Стратегический разговор

Оценить
Новая власть строит грандиозные планы сразу на два губернаторских срока Валерия Радаева

На заседание единственно выжившего в Саратове дискуссионного клуба ЕР я шел с некоторой опаской. Боялся, что серьезного разговора не состоится, а будет, наоборот, стучание в барабаны, дудение в фанфары, фейерверки и прочие атрибуты праздника. Даже заголовок вчерне придумал –«Клуб победителей». Но ошибся, каюсь. Настроение было деловым, даже немного сумрачным. Похоже, члены клуба, а они представляют победившую часть ЕР, поняли, что перед ними стоят не просто сложные задачи, а задачи очень сложные.

Тем не менее, от названия дискуссии веяло наивным оптимизмом «Стратегия – 2012–2022». Это, стало быть, два срока губернатора Радаева. Первый, только стартовавший. И второй, который вроде бы должен начаться в 2017 году, когда благодарные жители выберут Радаева на второй срок.

Сама дискуссия, как и все дискуссии подобного рода, была похожа на греческий салат. Крупными кусками были перемешаны банальности, действительно стоящие идеи, некие проявления сумеречного сознания. И всё это под обильным соусом из цитат от Д. Медведева, В. Путина, В. Радаева. Вообще-то я по-детски надеялся, что уйду после двухчасового обсуждения, унося с собой толстую книгу под названием «Стратегия». Но действительность быстро обломала меня.

Во-первых, реально дельных предложений было не так уж много. Во-вторых, вице-губернатор Денис Фадеев, подводя итоги, внес ясность: стратегию будут разрабатывать министры, а уж потом общественность сможет высказать свое мнение. Получилось по Гребенщикову: «Все пути начинались от наших дверей, но мы вышли только стрельнуть сигарет».

Старт из положения лежа

Наш отчет лучше подать читателям в хронологическом порядке: кто первый выступил, кто второй, что сказал и так далее. Потому как группировать текст по тематическим предложениям вряд ли стоит, их – реально интересных предложений – было не так уж много. В самом деле, не включать же в текст сентенции учительницы начальных классов, которая рассказала нам, что «без образования не может быть развития» и далее в том же духе?

В начале было слово. И сказал его – ну как всегда – Александр Ландо. Он говорил о том, что прежде чем понять, куда надо идти, надо понять, где мы находимся. По переглядыванию присутствовавших стало ясно, что все они этот адрес знают. Но Ландо хотел уточнения. Рассказал, что даже была мысль провести аудит всего областного хозяйства, но потом от этой мысли отказались: дорого. Положение определяли эмпирическим путем. И хотя все считали, что мы в ж..., Александр Соломонович показал себя поэтом. Говорил он примерно так: «Наш корабль без рулевого шел по бушующему морю и обязан был разбиться о рифы». Но произошло чудо, имя коего мы все знаем.

Александр Соломонович, как всегда, стремился захватить побольше тем. Многим просто казалось, что он перескакивает с вопроса на вопрос. То о стиле нового правительства. О том, как вице-губернатор Фадеев в час ночи позвонил главе района. Тот оказался в двойном шоке: от времени звонка (они там, на селе, привыкли рано ложиться), а второй шок был вызван осознанием, КТО звонил. Отсюда мысль Ландо перетекла к проблеме малоперспективных районов, мол, позакрывать их надо, потом поговорили о кадровом голоде. Почему-то г-н Ландо в этот раз придерживался теории, что на территории надо назначать не местных, а привозных из центра. И как удачный пример привел краткосрочное руководство Сергея Нестерова в Хвалынске. Уж чего там добился экс-начальник банного треста, нам неведомо, зато сейчас он целый министр.

