Пост принял!

Оценить
Простых россиян на очередное торжество старого-нового президента не пригласили

Очередная инаугурация Владимира Путина прошла. Её пафос и торжественность подзабылись. Зато в памяти остались пустынные улицы центра Москвы, по которым мчался в Кремль кортеж № 1.

Никаких кейсов и телефонов

Эти улицы навели многих на мысли о сравнении инаугураций Путина и Обамы. Мы же, по заверениям наших политиков, демократическая страна. А США – вроде бы признанный лидер в области демократии. Стали граждане сравнивать и обнаружили, что в Америке простому народу можно смотреть на то, как вступающий в должность президента гражданин приносит присягу, а у нас нельзя. То есть не совсем нельзя, по телевизору – пожалуйста. Хоть на диск запиши и каждый день прокручивай, умиляясь. А вот в живую – нет.

Попасть на вступление в должность первого лица страны можно, только если ты Дима Билан, Тимати, Стас Михайлов или по крайней мере Надежда Бабкина. Если ты просто россиянин, то приготовься к тому, что тебя не только не пригласят на торжество, но ещё и твоё передвижение по улицам столицы может быть весьма грубо ограничено.

Чтобы ничто и никто не помешал господину Путину попасть на свою инаугурацию, столицу зачистили. Центральные улицы, парки и бульвары города перекрыли и для автомобилей, и для прохожих. По данным «Эха Москвы», на выход не работали 13 центральных станций метро, а жильцы домов на Новом Арбате не могли выйти из своих квартир. Омоновцы, не церемонясь, задерживали и бросали оппозицию в автозаки.

По пустынным улицам столицы Путин добрался от Белого дома до Большого Кремлёвского дворца. В Андреевском зале, где он, положив руку на Конституцию, обещал уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, собралось около трёх тысяч своих в доску ребят – это члены правительства, депутаты Госдумы, судьи Конституционного суда, участники предвыборной кампании Путина, дипломаты, священники, деятели науки и культуры.

Приглашённым на торжественное мероприятие народным избранникам были розданы ценные указания: куда приходить и чего не стоит с собой приносить. Копией одного такого с нами поделилась депутат Госдумы Ольга Алимова. «Служба охраны просит проинформировать, что не допускается иметь при себе портфели (кейсы), оружие, газовые баллончики, видео- и фотокамеры, мобильные телефоны», – гласила бумага, подготовленная аппаратом Госдумы.

Играет гимн, поднимается президентский штандарт, новый президент, заглядывая в текст присяги, говорит о своём долге в служении Отечеству и его народу, «поддержка которого вдохновляет и помогает решать самые сложные задачи». Путин выходит на Соборную площадь поприветствовать Кремлёвский полк и гостей. Звучит гимн Глинки «Славься». Гремит салют. Президент посещает молебен на служение Отечеству. Получает «ядерный чемоданчик». Всё красиво, торжественно и пышно. Всё это время центр Москвы находится практически в осадном положении.

Почувствуйте разницу

Вернёмся к Обаме. Точнее к Америке. Попробуем разобраться, так ли всё благостно в тех Штатах и так ли всё плохо у нас.

Самая популярная тема для обсуждения нынешней инаугурации президента – пустынные улицы и жёсткое отношение ОМОНа к обычным гражданам. «Вот он, народом избранный президент», – подобные едкие комментарии сопровождают картинки с кортежем Путина в социальных сетях и блогах.

В качестве примера того, как должна проводиться настоящая демократическая инаугурация, приводятся фотографии вступающих в должности президентов Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего. На них Капитолий и президент, приносящий присягу в присутствии сотен тысяч своих соотечественников. Кадры сопровождаются комментариями: «Найдите 10 отличий».

В США, в отличие от России, большое значение придаётся процессу делегирования народом функций представлять всю страну одному человеку. У нас процесс передачи власти больше похож на междусобойчик, происходящий в среде политических элит. И народ выполняет функцию чисто декоративную. Именно такое отношение власти к гражданам и обидело наиболее продвинутых из них.

Помимо того что Обама произносил текст присяги перед рекордной по числу аудиторией (по разным данным, на его инаугурацию собралось от 800 тысяч до 1,8 млн человек), так он ещё запомнился пешеходной прогулкой по Пенсильвания-авеню. Улыбаясь, он шёл мимо радостных и размахивающих флажками американцев. И все были счастливы. Ну, по крайней мере на картинках.

Те, кто защищает путинский инаугурационный процесс, стали откапывать материалы, играющие не в пользу Америки. И нашли. Со ссылкой на телеканал CNNсообщается, что стоимость инаугурации первого чернокожего президента и торжеств, с ней связанных, стала самой дорогой в истории США: расходы на её проведение могли превысить 160 млн долларов. Но защитники как-то скромно при этом умалчивают, что «торжества» состояли из парада, торжественного ужина и десяти официальных балов, проводимых инаугурационным комитетом.

Сколько денег было потрачено на вступление в должность главы нашего государства, точно не известно. В СМИ крутятся такие цифры: 10 млн рублей на памятные медали для гостей, 12 млн – на банкет. Кстати, на банкет, по данным администрации президента, пригласили всего тысячу человек. Междусобойчик – он и есть междусобойчик. Один перед толпой народа клянётся, другой – перед кучкой чиновников и подхалимов.

