Стройки веры
В последнее время в России строится огромное количество православных храмов (в Москве уже типовых) и мечетей. Саратовская губерния тоже прирастает этими культовыми сооружениями традиционных религий. Но медленно и верно на улицы Саратова возвращаются и другие церковные сооружения. Их строят упорно и с верой на деньги верующих и сочувствующих. Но государства в числе спонсоров здесь нет. Хотя оно могло бы внести свою лепту. Ведь, как сказал один из наших собеседников, когда-то оно само все эти церкви и разрушило.
Лютеране договорились о строительстве в долг
На пересечении улиц Большой Садовой и Чернышевского (недалеко от полиграфкомбината) несколько лет назад началось строительство евангелистско-лютеранской церкови Святой Марии. Через некоторое время строительство остановилось – сейчас это место лишь отдалённо напоминает проект, изображённый на прикреплённой к ограждению табличке. Какие только слухи ни ходили вокруг остановившейся стройки – говорили, что у церкви проблемы с землёй и что строительству препятствует Русская православная церковь. Намекалось и на низкое качество кладки, подтверждаемое пятнами на стенах. (Как выяснилось, сырые пятна объясняются не качеством кладки, а следом того времени, когда в храме не было водоизоляции. Сейчас с этим всё в порядке.)
Пробст Александр Шейерман рассказал мне, что в Саратове, недалеко от Театральной площади, в 19 веке стоял евангелистско-лютеранский храм. Тогда в Российской империи церковь была официально признана. В 2003 году был сделан проект новой церкви, получена земля, и осенью 2006-го началось строительство. Летом 2008-го оно остановилось. Причина не в земле и не в проблемах с РПЦ. Просто кончились деньги.
Строительная компания согласилась вести работы в долг, но потом долг достиг оговорённого лимита, 8 миллионов рублей, и общине пришлось занимать дополнительно около двух миллионов, чтобы оплатить остаточные работы с использованием башенного крана. Долг постепенно погашается, сейчас он составляет один миллион 100 тысяч рублей. Параллельно очень медленно в церкви ведется внутренняя отделка. Когда строительство закончится, неизвестно. Сейчас будущая церковь представляет собой кирпичную постройку преимущественно из белого кирпича с простым деревянным крестом наверху. В оконных проёмах белеет пластик. Если в конечном итоге всё получится по проекту, то здание должно быть интереснейшим, с длинным шпилем.
Помещения церкви используют для собраний общины. И, как мне рассказал Александр Шейерман, именно прихожане церкви и помогают. Хотя особенно богатых среди них нет. Кто-то пожертвовал две машины кирпича, кто-то цемент, кто-то менял у себя дома двери и старые отдал церкви. Как временные они вполне сгодятся, говорит пробст. Другие источники финансирования – пожертвования сочувствующих, среди которых российские граждане, эмигрировавшие в Германию, и немецкие братья по вере.
Несмотря на то что саратовские лютеране собирают по миру средства для своей церкви, они и сами умудряются помогать другим общинам. Пробст показал мне благодарственное письмо за переданные 120 евро от общины из Эфиопии. «Так уж устроен человек, – пояснил Александр. – Мы склонны смотреть на тех, у кого больше, а ведь есть и те, у кого меньше нашего».
Проблем с Русской православной церковью у лютеран нет. Отношения между ними доброжелательные.
Молельный зал синагоги планируют закончить к 5773 году
На улице Посадского, недалеко от пересечения с Чапаева, строится синагога. Раввин Михаэль Фрумин объяснил, что синагога называется «Дом Шимшона» (Самсона). По словам раввина, Шимшон был редкий человек. Богатством не хвастался. Помогал людям. Шимшон возглавлял фирму, строившую синагогу. Также в возведение синагоги свои пожертвования вносили еврейские бизнесмены, Российский еврейский конгресс, Конгресс грузинских евреев, Конгресс горских евреев. Свою часть внесли и нетитулованные евреи, но в общем объеме пожертвованных денег их доля не так велика.