Собственно, дискуссию начал Владимир Буров, сейчас работающий в столыпинском институте (ПАГС). Высказанные им мысли действительно были дискуссионны. Повернуться лицом и оказывать всяческую поддержку крупному бизнесу. И уже крупный бизнес потянет, как локомотив, бизнес малый. Необходимо вернуть (как?) крупных налогоплательщиков – банки, энергетические и телекоммуникационные предприятия. Поговорили, но уже без ажиотажа, о долгах областного бюджета. Мол, по заимствованиям мы на пятом месте в России. Но почему-то никто не говорит о том, что, когда Ипатов принял власть, долги – в процентном отношении – были теми же, около половины бюджета. За семь ипатовских лет в абсолютном выражении задолженность выросла, но в процентном осталась той же. Еще мне хочется вспомнить слова одного видного чиновника правительства Аяцкова: «Долг – это сто рублей, если же миллиард, то это основа для партнерства». Для улучшения финансового положения области Владимир Буров предложил выйти на фондовый рынок с областными облигациями. Но для этого надо повышать рейтинг региона.

«Сокол», водка, калач и гармонь»

Надеюсь, простит мне нынешний премьер, что исказил канонические строки из песни его любимой группы. Но именно в четыре названных слова уложились почти все идеи участников клуба, когда стали обсуждать вопрос, чем же может быть знаменита в мире и в России наша область.

Разговор начал журналист Алексей Колобродов, и поначалу он вел речь совсем о другом. Он говорил о том, что надо за себя взяться, а все разговоры о грядущих инвестициях – наивны. Еще Алексей утверждал: нет смысла надеяться, что славу нашему городу могут принести академические учреждения культуры, попросту ТЮЗ, театр драмы и так далее. Если и можно на кого-то надеяться, то только на представителей альтернативной или по крайней мере неофициальной культуры. Еще г-н Колобродов утверждал, что нам нужен созданный снизу, от народа, экспертный совет. Как выяснится позже, эта его идея была трансформирована до полной неузнаваемости. Что же касается брендов Саратова, ведущий Ландо ловко принял подачу. Алексей в начале своего спича говорил о табачной фабрике. Александр Соломонович, справедливо решив, что, где курят, там и пьют, предложил восстановить наши исторические производства водки, широко известные бренды «Ликсар» и «Бализ».

Еще Колобродов говорил о развитии малобюджетных видов спорта, имея в виду прежде всего пляжный футбол. Александр Соломонович перевел его предложение в более привычное русло. И стал говорить о «Соколе» нашем. О том, что, когда команда была в высшей лиге, все знали, что есть на земле такой город – Саратов. А сейчас забыли. И следом сказал, что губернатором Радаевым поставлена задача «Соколу» – выйти в первую лигу. Интересно, получили ли аналогичные распоряжения из Саратова наши соперники по второй лиге? Конечно, немного поговорили и о саратовской гармони, куда же без нее. На этом официальный список привлекательностей был исчерпан. Впрочем, неофициальный список брендов тоже невелик.

Странно, что никто не говорил об острове сокровищ ценою не то в семь, не то в пятнадцать миллиардов евро. И хотя никто до сих пор не знает, что же конкретно хотят там построить, найдется немало желающих посмотреть, как строится замок на песке (в буквальном смысле) ценой в десять годовых бюджетов области.

Память о «Синей птице» и автомобиль «Пежо» санитарной авиации

Практически на каждое такое или подобное мероприятие ходят бизнесмен Михаил Волков и ученый экономист, в прошлом тоже бизнесмен, Дмитрий Удалов. Как правило, их выступления не вливаются в общий поток, но подобие обсуждения, некой сшибки мнений создают. На этот раз они солидарно выступили за проведение форума.

Как образец был предложен трехдневный мозговой штурм «Бизнес и власть», который был проведен на заре ипатовского правления в балаковском пансионате «Синяя птица». Я, кстати, тоже там участвовал. Но на этот раз идея поддержки не получила. Очень даже может быть, по той причине, что не хочется повторять шаги, пусть и удачные, прошлой власти. Идею форума отвергли, предлагая сосредоточиться на создании экспертного совета. Потом и эту задумку слегка кастрировали, и прозвучало предложение создать экспертные советы при каждом министерстве. Если к тому же советы будут формировать сами министры, то это будут очень эффективные организации.

Еще надо сказать, что и сами инициаторы форума не очень-то верят в действенность своей идеи. Михаил Волков сказал мне, что после той еще встречи в «Синей птице» было немало надежд, что власть услышит бизнес. Но в скором времени всё заболтали, а потом и вовсе забыли.