Вернёмся напоследок ещё раз к пустынным улицам. Повышенные меры безопасности – практика для таких важных мероприятий общепринятая. В тех же Штатах на инаугурации Обамы въезды в Вашингтон были перекрыты, в центре города стояли блок-посты с бронетранспортёрами, на крышах сидели снайперы, в небе службу несли самолёты-разведчики, а гражданским летать в то утро над столицей было запрещено. Но народ-то на улицах был. Президента видел.

Во время инаугурации Путина в Москве дежурило около 20 тысяч сотрудников полиции и солдат внутренних войск. Они-то и зачищали улицы: разгоняли всех без разбору – и мирных прохожих, и оппозицию. Что тому было причиной, непонятно: то ли выслужиться хотели, то ли жизни избранного президента что-то угрожало. То ли оттого, что свои же правоохранители россиян за народ давно не считают.

Бронированные авто для книги и для президента

Такая несвободная в демократическом плане Беларусь, так по крайней мере её представляют нам рупоры нынешней власти, центральные каналы, имеет с Россией много общего. У них батька пожизненный, у нас Путин такой же – в прошлом году Александр Лукашенко в четвёртый раз стал президентом Беларуси. Нынешний срок Путина тоже можно назвать четвёртым, так как преемник его был уж очень несамостоятельной фигурой.

У нас с братьями-славянами даже инаугурации похожие. В кортеже по дороге к трону бронированные мерседесы, всюду на ступенях красные ковровые дорожки, присяга перед узким кругом избранных, духовенство в первых рядах гостей, рука на Конституции и обещание служить собственному народу, при этом полная зачистка от этого самого народа. Говорят, готовить город для торжественной церемонии в Минске начинают за полгода.

На соседней Украине всё происходит немного по-другому. Там на инаугурацию приглашают глав иностранных государств (в Белоруссии тоже приглашают, но туда не едут, бойкотируют), а во время принесения присяги рядом с Конституцией лежит Пересопницкое Евангелие.Эта книга весом более девяти килограмм и возрастом старше 450 лет хранится в Институте рукописей в сейфе. В Верховную раду, где проходит церемония, её доставляют в бронированном автомобиле.

Улицы Киева во время инаугурации тоже перекрывают, но не надолго. Делается это в основном для проезда иностранных делегаций. Правда, какие улицы и на какое время будут недоступны, там сообщают заранее, в отличие от нас, где маршруты передвижений иностранных граждан, равно как места и время перекрытий, держат в секрете. Ещё там полицейские прохожих не гоняют. В остальном отличий нет: мерседесы, ковровые дорожки и духовенство также имеются.

Во Франции, в отличие от многих стран, президент присягу не приносит. Да и сама церемония вступления в должность там проще и короче. Обычно новый глава государства с глазу на глаз общается с прежним, получает от того «ядерный код», потом произносит перед собравшимися в Елисейском дворце краткую речь и производит смотр республиканской гвардии. Заканчивается всё 21 пушечным залпом. Справедливости ради надо заметить, что происходит это не при всём честном народе. Но после орудийного салюта президент едет вдоль Елисейских полей в сторону Триумфальной арки, где ему предстоит возложить венок на могилу Неизвестного Солдата. И вот тут-то новый глава государства встречается с людьми, стоящими вдоль пути следования маршрута.

Кстати, незадолго до вступления в должность президента Николя Саркози в Париже творили погромы недовольные итогами выборов студенты, а исламские террористы пригрозили серией терактов. Несмотря на это Саркози от народа не спрятался. Мимо многочисленных французов он проезжал, по пояс высунувшись из авто. Авто, кстати, было местного производства.

Инаугурация президентов в Южной Корее проводится на площади перед зданием Национальной ассамблеи в присутствии десятков тысяч зрителей.

Одной из самых роскошных считается президентская инаугурация в Бразилии. Новый глава ездит по столице в открытом автомобиле, приносит присягу и тут же назначает нескольких высших чиновников. В честь президента проводится военный парад и многочисленные концерты.

****

Присяга чтобы от зубов отскакивала!

Во время своей первой инаугурации Борис Ельцин произносил присягу, приложив руку к сердцу, а не к Конституции, как это стали делать после.

Далму Русеф, первую женщину-президента Бразилии, на инаугурации охраняли женщины-телохранители.

В 2000 году Висенте Фокс, вступая в должность президента Мексики, отметил этот день завтраком с беспризорниками в трущобах Мехико. Дело в том, что мексиканцы не придают особого значения процедуре инаугурации.

Вступление в должность Виктора Януковича прошло с небольшим конфузом. Когда он заходил в зал, двери перед ним стали закрываться. На помощь президенту кинулись солдаты почётного караула.

В 1999 году в честь инаугурации президента ЮАР Табо Мбеки (второго чернокожего руководителя в истории страны) на статуи людей, установивших в прошлом господство белого меньшинства над чёрным большинством ЮАР, были надеты зелёные мешки. Сама церемония инаугурации началась с того, что президент лично надел мешок на одну из статуй.

Во время принесения присяги Барак Обама немного ошибся в словах, поэтому по совету администрации на другой день в одном из кабинетов Белого дома он повторил церемонию присяги. Фотографии и аудиозапись этого действия были позже распространены. Обама – седьмой президент США, которому пришлось повторять присягу, но он стал первым, кто повторял её из-за того, что ошибся в тексте.

В этом контексте примечательна одна особенность чешской инаугурации. Там отступление от текста присяги или даже малейшая запинка являются основанием для немедленной отмены результатов выборов и назначения новых. Пока, правда, такого в Чехии не случалось.