Строительство началось в 2006 году. На месте постройки синагоги раньше стоял домик на две семьи. Жителей, как положено, расселили, домик снесли, начали делать свайное поле. В 2008-м стройка приостановилась по причине мирового финансового кризиса. Некоторое время назад в Саратов приезжал известный российский предприниматель Герман Хан. Когда Герман Борисович узнал, что в данный момент работы не ведутся по причине недостатка средств, он спросил: «Это единственная причина?» Получив утвердительный ответ, уехал. Но у раввина Фрумина есть уверенность, что разговор этот состоялся не просто так.
В сентябре – к еврейскому новому году (по их календарю сейчас идёт 5772 год) – планируется закончить молельный зал и новогодние молитвы провести уже там.
Армянской церкви – армянский камень
В 2007 году недалеко от саратовского аэропорта началось строительство храма Святой Богородицы Армянской Апостольской Церкви. Заместитель председателя местной армянской общины Араик Косян рассказал «Газете недели», что кирпич в строительстве не используется сознательно. Храм выполнен из монолитного бетона, а для облицовки привозят армянский туф красного цвета. (В Саратове армянский туф использовался в строительстве набережной.)
Араик Косян говорит, что причина использования этого камня не религиозная, а продиктована особой архитектурной формой: другой материал для облицовки не совсем подходит. Работать с туфом непросто, требуется ровная плюсовая температура, ночные заморозки испортят кладку – туф начнёт отваливаться. Поэтому наружные отделочные работы возможны приблизительно с апреля по октябрь. Специальные средства подогрева не используются, стройка – не коммерческий объект с жёсткими сроками сдачи.
Большая часть туфа уже завезена на стройплощадку. Есть уже и крест, и колокола. Но срок завершения работ мне назвать затруднились. Хотя первоначально строительство планировали закончить за 3–4 года, сейчас стоит задача до конца года закончить наружную облицовку здания и поставить крест.
Строится церковь на пожертвования жителей области, как правило, имеющих армянские корни (хотя и не всегда). Кто-то жертвует наличные деньги, кто-то помогает материалом, кто-то даже готов взять лопату и поработать лично. Стройка наполнена рабочими, снаружи и внутри здание опутано лесами. Рядом с храмом планируется построить армянский культурный центр – работы по нему ведутся параллельно. Один этаж уже готов.
Частное мнение о разнообразии религиозных течений
Председатель комитета общественных связей и национальной политики правительства области Борис Шинчук согласился порассуждать о важности многообразия религиозных общин и их храмов не как чиновник, а как человек. Вспомнил, что до социалистической революции 1917 года в России всему было место. И к концу 1918 года в Саратовской губернии сохранялось множество храмов, были и мечети, и синагоги.
– Теперь государство должно вернуть разрушенное людям – строилось-то всё на народные деньги. Без этого духовно-нравственного возрождения в России не будет. С храмами страна и выглядела по-другому – умиротворяла. Люди другие были, люди знали, как себя вести не надо. Ведь священник, помимо прочего, образовывал жителей. В Конституции России написано, что церковь отделена от государства. Но от народа её отделить не смогли. У трёх основных наших религий – православия, ислама, иудаизма – основные идеи совпадают, и эти идеи правильные. И поддержка государства этим трём религиям должна оказываться. Что касается остальных, я ни в коем случае никого не осуждаю и ни с кем не стравливаю, но, например, мормоны наверняка очень комфортно чувствуют себя где-нибудь в Солт-Лейк-Сити.
Как человек – подчёркиваю, не как чиновник, как у чиновника у меня есть свои обязанности, и я стараюсь их исполнять – я считаю, что от многообразия религиозных течений пользы мало. Таким образом, общество раскалывается на части. Есть такая история: когда Гитлер подходил к Москве, его спросили, какую религию в конечном итоге он оставит в России. Гитлер ответил: «Разную». По его мнению, именно так можно было развалить нашу страну.