Почти в каждом выступлении, кроме слов о прекрасном будущем, были и маленькие картинки с натуры, показывавшие, как на самом деле мы живем. Все приводить не будем, только одну. Главврач областной больницы Владимир Шульдяков стал говорить о проблемах саратовской санитарной авиации. Проблемы таковы: автомобили «Пежо», которыми оснащена авиация, на наших дорогах принялись ломать себе задние мосты. Некое объяснение этому прискорбному факту г-н Шульдяков нашел в том, что автомобили перегружены медицинской техникой. А затем предположил, что санитарную авиацию лучше бы оснастить вертолетами. Хорошо хоть не УАЗами – те не ломаются.

Как профсоюзы Путина спасли

После некоторых речей члены клуба начинали внимательно вглядываться в лицо оратора – всё ли с ним в порядке. Нет, я не о предложении пересчитать всех саратовских коров. Здесь-то как раз заложен глубокий двойной смысл: или доказать, что ипатовский миллион тонн молока есть выдумка, фантазия – столько молока от выживших коров получить невозможно. Или выяснить, что саратовские буренки по надоям превосходят своих голландских подруг.

Нет, о другом надо написать – о выступлении лидера саратовских профсоюзов г-на Ткаченко. Начал он эпически: «Саратовская область – наш дом. Наш дом в огне. В горящий дом вошел губернатор Радаев. Без денег». Зачем губернатору Радаеву деньги в горящем доме, профбосс не пояснил. Зато рассказал другую не менее занятную историю. Когда Путин готовил свою предвыборную программу, «креативный класс – белые ленточки» (это прозвучало как единое ругательство) подсунул в план Путина пенсионную реформу с повышением возраста выхода на пенсию. Но вмешались профсоюзы, коварный план был из предвыборной программы выброшен. И Путин победил. Михаил Ткаченко говорил это так, что стало ясно: не вмешайся профсоюзы, победа Владимира Владимировича была бы невозможна.

Странно, что только от г-на Ткаченко я слышал эту историю. Больше об этом никто не рассказывал, даже Говорухин, хотя он чего хочешь может рассказать. Еще более странно, что лидер профсоюзов умолчал о том, что пенсионная реформа, увеличивающая возраст выхода на пенсию, дело практически решенное. Может, не знает?

Завершали дискуссию члены кабинета министров. Их было три – Роман Чуйченко, Борис Шинчук и вице-губернатор Денис Фадеев. Странно, что все трое из идеологического блока, а экономисты наше собрание своим присутствием не почтили. Чуйченко говорил туманно, даже с некоторым налетом мистицизма. В основном о миссии. Некоторые члены клуба, находившиеся под впечатлением поражения «Барселоны», которое случилось накануне, начали плести словесные кружева «миссия-мессия-Месси».

Борис Шинчук резко и, как ни странно, коротко возразил одному из участников, который предлагал переименовать правительство в администрацию, а министров – в начальников комитетов. «Министр – это звучит гордо. Когда в Москве говорю, что я министр правительства Саратовской области, передо мной открываются все двери». Да и никто в это не сомневается. Саратовских министров очень ценят в столице и всегда им рады.

По чиновничьей субординации завершал мероприятие вице-губернатор Денис Фадеев. Он рассказал, куда кладет губернатор, и предложил всем мир. Главный абзац из выступления Дениса Владиславовича цитируем по агентству «Взгляд».

«Главный приоритет правительства – поддержка человека, это и кладет во главу угла губернатор. Хотел бы тоже всем коллегам предложить закончить охоту на ведьм, мы уже давно друг друга знаем: кто с кем и кто за кем. Нужно объединиться вокруг области и ее жителей. Власть должна быть эффективной и спрашивать со всех своих представителей, в том числе и с тех, кто покупает джипы и мебель в кабинеты. Мы собираемся не ради пиара, и мы готовы делиться с экспертами, политическими партиями. Но нужно провести жесткую кадровую работу. В России две беды – нам нужны новые люди».

Призыв интересный – насчет новых людей, но вряд г-н Фадеев смог увидеть их на клубе: туда из года в год ходят одни и те же люди. Да, вы можете спросить меня о стратегии: мол, изобрели? Нет, отвечу я, зато поговорили. Может, временами дельно.