 года 3 миллиарда 117 миллионов рублей. Комитет по финансам сделал практически невозможное для его обслуживания. Процентная ставка платы банкам за пользование деньгами составила к началу 2012 года всего 5,8 процента. На обслуживании долга удалось сэкономить 107 миллионов рублей.

Ложку дегтя подлить не получилось

У депутата Виктора Маркова от всей этой положительности и дисциплинированности свело скулы. Он хотел больших критических замечаний и хотя бы небольшого скандальчика. И напомнил депутатам, что однажды, пару-тройку лет назад, вместе с годовым отчетом по бюджету слушался доклад контрольно-счетной палаты о результатах его внешней проверки, где излагались серьезные замечания. Он считает, что от этой практики ушли необоснованно и что «наша вина теперь, что комитет финансам так легко отчитывается».

– Раньше читаешь заключения КСП и содрогаешься от нарушений. В этот раз – «рекомендовать, продолжить» и никаких ужасов. Но это же технический орган, который должен нам глаза открывать!

– Если вы считаете, что заключение неполноценно, напишите конкретные замечания, – возразила ему Наталья Масютина, избранная на прошлом заседании председателем контрольно-счетной палаты.

Виктор Марков от отпора опешил и сказал, что никаких претензий лично к Наталье Сергеевне у него нет, но из его многолетнего опыта следует, что всегда нарушения есть. «И здесь они есть. Не бывает так: раз – и всё хорошо».

– Может быть, администрация стала лучше работать? – принял подачу Маркова глава города Грищенко. И пока тот думал, как политкорректно ответить на этот простой вопрос, в спор встрял бывший председатель контрольно-счетного органа депутат Андрей Иванов. Авторитетно заявил, что администрация не допускала «глобальных отклонений» между запланированными и фактическими расходами и что вообще «последующий контроль за исполнением бюджета 2011 года имеет мало отношения к заключению», потому что можно его проверять и через несколько лет.

– Может быть, и вы проверите исполнение бюджета параллельно? – обратился глава города Олег Грищенко к заместителю прокурора города Андрею Пригарову. Тот пообещал, что, конечно, это будет сделано «в текущем режиме». Но у него есть предложение и по содокладу КСП. Дело в том, что сегодня законодательством эта обязательность не прописана, но если депутатам содоклада не хватает, то прокуратура готова выйти с инициативой к законодателям.

– Ну и надо выйти, – подбодрил прокурора Олег Грищенко, как бы подчеркивая свое доверие и к исполнителям, и к контролерам бюджетного процесса, и к их критикам.

– Вы говорите, что КСП сквозь пальцы смотрит на нарушения сейчас. Нет. Не так, – не утерпел со своей оценочной репликой депутат Дмитрий Кудинов. – КСП сейчас профилактирует нарушения, а не ловит их, как раньше. Поэтому у нас нормальный отчет, нормальный бюджет.

Дмитрий Кудинов в последнее время старается оставлять за собой последнее слово в любой словесной заварушке как можно чаще. Так же как и депутат Сергей Сурменев. У которого это зачастую получается даже точнее. Особенно в спорах с депутатом Геннадием Турунтаевым.

Отповедь коммунистам

Одним из вопросов заседания было назначение на должность аудиторов контрольно-счетной палаты Натальи Замятиной и Марины Курушиной. Депутат Геннадий Турунтаев поставил под сомнение кандидатуру Курушиной. Сказал, что вынужден по просьбе саратовского руководства Европейской подшипниковой компании вынести на свет нелицеприятную информацию о финансовых нарушениях бухгалтера СПЗ. «Нам еще не хватало, чтобы мы людей с таким багажом в контрольный орган брали», – торжественно заявил он свой отвод аудитору.

Тревожную паузу нарушил Олег Грищенко. «Её осудили, что ли?» – спросил он. Сказал, что знает Марину Владимировну очень давно. И что не верит в наветы, а вот в ущербе, который нанесла Европейская подшипниковая компания заводу и городу, не выполнив своих обязательств, надо еще разобраться.

– Дело не в исполнителях, а в руководстве, – поддержал главу города депутат Сергей Крайнов.

– Нечего валить с больной головы на здоровую, – вторила им депутат Елена Злобнова.

Они тоже знают и Курушину, и положение дел на Саратовском подшипниковом заводе, после того как ушли оттуда вместе с Олегом Грищенко в политику. Но депутат Турунтаев все-таки попросил Марину Курушину с трибуны ответить на несколько вопросов. Она и ответила. Что по спорной сделке бухгалтерия перевела сумму в дебиторскую задолженность. Но к самой сделке они никакого отношения не имели, потому что переводом денег занимается финансовый директор, который подчиняется исполнительному директору.

– Я бы хотел посоветовать коллегам из КПРФ не собирать сплетни, а работать, – пресек неприятную для всех участников дискуссию депутат Сурменев. И все пошли голосовать. За кандидатуру Замятиной – единогласно, по Курушиной – три коммунистических и еще один голос против.

Двусмысленность коммунистических лозунгов Сурменев показал и на примере бань. Слушался вопрос о тарифах. О том, что на компенсацию выпадающих доходов МУП «Банно-прачечное хозяйство» тратятся немаленькие деньги. А с 1 июля их потребуется еще больше, потому что энергетики начнут разгонять тарифы, наверстывая потери во время моратория на их движение.

