«Получить больше»
Вчера в наш город прилетали канадцы. В аэропорту для сотрудников «Саравиа» и прессы они устроили демонстрацию своего воздушного судна.
Знакомство с самолётом проходило возле зала официальных делегаций аэропорта. Нестрогая охрана, небольшой досмотр, и перед глазами – довольно миниатюрный красавец: отполированный белый корпус с синей надписью «Get more everything» («Получи больше») и символом Канады – красным кленовым листом. Вокруг толпится народ. Всех желающих познакомиться с самолётом поближе с удовольствием пускают внутрь.
Поднимаюсь по трапу. Передо мной проходит из кабины пилота в салон сотрудник «Саравиа». «Тесновато тут», – замечаю, ожидая, пока освободится пространство и я смогу попасть внутрь. «Как в маршрутке», – вторит мужчина.
В салоне ничего лишнего, всё довольно компактно – два ряда светло-серых кресел, узкий проход. Пройдя полсалона, присаживаюсь, расстояние между креслами небольшое, ноги особо не вытянешь. На откидных столиках надписи на английском. Прохожу в хвостовую часть, приветливая бортпроводница приглашает на свою «little kitchen» (маленькую кухню). «Да она у вас не маленькая, а крохотная», – замечаю я. «Есть ещё меньше», – возражает стюардесса и показывает, насколько. Поглядев на многочисленные металлические ящики и ящички, направляюсь к выходу.
Подходя к трапу, встречаю дедушку, с удовольствием изучающего кабину пилота. Оказалось, что благодаря ему пошёл в пилоты капитан прилетевшего в Саратов воздушного судна. Сейчас капитан живёт в Канаде, а вообще-то он родом из Ташкента.
История получилась такая. Владимир Васенко, которому скоро исполнится 90 лет, начинал летать на одном из самых легендарных советских самолётов По-2 (изначально он назывался У-2 – «учебный второй», но после смерти конструктора Поликарпова был переименован). По мере появления новых моделей Владимир Антонович осваивал и их. «Капитан – мой племянник», – поясняет Васенко. И рассказывает: «Я всю сознательную жизнь на лётной работе. Вот племянник посмотрел, как я хорошо живу, что всё нормально, и пошёл по моим стопам. Окончил он Кировоградское училище. Теперь вон на каких летает и говорит, что не жалеет».
«Яковлев» (именно так и никак иначе называли иностранные гости наши Яки) – очень шумный, Q400 – очень тихий», – сообщил подошедший ко мне канадец. «Вы после Саратова куда?» – интересуюсь я. «Мы в Москву, во Внуково, дорога занимает один час пятнадцать минут», – отвечает собеседник. И я стала вспоминать, сколько же лететь до столицы на Як-42, оказалось – на 10 минут дольше. «Маленький он у вас», – замечаю. «Да, вместимость 70–80 посадочных мест, в зависимости от конфигурации, зато «Бомбардье» топлива меньше расходует», – отвечает канадец. Знакомимся. Канадца зовут Эмиль Хьюберт, он один из менеджеров подразделения Europe bombardier commercial aircraft.
Собеседник рассказал мне, что Саратов – второй город России, который они посетили в рамках промотура. Первым стала Москва. График тура плотный. В ближайшие пару дней – Казань, Тюмень и Екатеринбург. Потом Монголия, Китай, Япония. И снова Россия: Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский. Названия городов собеседник произносит отлично, букв не путает. Максимальная дальность полёта Q400 – 2150 км. «Можно из Саратова в Турцию летать, что очень ценно», – шутит Хьюберт.
В розданном журналистам материале было отмечено, что Q400 NextGen – новейшая модификация самолётов серии Q400. Она отличается сниженным воздействием на окружающую среду (расход топлива и выбросы в атмосферу снижены на 30–40 процентов). Представленное саратовцам воздушное судно по сравнению с другими турбовинтовыми самолётами на 170 км/час быстрее, а значит, может совершать на один полёт в день больше. В салоне имеется система активного шумоподавления и снижения вибрации. Размах крыла самолёта – 28,4 метра, общая длина – 32,8, высота – 8,4, колея шасси – 8,9. Максимальная крейсерская скорость – 667 км/час. Для взлета и посадки могут использоваться грунтовые взлетно-посадочной полосы. Самолёт может эксплуатироваться в различных условиях окружающей среды: при низких температурах, в засушливых регионах, в условиях повышенной влажности.
О том, что представленный в Саратове Q400 очень тихий, говорил и Стивен Алимент, вице-президент по продвижению Bombardier в Европе и странах СНГ. Уровень шума у этого воздушного судна на 15 децибел ниже, чем требуется по нормам Международной организации гражданской авиации. Летать на таких самолётах начали с 2009 года. Сегодня, по словам Алимента, их используют более 40 авиакомпаний по всему миру. От предыдущего Q400Q400 NextGen отличается улучшенным салоном, большими вогнутыми иллюминаторами, светодиодной подсветкой в салоне, большими багажными полками, ну и, как уже было сказано выше, уменьшенным расходом топлива.
Правда, в России таких самолётов ещё нет, отмечает Сергей Ермолаев, генеральный представитель Bombardier Transportation & Aerospace в России. «Такие самолёты пока не эксплуатируются, потому что мы только заканчиваем сертификацию. Используются предыдущие версии – Q200 и Q300», – объясняет собеседник. Единственным российским авиаперевозчиком, эксплуатирующим данный тип воздушных судов, является авиакомпания«Сахалинские авиатрассы». «Всего же в России используется около 60 самолётов «Бомбардье», но то реактивные самолёты, этот же – турбовинтовой», – пояснил Ермолаев. Он, кстати, отметил, что представленным самолётом интересуются многие региональные авиакомпании. Причина такова: в связи с ценами на топливо достаточно остро стоит вопрос замены парка.
О теме расходования топлива подробнее рассказал генеральный директор «Саратовских авиалиний» Александр Боков. Не всё так просто, заметил он. Да, топливная эффективность «Бомбардье» Q400 NextGen примерно в три раза выше, чем у Як-42. Но вместимость отечественного самолёта – 120 пассажиров, иностранного – максимум 80. Хотя при нынешней цене на топливо экономичность «Бомбардье» очень важна. Отвечая на вопросы о планах по обновлению самолётного парка «Саравиа», Боков заметил: «Начинать нужно как минимум с двух-трёх самолётов».