Регина Сосновская: Наша задача – вернуть детей к природе
В прошлом году мы с друзьями отправились отдыхать с палатками на Зеленый остров. Там, напротив затонского солярия, нас встретили пляжи и посадки, заваленные пустыми бутылками и упаковками от продуктов питания. Сверху островок, может быть, и выглядит зеленым, а на деле это одна большая несанкционированная свалка. И люди, отдыхающие на Зеленом, мусорку эту только увеличивают. Когда мы возвращались с отдыха, на катере среди десятка пассажиров только у нас были чёрные пакеты с мусором. Остальные туристы, в том числе и отдыхавшие с детьми, отходы бросили на острове, а на нас смотрели с недоумением. Если уж взрослые люди даже при детях не стесняются мусорить, то неудивительно, что с экологией у нас большие проблемы.
Руководитель летних школ Союза юных экологов Саратовской области Регина Сосновская считает, что добиться уважительного отношения молодого поколения к природе можно через экологическое воспитание.
– В марте этого года Совет Федерации огласил проект концепции формирования национального плана действий в интересах детей России на 2012–2017 годы, пропагандируется международный общественно-политический форсайт-проект «Детство-2030». Ученые и государственные мужи умно и красиво объясняют, как нам нужно воспитывать современных детей. А мы просто, без всяких «концепций» и «парадигм», учим детей любить природу.
– Вам, как педагогу, виднее – интересуются ли сегодня дети и подростки экологией?
– Знаете, дети сейчас катастрофически редко бывают на природе. Некоторые не хотят: «Я лучше в компьютер поиграю». А желающих вывезти целая проблема. Если в классе спросить «Кто был в этом году в лесу?», руки поднимут единицы. И те были на Кумыске, на пикнике. Наша задача – вернуть детей к природе. Показать им её красоту и значимость. Природа – мощный воспитательный фактор. Ребенок, сходивший в несколько походов, и тот, который не был в походе, – это небо и земля.
Ежегодно мы устраиваем два байдарочных похода по Хопру, Терешке или Медведице. К счастью, тут мы ни от кого не зависим. Байдарки у нас свои – куплены на грантовые деньги несколько лет назад. И еще проводим летние экологические школы в Лесной Неёловке Базарно-Карабулакского района и национальном парке «Хвалынский». В Хвалынск приезжает до сотни ребят. Они каждый день ходят на разные экскурсии – по орнитологии, ландшафтоведению, гидробиологии, ботанике. По окончании экологической школы сдают зачеты по всем дисциплинам и получают сертификаты и дипломы.
Кроме того, мы ежегодно проводим областной фестиваль экологических инициатив и конкурс «Природа и человек», на которые ребята из школ Саратова и области присылают свои краеведческие работы. На последний апрельский конкурс пришло много интересных работ. Многое зависит от энтузиазма педагогов. Казалось бы, в деревне полно забот – натуральное хозяйство, можно сказать, зарплаты смешные, – а учителя всё равно находят время с детьми местную флору или фауну изучать, кто-то речки и родники исследует, старается охранять родную природу.
– Поехать жить в палатках – это романтика, а вот убирать лес от чужого мусора не каждый тинейджер согласится?
– Зря вы так думаете. Если хорошо объяснить, зачем, например, нужно чистить родник, и для поездки к нему организовать автобус, то многие дети с удовольствием поедут. Конечно, сформировались уже отдельные циничные ребята, которые понимают, что такими вылазками не поможешь в глобальном смысле. Такие дети отказываются принимать участие в экологических акциях. А когда мы в походах, то не только своего мусора не оставляем, но и чужой убираем. Дети это видят, и такое поведение становится для них нормой. На мой взгляд, личный пример действует в тысячу раз лучше, чем социальная реклама и видеоролики. Мы не ставим перед собой задачи убрать весь мусор, наша задача – объяснить детям, почему нельзя так наплевательски относиться к природе.
– Чем ваш Союз юных экологов отличается от других общественных и государственных экологических организаций?
– Союз работает уже более десяти лет. Держится на нескольких энтузиастах-педагогах, которые на общественных началах готовы тратить своё время на занятия с детьми. В основном это школьные учителя и университетские преподаватели. Некоторым нашим педагогам уже за семьдесят (например, наш главный энтузиаст председатель Борис Андреевич Софинский). Но когда они в лесу, то забывают про все свои болячки и делятся с детьми своей энергией, богатейшими знаниями и опытом.
Пока у нас есть силы, мы это дело не бросим. Самое большое наше достижение – это то, что мы занимаемся с детьми непосредственно на природе, организуем краеведческие экспедиции (автобусные и байдарочные), ведь у нас множество потрясающе интересных и красивых мест.
Уже много лет подряд вывозим ребят в полевые лесные школы. Организовать это очень сложно: нужны деньги, автобусы, научное, туристское и кухонное оборудование (живем в палатках, готовим на костре), преподаватели, готовые работать бесплатно, и др. С одной стороны, нам, как общественной организации, это сделать проще, но денег нет, надо где-то добывать. Пишем заявки на гранты, министры экологии всегда помогали с транспортом и книгами на призы.