Председатель комитета по экономике Елена Ножечкина доложила, что цены на билеты поднимут очень щадяще. Что гнаться за покрытием полной себестоимости помывки никто не будет. Что все льготные условия для всех категорий льготников будут сохранены. И в среднем цена билета в баню поднимется незначительно. И не достигнет показателей Казани, где помывка в общем отделении стоит 140 рублей, Волгограда (200 рублей), Пензы (150 рублей), Вольска (270 рублей), Энгельса (150 рублей). В Саратове после повышения тарифов люди будут платить 100 рублей в банях № 4, 7, 8, 16, 18, 120 рублей в банях № 10, 11, 21 и максимум 135 рублей в бане № 1.

Геннадий Турунтаев сел на своего любимого перед телекамерами конька и начал пафосно вещать о кризисном годе, об инфляции, спровоцированной федеральной властью. О том, что тарифы на баню должны стоять как вкопанные, что бы ни происходило вокруг. Депутат Сурменев напомнил всем собравшимся, что, когда Геннадий Александрович руководил гордумовской комиссией по ЖКХ, которая как раз и регулирует тарифы, он цену помывки и не поднимал. «Было размандырено» банно-прачечное хозяйство. Многие бани разорились и были выкуплены частниками. Крыть Геннадию Турунтаеву было нечем, но против новых тарифов он всё равно проголосовал.

Дорожный дублер выведет к Волге

В Саратове вдоль Волги когда-нибудь устроят большой бесплатный муниципальный пляж, рассчитанный на отдых нескольких тысяч человек. Первым шагом станет расширение 2,2 км улицы Большая Затонская и обустройство тротуаров с двух ее сторон. Для этого придется изъять несколько десятков земельных участков вместе со строениями, которые на них находятся. В Земельном кодексе прописаны все нюансы этой процедуры. Но у депутатов, на суд которых администрация вынесла решение по отчуждению участков «для муниципальных нужд», возникло много вопросов. Возможно, их спровоцировала формулировка целей строительства линейного объекта.

О пляже говорили депутатам Олег Грищенко и Алексей Прокопенко. А главный архитектор города Александр Кискин сосредоточился только на дороге. Она, по его словам, должна стать дублером улицам Мясницкой и Симбирской. И с ее помощью можно будет соединить центр города с поселком Юбилейный в районе рынка строительных материалов.

Главным противником этой дороги выступил депутат Виктор Марков. Он считает, что нет никакого смысла тратить бюджетные деньги на один участок дороги, который потом упрется в узенькую дорожку мимо дач. «Из Маханного оврага до Юбилейного дороги нет», – сказал он.

– Есть, – возразил депутату главный архитектор. – В прошлом году отремонтировали.

– Но по ней не смогут ездить грузовики. Она хороша только для легковых машин.

– Позвольте не согласиться, – продолжал гнуть свое главный архитектор. – Я опытный проектировщик и вижу, что дорога пригодна для проезда любого автотранспорта. Наш серпантин – это не горы Кавказа.

– Там льда нет! – пустил в разговор последний аргумент Марков.

– И у нас нет льда! – твердо подчеркивая, что дороге быть, сказал Олег Грищенко. – Дорогу всю зиму чистили, и она была в хорошем состоянии. И мы этой дорогой открываем для людей выход к Волге. Убираем пять турбаз практически до водокачки, делаем большую бесплатную стоянку. А на второй ярус ждем инвесторов. Пожалуйста, расселяйте людей и стройте гостиницы, рестораны, дома. Единственная проблема – судоремонтный завод. Но будем разговаривать с ними, чтобы они тоже делали на своей территории зону отдыха.

Тогда Виктор Марков перевел разговор на стоимость строительства. Во что обойдется бюджету расселение? Этой цифры у администрации не было. Главный архитектор сказал, что по процедуре надо сначала предупредить всех хозяев участков и строений, которые планируется изъять в пользу города и горожан. На это уйдет год. Так что в бюджет нынешнего года ничего не закладывается на выкуп. Ближайшие месяцы люди потратят на то, чтобы договориться с администрацией о цене возмещения ущерба: «Не сойдемся в цене, будем выплачивать по решению суда».

Депутат Олег Комаров предложил оповестить людей о целях масштабного строительства как можно шире. Можно даже билборды поставить с подробной информацией – пусть изучают и привыкают к новому. Главный архитектор города устало кивал. Все уже давно заметили, что Александр Кискин совершенно не публичный человек. И любую свою самую хорошую идею не может отстоять. И в последнее время депутаты ему усиленно пеняют за кропотливость и бессловесность. На заседании думы в минувший четверг Кискина тоже слегка потрепали.

Например, строго спросили его: почему это в последнее время предприниматели стали меньше строить на улицах Саратова?

– Скорее всего, кризис сказывается, – предположил архитектор. На помощь ему пришел Олег Грищенко. «Большое количество инвесторов хотят строить не по генеральному плану, а руководствуясь собственными интересами, – сказал глава города. – Вот московские инвесторы заявили о желании на своей площадке недалеко от нового ТЮЗа построить 40-этажное здание. Сказал им: вы что, издеваетесь?»

Новое лицо

Депутатский мандат Ларисы Калязиной, которая ушла работать в саратовское правительство, передан следующему очереднику из партийного списка «Единой России». Новым депутатом стал Михаил Гарлюпин.