– А родители не желают обрести гармонию с природой?
– Некоторые родители порываются поехать опекать своих чад, но мы их не берем из принципиальных соображений. Потому что дети при родителях и дети в коллективе – это совершенно разные дети. Сегодня так много инфантильных, несамостоятельных, ни к чему не приспособленных ребят. Они должны знать, что в походных условиях всё нужно делать самостоятельно.
– Педагоги – энтузиасты, дети – активисты, а государство вам какую-нибудь поддержку оказывает?
– За время нашей работы в областном комитете охраны окружающей среды и природопользования уже третий министр. Предыдущие жали нам руки и говорили, что мы молодцы. «А денег на летнюю школу дадите?» – спрашиваем. «Какие деньги? Денег нет, всё секвестрировали», – отвечают.
Новый министр Андрей Евгеньевич Андрющенко, правда, только заступив на должность, подписал дипломы победителям экоконкурса и выдал книги на призы. Но это каждый год одни и те же издания. Дети, которые не первый раз участвуют в летних школах, уже знают эти книжки наизусть. Еще новый министр обещал помочь с автобусом для летней школы в Хвалынске: туда всё-таки далеко ехать, получается очень дорого. Надеюсь, что получится.
По самым скромным подсчетам, бюджет «Хвалынской школы» насчитывает более ста тысяч рублей. Примерно столько нам ежегодно в качестве гранта выделяет компания «ТНК-ВР». Это наш главный спонсор. Но мы за эти деньги умудряемся провести четыре школы, приобрести новое оборудование к ним, областной фестиваль, конкурс и создавать методические пособия и макеты печатных изданий (на само издание деньги мы получим, скорее всего, в следующей жизни). Так что подарки детям покупаем чисто символические. Но школьникам и преподавателям важнее не подарки, конечно, а общение и обмен опытом.
У нас в ноябре был областной фестиваль экологических инициатив, было 43 заявки, но из-за аварии микроавтобуса с детьми из Балакова школьникам из районов не разрешили приехать. Мы потом общались по электронной почте, все очень переживали, что не видели выступлений ребят из других школ.
– А о чём пишут школьники? И достойны ли эти работы всероссийских и международных экологических форумов?
– Работы – разные. Есть очень достойные, а главное, связанные с теми местами, где ребята живут. Приведу примеры из исследований, присланных на недавний областной конкурс «Природа и человек».
Школьники из средней школы № 1 города Петровска сделали интерактивную карту-путеводитель, в которой указана степень загазованности воздуха в различных районах города.
Ученики марксовской школы № 1 вместе с педагогом исследовали проблему: может ли быть асфальтовый завод безопасным для окружающей среды? В ходе работы ребята проводили мониторинг изменения растительности на территории, прилегающей к предприятию.
А ребята из села Моховое Ершовского района подготовили историю возникновения Мохового пруда и выяснили, что существует опасность загрязнения водоема сточными водами животноводческих ферм.
Все пишут о своем уголке родной природы с большой любовью и с горечью (если что-то не в порядке). Отрадно, что многие детские проекты содержат конкретные предложения и пути решения местных проблем. Если бы их поддержали взрослые (чиновники, администраторы), от которых зависят конкретные дела, вот это был бы воспитательный эффект!
Что касается конференций, то они тоже бывают разными. Недавно мы были у нас в Саратове на якобы международной конференции. Очень слабая получилась конференция. А в конце марта мы с тремя учениками физико-технического лицея № 1 побывали в Санкт-Петербурге на V Всероссийской научной экологической конференции школьников и студентов «Вода – источник жизни на земле». Хотя организаторы не в состоянии ничего делегатам оплатить, они такие же энтузиасты, как и мы, собралось много ребят из разных городов – из Хабаровска, Нижнего Тагила, Москвы, Ярославля, самого Санкт-Петербурга.
Выступление с докладами проходило в исторических местах города – в Русском географическом обществе, в здании Российской академии наук и в старинном здании «Водоканала», оборудованном сейчас по последнему слову техники и дизайна под детский экологический центр. Докладчики, которых иногда было почти не видно из-за кафедры, выступали со своими работами в тех же стенах, что и многие великие ученые нашей страны. Представляете, как это мотивирует детей?! Мы возили два доклада – «Исследование жесткости воды в Саратове и его окрестностях» и «Изучение популяции хищного растения пузырчатки». Вторая работа была подготовлена на основе исследований, проведенных в Хвалынском национальном парке.
В апреле нас звали на настоящую международную детскую экологическую конференцию в Тайвань (2nd Eno Asia Oceania Conference). Там, конечно, и встретили бы, и разместили, но билеты очень дорогие. Родители такое оплатить не в состоянии, а спонсоров у нас не найдёшь.
– А как вы думаете, взрослых людей можно как-то «вернуть к природе»? Перевоспитать их, что ли?
– Возможно, мысль совсем уж утопическая, но хочется верить: если мы правильно воспитаем детей в наших лесных школах, то они в свою очередь смогут кое-что объяснить и доказать взрослым.